"На Пасху в Таранто всегда бывает плохая погода" - это всеобщее убеждение, утверждение и святая истинная правда. Я ужасно мерзла и не могла согреться. Также было и 12 лет назад, но только теперь я поняла, откуда весной столько холода на самом юге Италии. Когда мы ехали на поезде из Неаполя через горы Базиликаты, то поднялись на высоту 1000 м. Снежные вершины, дороги, проложенные в невероятных условиях, - шедевры инженерного и строительного гения. Там нет даже километра "просто дороги", непрерывная цепь инженерных сооружений. В Потенце (центр региона) на платформе лежал снег. Вот этот-то холод и стекает вниз, на уровень моря и выстуживает Таранто.
Я уже писала о пасхальных днях на юге Италии, процитирую вступление оттуда.
"Неизменно проходившие через Апулию крестовые походы закрепили в регионе религиозную ноту с примесью язычества и волшебства. Плюс к тому - Южная Италия долгое время находилась под владычеством Испании, поэтому пасхальные обычаи напоминают испанские. До нашего времени сохранились сильные театрально-сценические моменты, сопровождающие религиозные обряды Великого поста и Святой Недели. ВТаранто – ставшем уже городом-символом пасхальных празднований – процессии тоже носят яркий покаянный характер, и сопровождаются почти что театральными «постановками». Все начинается с жарких баталий на аукционах, которые проходят в Вербное (Пальмовое) Воскресенье. На них борются за право несения священных символов и статуй. В итоге организуются две процессии, которые на полтора дня парализуют «город двух морей». Каяльщики (здесь их называют «perdoni») идут босиком с капюшонами на головах до самого рассвета на протяжении 14 километров очень медленно. Это шествие восходит к средневековому ритуалу оплакивания усопшего – так называемой «nazzecata» (очень схожей с пасхальным сицилийским ритуалом «annaccata») – которая заключалась во временном «замедлении» ритма жизни, выражении скорби и траура через замедление жестов и моторики."
Я-то думала, что это театр и специальные люди. Оказывается, ничего подобного, perdoni принимают участие в процессии год за годом, и когда я увидела немолодые и явно больные ноги, то прониклась уважением к испытанию, к которому они готовы. На фото видно, что ветер сильный. Он холодный!
Процессия начинается в Новом городе, заканчивается в Старом. Эти фотографии сделаны там уже около полуночи.
Кажется, что на улицах все-все. Встречи, объятья, поздравления.
Можно зайти во внутренний двор Tribunale, который закрыт во все остальные дни. Там показывают нечто вроде пасхальных живых картин.
Дуомо ярко освещен (о нем будет отдельный рассказ)
и perdoni должны преклонить колени перед его алтарем так же, как они это делали в каждой церкви, стоящей на их пути.
Капелла Сан-Катальдо просто ослепляет своим убранством при праздничном освещении. Можно, конечно, снобистски сказать, что "слишком красиво", но капелла, украшенная мраморными инкрустациями и статуями действительно очень красива.
Кстати, нам рассказали, что статуя Сан-Катальдо была вся-вся увешана золотыми и серебряными украшениями, пожертвованиями многих лет. И вот лет 20 тому назад ее украли, прямо из Дуомо! Эта статуя новая, и украшений стало поменьше:)
А perdoni продолжают свой нелегкий путь...
За участие в процессии они не должны платить, только покупают костюм.
Нам хочется увидеть другую процессию, где будут нести статую Мадонны. Вот за участие в ней надо платить, много. Цифру не буду называть, вдруг это была шутка. Идем к церкви Сан-Доменико, откуда в полночь начнется ществие.
Вот с этого высоченного, фантастически красивого крыльца, должна спускаться процессия.
Так это должно выглядеть, в некоторых витринах мы видели нечто вроде вертепов:
Но народу столько, что не протолкаться и ничего не увидеть. Надо выбираться, учитывая, что мы на острове, а движение перекрыто.
Утешились тем, что на следующий день статуя Мадонны должна быть возвращена на свое постоянное место.
Ни с кем и ничего плохого не должно случиться, все службы приведены в готовность.
Процессию сопровождает два оркестра.
"Каяльщики", perdoni здесь другие. Если "те" идут молча и сосредоточенно и не отвечают, если с ними заговаривают, то "эти" охотно общаются. "Эти" в черных башмаках с белыми шнурками, у некоторых еще и белые розетки. Босиком идут только те, которые несут крест. То есть, не этот, самый главный крест, другие.
Который с жезлом - это распорядитель.
Мадонна пока совсем далеко.
Это мы, обутые, на хорошо обтесанных каменных и холодных плитах
А это натурально босой, б-р-р-р
Мадонна приближается...
Вот она!
У Мадонны скорбное лицо.
Платформа, конечно, чрезвычайно тяжелая, и примерно каждые 10 (15?) минут процессия останавливается для фотосессии, люди возлагают цветы к ногам Мадонны, и движение возобновляется.
Что меня совсем сразило, так это парадная форма карабинеров (alta uniforma), они в треуголках с плюмажами. Очень она здесь уместна.
Всё, это конец официального шествия.
Но оно продолжается неофициальным, и тоже с босыми ногами. Мне особенно запомнилась пожилая женщина в "ходунках". Ею-то точно движет только вера.
Есть еще одна процессия, с 22 статуями, но почему-то мы ничего не узнали заранее, ни времени, ни маршрута, потому и не видели, о чем теперь остается только сожалеть.
Конечно, религиозные шествия были очень интересны, но ты там примерно как зритель на театре. По-настоящему тронуло мою душу вовлеченность всех-всех в эти, пусть, ритуалы, они объединяют людей. Когда я сказала, что у нас была прервана традиция, утрачена связь с прошлым, нам рассказали, что то же произошло и в Италии в 80-е годы. Но вот - возродилось и укрепилось, оказывается, нужно всем.