Внутри базилики Сан-Фредиано в Лукке (Италия) покоятся одни из самых почитаемых мощей романовского католицизма — мощи святой Зиты.
Она родилась в 1218 году в деревне Монте Саргати в семье бедняков, и ее еще ребенком отдали работать к богатому торговцу недалеко от Лукки. Зита вела одинокий образ жизни, наполняя ее различными добродетелями. Когда в возрасте 60 лет она умерла, ее тело положили в склепе Сан-Фредиано.
Когда спустя 300 лет после смерти Зиты ее тело осмотрели, то уже никто не сомневался, что Зита была святой: ее тело не разложилось, а мумифицировалось. И таковой святая Зита осталась спустя еще 400 лет. В короне из сухих алых роз, в халате из мягкого зеленого бархата, она лежит на своем ложе, не тронутая временем.
И хотя ее худое лицо несколько потемнело и усохло, оно по-прежнему гладко. Руки смотрятся достаточно гибкими, а на ногтях даже сохранился отливающий на свету глянец.
Святая Зита принадлежит к нетленным — так в католицизме именуют удивительный феномен неразлагающихся тел святых и мучеников. Следует иметь в виду, что святая Зита — не единственный факт такого рода. Нетленные мощи святых покоятся во Франции и Германии, Польше и Испании, Австрии и Бельгии...
Безусловно, этот феномен не мог остаться без внимания ученых. Но на протяжении веков церковь не допускала ученых в свои склепы и костелы, поэтому все попытки хоть как-то объяснить этот феномен носили чисто умозрительный характер.
И лишь в последние годы патологоанатомы, химики и радиологи получили-таки разрешение на более доскональное изучение нетленных мощей. Как оказалось, во многих случаях нетленными мощами оказывались просто-напросто искусно мумифицированные тела покойников, которых по той или иной причине причислили к лику святых.
Так, например, экспертиза мощей тусканской святой Маргариты Кортонской, чье нетленное тело покоится с 1297 года, показала, что покойница искусственно мумифицирована: у нее удалены внутренние органы, а тело пропитано маслами и биологическими и химическими составами.
Но, как выяснилось впоследствии, не все нетленные — дело рук человеческих. Так, тщательное обследование тела той же святой Зиты показало, что все ее внутренние органы оказались на месте. Хотя внешне она довольно хорошо сохранилась.
В чем же дело?
К разрешению этого вопроса имеется два подхода. Один — мистический; он объясняет феномен нетленных Божественным вмешательством.
Другой — научный; в этом случае специалисты полагают, что в некоторых склепах микроклимат весьма эффективно действует на бактерии, уничтожая их, тем самым способствуя естественной мумификации тел усопших святых.
Какой из этих подходов считать правильным — дело веры каждого отдельно взятого человека. Но ведь и сторонники первого подхода свою точку зрения основывают не только на слепой вере, но и на определенных фактах. Так, когда святая Зита была эксгумирована, она вернула зрение слепому и плодовитость бесплодному.