Весной мы были в Милане.
Какая для вас самая главная достопримечательность этого города? Кто-то скажет, что их там много, кому-то там достопримечательностей в Милане катастрофически не хватает. Скажу честно, их там действительно много, просто надо знать места. Мы много где побыли в Милане, много чего посмотрели, город ногами исходили, на трамваях и метро изъездили, автобусами исколесили.
И, естественно, мы не могли не посетить оперный театр Ла Скала (Teatro alla Scala или La Scala). Мы его посетили дважды. Это для нас была одна из самых главных достопримечательностей Милана. Была и остается.
Первый день мы посетили музей Ла Скала. Поверьте, посмотреть есть чего.
Второй раз нам повезло больше. Совершенно случайно мы попали в театр. Нас пригласили. Пригласила какая-то женщина, которая ждала группу гостей, но они явились далеко не все и нас она пригласила для массовки.
Отказать в этом удовольствии мы себе не могли и попали снова не только в музей, но и на генеральную репетицию оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».
Впечатление?
Впечатление! Да. Сильное! Словами не передать. И звук, и свет, и интерьер.
Не зря же Ла Скала считается одим из лучших оперных театров мира.
Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви "Санта Мария делла Скала", откуда происходит и название Ла Скала. Церковь снесли. Это императрица Мария Тереза Австрийская приказала архитектору Джузеппе Пьермарини построить новый театр, так как главный герцогский театр, находившийся при дворе Палаццо Реале, сгорел.
У театра Ла Скала невероятная история. Когда на месте церкви велись раскопки и очищалась площадка для строительства, то была извлечена мраморная глыба, на которой был запечатлен Пилад — знаменитый мим Древнего Рима. Это сочли добрым знаком. Возможно, то действительно был тот самый добрый знак.
Проект Ла Скала, как и приказано было императрицей, был создан архитектором Дж. Пьермарини. Не знаю почему, но в свое время это было одно из красивейших зданий в мире. Оно ничем не примечательное и если бы не путеводитель, то мы прошли бы его и не заметили или не обратили внимания. Я, кстати, не поверила даже с путеводителем, что это Ла Скала и для пущей убедительности несколько раз прочитала табличку с названием.
Здание построено в строгом неоклассическом стиле и отличается идеальной акустикой.
Построено здание театра было всего за 2 года, что по тем меркам считалось довольно быстрым. В августе 1778 года на сцене нового оперного театра состоялся первый премьерный показ — опера «Признанная Европа» композитора А.Сальери. Жители города сразу же полюбили свой театр.
Художественная отделка зрительного зала сочетается с удобным расположением мест и соответствует всем строжайшим требованиям оптики. Здание театра 100 метрам в длину и 38 — в ширину.
Главный зал сооружен в форме подковы. Всего в театре 194 ложи, в каждой из которых помещаются от 8 до 10 человек. Королевская семья в свое время имела собственную ложу, которой, кроме членов фамилии, никто не имел права воспользоваться.
Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. Да, так театр зарабатывал деньги.
В свое время сцена театра была невелика, а партере изначально не было кресел, их заменяли складные и передвижные стулья. Освещение было достаточно тусклым и в ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как на них капал расплавленный воск.
Отопления в театре так же не было.
Зал театра был чудесным, выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. И в этом восхитительном зале происходило все — от балов до азартных игр и корриды.
Ла-Скала обошелся Милану в 1 миллион тогдашних лир.
Расходы распределили между собой 90 аристократов города.
Здание театра не раз реставрировали. Во время Второй мировой войны оно было разрушено и восстановлено в первоначальном виде инженером Л. Секки. Театр "Ла Скала" вновь открыли в 1946 году.
Следующая реставрация театра состоялась в 2002-2004 годы, под руководством М.Ботта.
На открытии Риккардо Мути вновь поставил на сцене «Установленную Европу» Антонио Сальери.
Сегодня управление театром, который находится в ведении Министерства культуры.
Благодаря реставрации здание поражает своей архитектурой, сочетающей в себе вековую красоту и современную функциональность.
Роскошное беломраморное фойе с зеркалами и люстрами резко контрастирует со сдержанным стилем фасада, а главный зал в форме подковы украшен лепниной и позолоченными виньетками. Под потолком висит огромная богемская люстра с 365 лампочками.
На гигантской сцене одновременно могут перемещаться 800 артистов. В портере 770 мест, а вместе с двумя галереями и четырьмя рядами ложи зал обладает общей вместимостью 3000 человек. Из соображений безопасности, однако, заняты всегда 2015 мест. Антураж остался практически неизменным, а вот технические возможности возросли многократно.
Театральный сезон торжественно открывается ежегодно 7 декабря, в день Святого Амброджо.
Репертуар театра
До конца XVIII века на сцене театра еще ставили драматические спектакли с участием популярных в те времена трупп театра марионеток. Хотя наибольшей популярностью во все времена пользовалась опера. Оперные сезоны имели свои названия: «карнавальные», «осенние», «весенние», «летние».
С начала XIX века «Ла Скала» становится исключительно оперным театром. В конце XVIII — начале XIX столетий в репертуаре появляются оперы итальянских композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керудини, Дж. Паизиелло, С. Майра.
В театре Ла Скала дебютировали лучшие: в 1812 с произведения Россини «Камень преткновения» началась эпоха итальянской мелодрамы. Именно в Ла Скала впервые выступали Саверио Меркаданте, Гаэтано Донидзетти, Винченцо Беллини.
Даже сам Джузеппе Верди делал свои первые шаги именно в этих стенах, в 1839 с оперой «Оберто, граф Сан Бонифачо», которая принесла ему новые заказы и славу. Однако, в 1945 г. у него возникли разногласия с руководством театра, и великая «эпоха Верди» в Ла Скала закончилась.
Звучали в этих стенах и немецкие, и французские композиторы. Любили в Ла Скала Вагнера.
Ла Скала – место самых громких дебютов: здесь Мария Каллас впервые имела успех в 1950 в опере «Аида».
Постановкой многих опер в этом театре занимались такие именитые режиссеры, как Джорджио Стрехлер, Лучино Висконти, Франко Дзеффирелли, Пьера Луиджи Пицци и Лука Ронкони. Это позволило зрителю по-новому взглянуть на либретто.
Здесь выступали танцоры первой величины: Леонеде Массине, Джордж Баланчине, Карла Фраччи и Лучана Савиньяно.
Сегодня театр Ла Скала радует своих зрителей лучшими оперными и балетными выступлениями, и не только. В стенах Ла Скала не менее популярны концерты и выступления симфонических оркестров. Надеюсь, в недалеком будущем на афишах Ла Скала появится имя главного дирижера Гомельского симфонического оркестра Мурада Ассуила
Стоимость билетов на оперу или балет варьируется от 10€ до 500€, а иногда и выше, даже до 2 000. Такая разница в цене обуславливается многими факторами: премьера, имена, популярностью спектакля, наличием скидок, способом покупки, местами. Истинные театралы прекрасно знают, что в ла Скала действует система скидок, не во всех пунктах продаж. Билеты поступают в кассы театра за 2 месяца до даты показа.
В правом крыле здания находится музей «Ла Скала», открытый в 1913 году.
В залы музея Ла Скала, как я говорила, есть экскурсии. Стоимость 6 евро, групповая экскурсия – 4 евро, детские билеты – 3 евро. Экскурсий на русском языке нет. Продолжительность – 2 часа. Фотосъемка в помещении разрешена.
Время работы залов музея: с 9 до 12 и с 14 до 17.30 часов.
Все билеты в «Ла Скала» являются именными.
Купленный билет нельзя вернуть, подарить или передать кому-то. Исключением являются лишь личные приглашения в забронированную ложу – но таких приглашений удостаиваются единицы.
Адрес: Via Filodrammatici, 2, 20121, Milano (Милан, улица Филодрамматичи, 2)
Добраться до театра «Ла Скала» можно на метро, ветки М1 и М3, станции «Монте-Наполеоне», «Кордузо», «Дуомо». Остановки общественного транспорта: «Манцони Скала» и «Санта-Маргарита Скала» находятся прямо напротив театрального здания.