Бари считается самым русским из итальянских городов. Как оказалось, не все дороги ведут в Рим.
Именно в Бари, а точнее в Бар-град ехали русские паломники, начиная с 11 века,когда в город привезли украденные из Миры останки Николая Угодника. О том, как попали в Бари останки Николая Чудотворца, я уже писала.
В соборе хранится книга посетителей, куда записаны все паломники, приезжавшие поклониться святому в 19 и 20-м веках. В списках есть много Николаев. Среди их Гоголь и Николай II.
Верхняя (наземная) часть собора вполне католическая,
но стоит спуститься вниз, в крипту. И вы уже в русском православном храме. Русская речь, православные священники. Иконы и фрески.
На обоих этажах множество шедевров, начиная с 9-го века. У каждого есть таблички, рассказывающие, что это и откуда: кто и когда создал, и кто подарил.
Кстати, традиция подарков не ограничилась прошлыми веками. Путин, например, тоже сделал подарок пару лет назад. Статуя Николая работы Церетелли успела превратиться в достопримечательность, с которой фотографируются туристы.
Где-то тут есть подарок царя Николая. А меня впечатлила икона 12-го века, подаренная царем Сербским. От нее трудно оторвать взгляд.
В общем, собор, несомненно, стоит посещения. Рядом с собором множество сувенирных лавок. В одной из них, кроме крестиков и икон, продают маленькие бутылочки с миро. Мощи св. Николая мироточат. Раз в год это миро собирают, разливают в бутылочки и продают всем желающим. В остальных магазинчиках продают изделия из керамики, дерева и лозы.
От церкви мы решаем найти русское подворье. Для этого проходим под аркой на нужную улицу.
И тут обнаруживаем целый лабиринт улиц, очень напоминающих Иерусалим.
Такие же залитые солнцем камни, мостовые и окна. Да, и двери тоже.
И множество арок. При этом за каждой аркой скрывается новая либо новая улица, либо двор, то есть тупик, в который выходят двери квартир.
В том числе и квартир второго этажа. К ним ведет наружные каменные лестницы.
А еще, почти на каждой улице, уголок, посвященный святому покровителю. Бари – святой город.
На этих извилистых улицах легко заблудиться, что мы и сделали тут же и с огромным удовольствием. Говорят, что улицы специально спланировали так, чтобы враги запутались и не смоги захватить город.
Мы бы точно запутались, но нам было все равно, куда идти, так что мы не волновались. Некоторые улицы и площади мы увидели дважды, а кое-что, скорее всего, пропустили.
Мы видели множество храмов.
Возможно, среди них была искомая русская церковь, а может, и нет. Какая разница? Мы гуляем по узким улочкам Бари Векио – старого Бари.
Гуляем от собора и до обеда. К обеду мы обнаруживаем, что видели множество кофеен, но ни одной таверны, пиццерии или ресторана. Зато есть множество набольших продуктовых лавок.
В лавке нам предложили сэндвичи на любой вкус. Выбираешь булку и любые виды пастрами, сыров, прошутто. И вам на месте сделают шикарный бутерброд.
Но нет! Марику захотелось горячего. В поисках едальни мы покидаем стены старого города, и выходим в новый.
Первое, что мы видим – швабский замок.
Такие замки в Апулии есть везде. История
У замков тоже одинакова. Как и его собратья, построен он в 12-м веке на остатках византийских
укреплений. Как и все, был разрушен ( Весь Бари был разрушен Вильгельмом Злым в 1156-м году) и восстановлен Фридрихом II. Как и все, был тюрьмой, а теперь превратился в музей.
Оставляем замок а потом.
Мы попадаем в новый город. Никаких извилистых улочек. Ровные, как прочерченные по линейке улицы, прямые углы, широкие бульвары.
Город потерял индивидуальность. Такие дома и такие улицы я уже видела неоднократно в разных странах. Бульвар Виторио Эмануэля II, прямой, как стрела, упирается в театр. Театр Маргарета видно издалека, видимо потому, что находится практически в море.
Когда семейство Петручелли строило свой театр, они заключили договор с муниципалитетом, что другие театры в городе строить не будут. Вот и построили театр на сваях, практически в воде. Здание в стиле модерн недавно отреставрировали, и, кажется, собираются превратить в музей. Видимо в мэрии решили, что 2-х знаменитых театров, Пиччини и Петручелли городу хватит.
Мы прошлись по бульвару. В отличие от старого города, здесь много машин, но если вы думаете, что время тут течет быстрее, вы ошибаетесь. На скамейках много людей, которые просто сидят, наслаждаясь весенним солнцем, и явно не торопятся.
И множество скульптур по всей протяженности.
В поисках ресторана сворачиваем на улицу поменьше. И сразу нашли симпатичный ресторан. Но мужу он почему-то не понравился. В этом вопросе я с ним не спорю: у него нюх на хорошие едальни. Прошли еще пол квартала, Марк увидел крошечное заведение, и решил поесть там. На вид – просто буфет, там даже столов не было: стойка с парой табуреток и стоячие столы на улице.
При этом людей там было больше, чем в том ресторане. Все стены в спортивных сувенирах. Футболки, подаренные игроками. Причем некоторые – с автографами. Продавали там только панцеротини. Это что-то вроде пирожков из тонкого теста с самой разнообразной начинкой: мясо, моцарелла, рикота или овощи. Они были горячие и очень вкусные.
Погуляв по новому городу, возвращаемся в старый. Нас туда как магнитом тянет.
Заходим через ближайший вход и окунаемся в другую жизнь. Ну, где еще можно увидеть, как щеткой моют старую мостовую?
Город, вначале показавшийся сонным, живет и дышит. Женщины на улице продают оркьетти (ушки из теста). Тут же лепят новую порцию. Свежеслепленные сушатся на солнце.
Между делом разговаривают, делятся новостями. Жизнь, бурля и пузырясь, течет своим чередом. Туристов не замечают, будто и нет их вовсе. Даже когда они фотографируют, нагло встав напротив. А вот покупателей привечают. Турист или нет, а выбрал именно эти оркьетти, самые лучшие на всей улице, а не соседские. А значит, человек со вкусом, разбирается, что к чему.
Мы купили пару пачек оркьетти, чтоб увезти домой. Но тут, в Апулии варить их не стали. А просто съели по порции ушек в ближайшей таверне.
Посчитав знакомство со столицей состоявшимся, едем дальше.
Еще немного стапого города
И нового