Booking.com

Таранто - часть 1. Археологический музей

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

По сравнению с ранее увиденными городами Апулии Таранто показался мне каким-то иным миром. Может быть, это предопределено географией: Апулия вытянута вдоль Адриатического моря, а Таранто стоит на море Ионическом. Может быть, это заложено историей: слава бОльшей части Апулии связана с византийским, норманнским и швабским периодами, т.е. средневековьем, а Таранто для современного путешественника - это прежде всего античное наследие. Но самое простое объяснение - это погода: дождь, то припускавший, то ослабевавший в течение того времени, что я был в Битетто и Аквавиве, в Таранто превратился в трехчасовой потоп. Стена воды вокруг, реки воды под ногами, выворачивающий ветром зонтик, мокрая по пояс одежда - все это наложило неизгладимый отпечаток на мои впечатления от Таранто.

Как город выглядит в нормальную погоду, можно увидеть в рассказе уважаемой nantik7. У нее же, кстати, можно прочесть прелюбопытнейшую историю о том, что античный Тарас (так тогда назывался город) был основан спартанскими ублюдками (в данном случае не ругательство, а констатация социального статуса), случилось это в 706 году до новой эры. Я так далеко в историю не полезу, а начну с войны между Тарасом и Римом. Итак, 282 год до новой эры; в мелкую междоусобную войнушку на юге Италии вмешивается Рим; сюда откомандированы десять римских кораблей. По какой-то причине римский флот вынужден зайти в порт нейтрального Тараса, граждане в это время наслаждаются представлением в амфитеатре, и тут в гавань заходят японцы римляне. Горожане убегают из театра, вооружаются, садятся на свои корабли и нападают на римлян. Итог: 4 римских судна потоплены, одно взято в плен вместе с экипажем. Для урегулирования инцидента в Тарас прибывает римский посол, но горожане, вместо мирных переговоров, осыпают посла насмешками за его вульгарный греческий и несолидный покрой тоги. Говорят также, что один из жителей Тараса публично справил малую нужду на тогу римского посла (вот это сюжет для большого живописного - простите за невольную игру слов - полотна!). "Чтобы смыть это, - отвечает посол, показывая на желтые брызги на тоге, - вы прольете море слез и крови!" Война объявлена (281 год до н.э), тарантцы заключают союз с эпирским царем Пирром, далее были слоны, "пиррова победа", долгая изнурительная для всех сторон война. Итог: Пирр вернулся в Эпир (вот она, поэзия!), а проигравший Тарас вынужден покориться Риму: снести стены, сдать оружие и корабли (272 год до н.э), передать римлянам предметы искусства, а называлось это - стать союзником Рима.

В 212 году до н.э. Тарас попытался скинуть иго старшего брата и открыл ворота (получается, стены были уже восстановлены) Ганнибалу. "Свергнуть могучей рукою гнет вековой навсегда" не получилось: в 209 году римляне город взяли и подвергли его тотальной зачистке. Добыча римлян в Тарасе была столь велика, что позволила Республике впервые отчеканить золотую монету. Кому-то из местных было позволено остаться на городском пепелище, а рядом с ним в 123 году римляне построили свою колонию. В 89 году до н.э. греческий и римский города слились в один муниципиум, который с тех пор стал называться Тарент.

Я пропускаю для краткости имперский период, а также всех этих остготов и лангобардов, и перехожу к 840 году уже новой эры, когда Таранто был захвачен арабами, отсюда они совершали грабительские рейды по югу Италии. В 880 году византийцы вернули город себе и обнаружили, что туземцы успели за 40 лет стать мусульманами. Пришлось всех продать в рабство и завезти новых. Но только все устаканилось, как арабы вновь напали на город в 927 году. Теперь уже мусульмане продали в рабство христиан и сожгли все, что еще оставалось неразрушенным с прошлых раз. После разгрома 927 года от античного Тараса практически ничего не осталось (пара колонн стоит против замка, но это как-то трудно сравнить с античным Римом, не так ли?).

В чем же тогда смысл рассказывать об античном периоде Таранто, если от того ничего не осталось? - спросите вы. Отвечу: на поверхности действительно ничего, а вот накопали археологи прилично, и все накопанное не увезено абы куда, а осталось в местном Археологическом музее. Генри Мортон считает Тарантский музей вторым по значимости итальянским археологическим музеем (после неаполитанского Музео), и, поскольку Мортон не Ипполитов или Муратов, с этим утверждением можно смело согласиться. Археологический музей находится на другом (от вокзала) конце города, в новой его части, и ради соблюдения хронологии путешествия я должен был бы вам показать музей в последнюю очередь. Но ведь есть и хронология исторических событий, а она велит сразу же после экскурса в античность показать следы этой самой античности.

Сразу же предупреждаю: музей очень большой, и наскоком за полчаса его не взять. Лично я гулял по нему два часа и был бы не прочь кое-какие разделы посмотреть сразу же по второму кругу, но собака-сторож (человек, конечно же, собака - это его гнилая сущность) не дал мне досмотреть собор до обеда, и надо было зайти туда еще раз  до поезда. Но и два часа - это очень много времени. так что погрузился я и в греческий Тарас, и в латинский Тарент глубоко.

Начнем с ваз. В отличие от маленького музея Ятта здесь, в большом музее, все вазы помещены под стекло, так что бликов при съемке не миновать.
001

002

004

032

033

034

035

036
А ведь убили тирана-то! Даже кровушку его на спинке трона нарисовали.

037

038

039

040

041

042

043-Кассандра перед алтарем Афины
Кассандра перед алтарем Афины (я так понимаю, что баба с копьем - это Афина и есть). Вообще говоря, в музее двуязычные указатели, так что при желании и наличии времени можно читать все сюжеты. О Кассандре пару слов. Очень рекомендую сходить в Мариинке на "Троянцев" Берлиоза (а вот на Вагнера не надо). К сожалению, публика эту оперу не жалует, и потому идут "Троянцы" редко. А поставлена она в духе и тематике "Звездных войн": герои там ходят с бластерами и в скафандрах, погребальный костер Дидоны сложен из мерцающих мониторов, главные партии поются парящими в воздухе (на канатах, разумеется) певцами и т.д. Кассандра, заранее предвидевшая гибель Трои, там погибает героически. Она и троянки, не желающие попасть в руки (ну или куда там попадают женщины после гибели своих защитников) греков, закалывают себя. Выглядит это так: перед ними задергивается белый занавес, на котором потом проступают кровавые пятна - жуткое зрелище.

044-сатира на Эдипа и сфинкса
Оказывается, древние авторы были горазды пародировать собственные же древние сюжеты. Вот тут пародия на историю про Эдипа и сфинкса.

045-сатира на жреца
Еще одна пародия и оскорбление леригиозных чуйств: жрец совершает курение

046-Персей убивает морское чудовище
Персей и морское чудовище

058

059

Далее пошла ваза с нуждающимся в пояснении сюжетом.

061-Персей с головой Медузы

060

062

063

064

065
Первую сцену, думаю, все узнали: Персей показывает голову Медузы. Кому показывает? Да вон тем странным голым хвостатым мужикам - силенам. А вот что здесь делают герои индийских мелодрам и Филипп Киркоров? Ничего, потому что это не они. Вентиляторы? Это тоже мимо: античный мир не знал электричества. Перед нами праздник в честь Аполлона Карнейоса, во время которого участники одевали калатискос - шляпы из соломы. На самой последней картинке сам Аполлон  благосклонно взирает на гулянку своих приверженцев.

067-битва между греками и амазонками
Амазономахия

068-Дионис рождается из бедер Зевса и тянется к Гере
Еще одно оскорбление леригиозных чуйств - практически непорочное зачатие. Дионис рождается из бедр Зевса и тянет ручки к Гере. Краткая предыстория: Зевс загулял на стороне с Семелой; Гера, узнав об адюльтере, решила отомстить. Переодевшись, она пришла к сопернице и внушила ей желание увидеть Зевса таким, какой он на самом деле. Дурочка Семела поддалась на провокацию, попросила Зевса исполнить любое ее желание, тот поклялся, и тогда Семела выложила свое пожелание. Понятно, что от лицезрения божества Семела погибла, но Зевс предварительно умело выполнил кесарево сечение и зашил недоношенный (6месячный) плод в своем бедре. Ну а потом Зевс родил, как полагается мужчине.

069-колесница

070-Эдип и сфинкс
Опять Эдип со сфинксом.

071

072

073-Актеон
Ну это-то историю вы знаете: Актеона поедают его собственные собачки (в Казерте есть великолепный фонтан с этим сюжетом)

074

075
Явный стеб, но автору не хватает знаний по античной мифологии.

076

085

https://sibeaster.livejournal.com/313450.html

Наверх страницы

Отели в Италии