Знакомство с этим островом мы решили совместить с поездкой в Венецию, где уже были однажды, в тот раз добирались из Альтавилла-Вичентина ( где жили в Вest Western Нotel Тre Тorri) автобусом до Местре, потом на катере.
В этот раз мы с утра отправились в Венецию из Лидо Ди Езоло, а после обеда, ближе к вечеру, прогулялись на Мурано, куда из Венеции идут вапоретто, маршруты 41 и 42 от остановки Fondamente Nuove, дорога займет около 15 минут.
Во время движения по лагуне небольшой кораблик огибает остров Сан-Микеле (остановка Цимитеро), на котором с давних времен расположен христианский монастырь, а кладбище было основано во времена правления Наполеона Бонапарта, боровшегося за гигиену. В 1870-е годы старое кладбище решили обнести стеной, выполненной в неоготическом стиле. Можно сойти на остановке Цимитеро и походить по старинному кладбищу, где покоится прах многих наших соотечественников. Территория кладбища разделена на три зоны католическую, протестантскую и православную. Недалеко от задней стены православного участка расположены могилы Стравинского и Дягилева, на первой всегда лежат билеты в театр, на второй лапти и пуанты. А вот Бродский захоронен на протестантском участке кладбища.
Наибольший интерес вызывает построенная в XV столетии в стиле ренессанс Церковь Сан-Микеле-ин-Изола. Ее проект готовил выдающийся архитектор Мауро Кодусси, а фасад, выложенный из белого камня, смотрится довольно необычно. Резной фасад католического храма резко контрастирует с кирпичными островными постройками. В 1530 году к старой церкви была пристроена восьмигранная капелла из мрамора, ее проект разрабатывал Гульельмо Бергамаско.
Дальше путь следует к затерянному посреди Венецианской лагуны острову Мурано, заселенному еще во времена античности.
История острова Мурано, одного из островов Венеции, расположенном в 1,5 км. от самого города, берет свое начало с давних времен.
Ammurianum – такое причудливое название носил остров во времена Римской Империи. На этом небольшом острове местные жители находили приют и спасались от варварских набегов. Мурано был городом-портом, и являлся важным коммерческим поселением. На протяжении всей истории Венецианской Республики остров имел независимое административное правительство и собственный денежный знак. Расцвет самого острова приходится на XIII столетие, когда на его территорию были выведены все стеклодувы Венеции и стеклодувное производство, угрожающее городу пожарами. Стеклодувы в то время имели один из самых высоких статусов в Венецианской республике, им разрешался брак с аристократками и право вписывания детей от такого брака в Золотую книгу, а во время судебных разбирательств могли рассчитывать на прощение или снисхождение.
Единственным запретом для стеклодувов было покинуть свой остров, такой поступок расценивался, как предательство и карался смертной казнью по приговору Совета десяти. Несмотря на строгий контроль за сохранением производства уникального стекла в тайне, венецианцам не удалось сохранить секрет изготовления, его все-таки удалось выведать французам. Министру финансов французского короля Людовика XIV – Кольберу удалось спрятать в трюме корабля трех муранских стеклодувов и вывезти их из Венеции целыми и невредимыми. Перед этим мастерам предлагались различные преимущества, которых они не имели у себя на родине.
В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе, очки, зеркала и необычные изделия из стекла умели изготовлять только на Мурано, откуда эти товары отправляли в Европу. Венецианские дожи подносили изделия из Мурано в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город.
Но в XVII столетии слава уникального муранского стекла пошатнулась, и оно потеряло былую популярность в Европе. К этому времени появились стеклодувные производства в Богемии и Силезии, на которых стали изготовлять изделия из твердого граненого стекла, пришедшего на смену изделиям из нежного и хрупкого венецианского цветного стекла. Новые исторические условия привели к возникновению других торговых путей, Венеция лишилась своих торговых преимуществ, так как ее расположение было уже не столь удачным для торговли. В1797 году Венецианская республика перестала существовать, а ее стеклодувные мастерские были уничтожены войсками Наполеона Бонапарта. В 1814 году территория некогда могущественной Венецианской республики входит в состав империи Габсбургов, которая на государственном уровне поддерживала производство богемского стекла и старалась всеми силами подавить конкурентов. На этом история знаменитого муранского стекла практически закончилась, даже надежда на восстановление старых традиций была утрачена.
Стекло и хрусталь из Богемии завоевали Европейский рынок, экономика острова Мурано, и самой Венеции, стала приходить в упадок.
С тех пор Мурано стал использоваться венецианскими аристократами как место отдыха, здесь строились виллы и приобретались дачи.
Но производство венецианского стекла возродилось как птица Феникс!
В 1854 году шестью братьями из фамилии Тосо была основана стекольная фабрика, первоначальной целью было изготовление бытового стекла, изделия из которых стали бы доступны даже для горожан. Фабрика была названа "Fratelli Toso" в честь братьев, проявивших невиданные способности в изготовлении стекла. В 1859 году в Венеции была открыта еще одна стекольная фабрика, ставшая собственностью приехавшего в город адвоката Антонио Сальвияти, названная "Salviatidott. Antonio fu Bartolomeo". На этой фабрике изготовлялась цветная мозаичная стеклянная плитка, которая в те времена требовалась для осуществления реставрации состарившихся мозаичных панно и витражей. А производство самого венецианского стекла стало возможным лишь после освобождения от австрийской оккупации. Венецианцу Лоренцо Ради удалось восстановить утраченную к тому времени технологию изготовления муранского стекла и начать его производство заново, воскрешая древние обычаи.
На острове есть несколько остановок вапоретто, но самая удобная – "Faro". На итальянском языке "Faro" - "маяк". Остановка удобна тем, что отсюда можно доплыть до других островов Венецианской лагуны.
Архитектура Мурано аналогична венецианской. Вся разница только в большей (в отличие от Венеции) степени ветхости зданий, некоторые улочки острова украшены стеклянными композициями.
А это здание с ветхим фасадом расположено на одной площади с композицией из стеклянных цветов на улице Garibaldi.
Фасад здания в запущенном состоянии, штукатурка обсыпалась, ремонт просто плачет по этому дому!
Стеклянная фигура на одной из площадей острова мною была воспринята как реклама фабрики Formia glass, и вот какую информацию я нашла в инете:
Formia Glass была создана в 1962 году и в настоящее время является лидером в производстве венецианского стекла Murano. Фабрика олицетворяет 800-летнюю традицию в производстве муранского стекла.
В штате фабрики более 80 сотрудников и 5000 кв.м. помещений на которых расположены 26 печей. Formia является одной из ведущих фабрик на острове Мурано.
Formia Glass представляет два бренды своей продукции:
- FORMIA – Luxury Glass Murano ;
- Vivarini.
Продукцию фабрики Formia Glass можно встретить в таких домах моды как Fendi, Cavalli, Dior и Armani.
Современники искренне поражались, что из стекла муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства.Чего только не изготавливали талантливые мастера! Бусы и бисер, кубки и вазы, блюда и стаканы, а позже - зеркала и украшенные стеклянными гирляндами люстры.
Бисер венецианского производства очень ценился у разных народов и за него платили высокую цену. Слоновая кость, золото, пряности, самоцветы, пушнина и мед – все отдавали за украшения из бисера. Выходец из венецианской семьи стеклодувов, Марко Поло с интересом наблюдал за тем, как бисер завоевывает популярность в чужих землях, это позднее отразилось в записях его впечатлений. Бисер являлся одной из наиболее существенных статей дохода венецианской казны и производство его тщательно контролировалось. В 1257 году правительство Венеции выпускает закон, согласно которому запрещался вывоз необработанного стекла и его осколков. Когда Христофор Колумб возвестил Старому Свету о существовании Нового, производство бисера увеличилось, так как был найден новый рынок сбыта – индейцы Северной Америки, они сразу полюбили украшения из стеклянного бисера, из чего предприимчивые европейцы сразу же извлекли свою выгоду.
Эти симпатичные украшения из серебра напоминают мне о поездке на остров Мурано.
Часовая башня Campo Santo Stefano 19 века на главной площади Мурано, возле которой находится необычное изделие из стекла синего цвета.
От площади начинается улица Fondamenta dei Vetrai.
В прежние времена на острове было 17 церквей, сейчас их меньше.
На фото ниже слева Сан Пьетро Мартире – римско-католическая церковь.
Она была построена в 1348-м году вместе с доминиканским монастырем и изначально была посвящена святому Иоанну Крестителю. В 1474-м году здание храма сгорело дотла, в 1511-м году было выстроено заново в том виде, в котором сохранилось до наших дней. В начале 19-го века, спустя всего несколько лет после падения некогда могущественной Венецианской республики, церковь была закрыта, но ненадолго – уже в 1813-м году она вновь приняла прихожан.
Сегодня Сан Пьетро Мартире – одна из двух главных приходских церквей на острове Мурано. Фасад здания сделан из кирпичной кладки и разделен на три секции. В центре расположен портал 16-го века, а над ним – огромное круглое окно-розетка. Там же возвышается колокольня, построенная в 1498-1502-м годах.
Мне не посчастливилось побывать в ней, но рассказать хочется, ее описание со слов увидевших воочию. Внутри церковь Сан Пьетро Мартире разделена на три нефа, которые отделяют друг от друга ряды огромных колонн. Потолок храма деревянный. Пресвитерий достаточно большой по размерам, с цилиндрическими сводами и двумя небольшими боковыми часовнями. Помимо главного престола и алтарей в часовнях, в церкви есть еще шесть малых алтарей – по три в каждом боковом приделе. В 1808 г. во время наполеоновского господства церковь и монастырь были закрыты, все сокровища разграблены. Церковь Сан-Пьетро-Мартире ценится, прежде всего, своими стеклянными светильниками и работами Беллини. Два нижних фото из соц.сети
При жизни дожа Агостино Барбариго (1486—1501) картина Джованни Беллини "Богоматерь на троне со святыми" находилась в его дворце. После его смерти реликвия была завещана церкви Санта Мария дельи Анджели, а оттуда попала в Сан Пьетро Мартире.
Дож Барбариго стоит на коленях перед Мадонной. Св. Марк правой рукой нежно поддерживает его за плечо, как бы представляя Барбариго Мадонне и Младенцу-Христу. В то время как Мадонна отрешенно смотрит вдаль, возможно, зачарованная музыкой двух ангелов, Младенец-Христос благословляет старого дожа. Напротив Агостино Барбариго стоит св. Августин. Интересно, что функции представления верующего Мадонне берет на себя не его святой покровитель Августин, а св. Марк. Будучи во главе государства, дож, по всей видимости, находится под покровительством святого Республики и его личный заступник уступает место святому патрону его должности. Это является дополнительным указанием на то, что обязанность и положение дожа ценятся выше его личности.
Помимо стекольного производства, Мурано хранит и другие традиции своего народа. Каждый год в первое воскресенье июля проводятся соревнования по старинному виду гребли "ун ремо" (одним веслом). Раскрашенные гондолы со скоростью около 10 км/час соревнуются за первенство, преодолевая расстояние с препятствиями в 5 км при любых погодных условиях.
Остров Мурано пересечен каналами, значительная часть его берегов укреплена опорными стенками, предохраняющими их от размывания.
Большинство зданий теснятся друг к другу и не производят впечатления, но есть несколько вилл и дворцов, отличающихся от остальных строений.
Среди них – дворец Palazzo Da Mula - палаццо Да Мула - летняя резиденция венецианских патрициев, выдержан в венециано-византийском стиле XIII века с характерными для него стрельчатыми окнами. В Palazzo Da Mula - Да Мула проводятся выставки муранского стекла. Чтобы не стать жертвой мошенничества, необходимо знать, что эксклюзивное стекло изготавливают лишь несколько заводов острова. Все работы муранских мастеров подписаны, пронумерованы и снабжены сертификатом.
Муранское стекло – это ручная работа и цена его очень высока. Работа сложна и трудоемка, используется метод выдувания. По мнению стеклодувов, именно стекло – самый сложный и капризный материал для обработки.
Для придания стеклу оттенка мастера используют краски. Стекло приобретает те или иные цвета и оттенки благодаря добавлению в стеклянную массу окисей металлов. Окиси цветных металлов под воздействие высоких температур меняют цвет, окись меди делает стекло красным или зеленым; окись железа – зеленым; примесь золота – рубиновым; окись олова – молочно белым; кобальт – синим.
Зашли в одну мастерскую-магазин, мастер преклонного возраста работал над очередной "безделушкой" из стекла.
Мурано синоним выражению "Художественное стекло" и никак нельзя это искусство путать с конфетками, колечками, пепельницами и всеми другими сувенирами в магазинчиках и подвальчиках Венеции и Мурано.
Постояв в мастерской, понаблюдав за происходящим, тем не менее, я купила вот эти штучки на память, две конфетки и вишенку))
Дворик на острове.
Выставка в рамках Венецианского биеннале 2011 года показывает как художники используют стекло в качестве творений и выражения.
А это длинная улица Fondamenta dei Vetrai. Fondamenta — это обозначение тротуаров вдоль каналов в Венеции, а vetrai переводится как стекло. Канал, кстати, тоже называется Стеклянным (Rio dei Vetrai).
Канал слева - Rio dei Vetrai.
По всему острову "разбросаны" здания мастерских, на которых можно увидеть вывески со словом "Fornace" - в переводе "печь". С мастерскими соседствуют многочисленные салоны и магазины стеклянных изделий, называемые по-итальянски vetreria.
С Мурано можно уехать обратно в Венецию или через Бурано на Лидо Ди Езоло с остановок вапоретто - "Colonna" и "Faro". Мы сошли на "Faro" , прогулялись вглубь острова и, сделав петлю, пришли на "Colonna" . На остановке "Collona" приезжающих встречает женщина в стеклянном параллелепипеде, вздымающая руки к стеклянным голубям.
Обойдя остров насколько это возможно было сделать за несколько часов, мы вернулись на причал, к Маяку, дожидаться вапоретто на Лидо Ди Езоло.
Со времен Венецианской республики на Мурано всегда находился какой-нибудь маяк, чей свет помогал кораблям ориентироваться в лагуне, где навигация была сложным и опасным делом. Современный маяк построен в 30-х годах 20 века. У его основания размещены барельефы Девы Марии с Иисусом на руках.
Знакомство с островом подошло к концу, мы отправляемся в обратный путь, оставляя позади другие острова - Бурано, Торчелло, Маццорбо.
Какие у меня остались впечатления от встречи с Мурано? С одной стороны: я ожидала большего, остров лишен яркости, неповторимости Бурано, восхитительной сказочности Венеции.
Сувенирные лавки и магазинчики с однотипным товаром от двух-трех евро до нулей после цифры расположены в большинстве своем в зданиях, фасады которых смотрятся неухоженными, ощущение, что дождь смыл их цвет, стоят они теперь полинявшие и грустные в ожидании, что придут маляр и штукатурщик да сделают благое дело, подправят им личико))
С другой стороны: я ни о чем не жалею, увидеть еще кусочек божественной Италии, не счастье ли это?
Прав Боккаччо (Boccaccio) Джованни, говоря: "Часто случается, что человек считает счастье далеким от себя, а оно неслышными шагами уже пришло к нему."
"Для продажи" - написано в объявлении на здании, с телефоном и факсом для связи , если появятся желающие приобрести данный остров с недвижимостью.
Как это здорово - наслаждаться прекрасными пейзажами и наблюдать за белоснежными красавицами-яхтами!
Италия - страна, производящая сегодня больше всех в мире роскошных и престижных моторных яхт.
По количеству яхт на душу населения лидирует тоже Италия.
Целых пять морей омывают ее побережье протяженностью более 5000 миль: Лигурийское, Тирренское, Средиземное, Ионическое и Адриатическое!
А вот и порт Саббиони! Ступив на берег, минут через двадцать уже ехали в автобусе в Лидо Ди Езоло, где нас ждал ужин в окружении друзей))
А после - променад по берегу моря))
За окном автобуса "пробегают " ухоженные зеленые плантации , может, растет салат? Или я ошибаюсь?
Но это совсем неважно!)) Мне просто хорошо)) Нахожусь в радостном ощущении - " мир прекрасен"!
Эмоция радости - меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия.
Побывав однажды в этом солнечном краю, хочется непременно сюда еще вернуться.
Изысканная и разнообразная итальянская кухня, великолепие поразительных по красоте и контрасту пейзажей, море и солнце, песчаные пляжи - все создает неповторимый вкус Италии.
http://ru-travel.livejournal.com/26876934.html