Оригинал взят у mihalchuk_1974 в Скьявона - славянская кошка из Венеции.
СКЬЯВОНА (итал. schiavona — славянка, славянская) - разновидность прямого меча эпохи ренессанса с корзинчатой гардой. Само название этого типа мечей — это средневековый жаргонизм, перекочевавший сперва в повседневный обиход своего времени, а затем и в научную терминологию. Переводится он просто: славянская. Без сомнений это сокращение от описательного La espada schiavona — славянский меч (в итальянском меч женского рода). Дословно на русский можно перевести как славянка, как на известном портрете Тициана 1508-10 гг. из Британской, Национальной галереи, Лондон «Portrait of a Lady» (La Schiavona).
Венецианские дожи охотно нанимали на службу славян из Далмации, в которую Республика вторглась и основала множество колоний после печально знаменитого 4-го крестового похода 1202-1204 года, когда крестоносцы вместо Иерусалима захватили христианский Константинополь, захватив и разграбив по пути Задар. В частности, из славян формировалась гвардия дожей. Естественно, вооружали ее за счет казны итальянским снаряжением. В XV столетии в славянской среде получила устойчивую популярность особая разновидность меча: широкий клинок, S-образная гарда и плоское квадратное навершие. Возвращавшиеся со службы гвардейцы распространили моду по всей восточной Европе, включая Венгрию, Великое Княжество Литовское и Русь.
У эфеса этих мечей квадратное или прямоугольное навершие c округлым выступом по центру. Перекрестье часто загнуто горизонтально, причем иногда это сделано настолько лихо, что напоминает цифру "восемь". Гарды этого типа прослеживаются в венгерских мечах XIV-XV веков.
Такой тип меча сейчас стало принято называть скьявонеска, но более правильным названием, пожалуй, будет все же La espada schiavona – славянский меч. Окшотт предполагает, что оно образовалось именно от этого выражения.
Развитие гарды по направлению к узнаваемой корзинчатой конфигурации началось синхронно с эволюцией гард всего европейского оружия. Еще в 1340 годах перекрестья мечей спорадически стали оснащать кольцом, прикрывающим рикассо. Приблизительно тогда же появились разносторонне изогнутые перекрестья, наклон одного из плеч которых прикрывал пальцы на рукояти спереди. К 1440 гг., тенденции усилились, что выразилось в совмещении изогнутой гарды с кольцом рикассо, увеличении наклона плеч перекрестий вплоть до полного перекрытия рукояти спереди. Не избежали описанных веяний и эефесы славянских мечей. Причем, к 1470-80 они приобрели вполне развитые, почти «шпажные» формы. Хотя в этот период они могли называться «славянскими» только условно, т.к., распространились по всей Италии и и, отчасти, Южной Германии и Испании.
В таком виде они просуществовали до 1500, сосуществую, таким образом, с исходными, более простыми вариантами. Собственно, роднит их исключительно общий стиль исполнения и узнаваемая форма навершия — плоского, вписывающегося в квадрат.
В 1520-40 годах тенденции с усложнению гарды усилились. Как ни странно, двигателм прогесса выступали, в первую очередь, гражданские мечи (предки рапир). Их использование было связано с манипуляцией оными незащищенной кистью. Ведь, в отличие от военного употребления, гражданское не подразумевало доспеха, а значит, и латных перчаток. таким образом, вопросы защиты кисти вставали особенно остро, что было связано с распространившейся моды на дуэли, изначально имевших форму нерегламентированных драк — форменной поножовщины, когда озаботиться специальным снаряжением не было никакой возможности.
Развитая гарда дала неожиданную свободу кисти, а значит, и свободу при фехтовании — ведь рука более не была стеснена латами. Мода быстро передалась и военным мечам. Витая гарда устанавливалась как на одноручном, так и на полутораручном (а иногда и двуручном) оружии.
Дальнейшее развитие данных тенденций в европейском холодном оружии и породило классическую скьявону - один из видов наиболее красивых, изящных и функциональных мечей эпохи позднего ренессанса. Полное развитие эфес скьявоны получил к 1540-1570 годам. Но просуществовал этот меч вплоть до середины 18 века!
Поздняя скьявона 1700 года. Ее общая длина 1135 мм. У нее прямой, обоюдоострый клинок, с тремя долами, идущими параллельно. Два дола, те, которые находятся по краям от основного, короче, и потому заканчиваются раньше.
Отличительным признаком скьявоны, кроме изящной корзинчатой гарды является своеобразное навершие рукояти в форме так называемой "кошачьей головы". Вот навершие, которое украшает венецианскую скьявону XVII века (общая длина 1110 мм.)
Еще одна скьявона и тоже "венецианка" XVII века
Также скьявоны различают по типам гард. Тип 1 состоит из широких плоских полос металла. Перекрестье - квадратное в сечении - как правило выгнуто наружу. Внизу самой корзины, закрывая рикассо, находятся две пересекающиеся дуги. Они имеют заостренную форму и закреплены на концах.
Гарды первого типа.
Гарды второго типа – более сложные. Они состоят из дуг, которые расширяются, прежде чем загибаются вовнутрь и закачиваются. Поперечина почти всегда следует той же форме загибаясь наружу. Именно у эфеса второго типа можно наблюдать наибольшее количество вариаций в структуре и отделке. Верхняя часть гарды, в отличие от типа 1, сформирована не тремя плоскими пластинами, а парой диагональных дуг, соединённых между собой серией коротких перпендикулярных перемычек.
Гарды второго типа.
Пять корзинчатых мечей 17 веков. Нечетные - скьявоны, четные - шотландские горские палаши. German Historic Museum
Скьявона 1732-1740 года, принадлежавшая Карлу 4-му Габсбургу.
Скьявона Италия. XVII в. Общая длина 1018 мм, длина клинка 865 мм, ширина у пяты 44 мм.
Скьявона. На щитке рукояти выгравировано "САВА".Обоюдоострым клинок, немецкий, вероятно нач. 17 века, изготовлен в Пассау (длина 883 мм, ширина 41 мм), линзовидный в сечении. Дол начинается от пятки и идет к середине клинка подход. Клинок заметно старше рукояти, которая была установлена в 18 веке. Общая длина: 1040 мм Вес: 1340 г
Скьявоны конца 17 века.