Сегодня мы с вами посмотрим интарсии, расположенные на схеме рядом и выше "шестиугольника Илии". Интарсии здесь в основном оригинальные (не XIX века), но сохранились они плоховато, да и не все они представлены в Вики качественными фотографиями (кстати, напоминаю, что фотографии в постах о полах Сиенского собора - не мои, а взяты отсюда: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cathedral_%28Siena%29_-_Floors?uselang=it)
Начинаем с левого трансепта. Самая нижняя (на рисунке, разумеется) интарсия поставила меня в тупик: путеводитель утверждает, что мы видим здесь свержение Ирода, а тема взята из "Иудейских древностей" Иосифа Флавия. Эта книга как-то прошла мимо меня, если вдруг кто-то из читателей вкратце сообщит о происходящем, то ему будет придуман какой-нибудь приз.
Понятно, что происходит некое сражение; еще бы узнать, за что деремся))) Автор - Бенвенуто ди Джованни (1485). Предполагается, что за иудейской древностью скрывается злободневный политический подтекст - волнения 1482-1483 годов.
Следующую интарсию похвалил даже сам Муратов, хотя тема затертая до дыр: Избиение младенцев.
Видно, боюсь, плоховато, но поверьте: на месте все будет видно еще хуже из-за толп туристов. Ирод сидит на троне в левой части интарсии, а весь центр и правая часть отданы резне. Младенцев режут и разбивают о пол. Для усиления драматического эффекта массовое убийство перенсено из захолустного Вифлеема в роскошный ренессансный зал. Автором замысла был Джованни Маттео, а "руками" - Франческо ди Никколайо и Нанни ди Пьеро ди Нанни (1481-1482). Опять-таки интарсия выполнена на злобу дня: еще свежи были ужасы османской резни в Отранто (1480).
Еще одна сцена с насилием и кровью находится рядом - это история Иудифи (Урбано да Кортона, 1473)
Батальная сцена прямо у стен города занимает бОльшую часть интарсии, так что даже возникает вопрос: а где же Иудифь. Если приглядитесь, то ее можно все же заметить, причем два раза: справа в шатре (она как раз голову Олоферну рубит), и по центру наверху очень бледненько (Иудифь со служанкой врзвращаются в Ветулию, неся в корзине означенную голову)
Теперь поглядим на пол в правом трансепте. На первой интарсии можно передохнуть: никаких сцен насилия. Автором "Семи возрастов человека" является Антонио Федериги (1475). В соборе мы (да и Муратов тоже) видим копию, выполенную в 1869-1878 годах Леопольдо Маккари и Джузеппе Радикки; оригинал унесен в соборный музей. К сожалению, в музее снимать нельзя, а в соборе в этом месте - невозможно, поэтому в Вики очень слабенькая картинка.
Между тем, "нашевсё" Муратов ими восторгается:
"Их надо видеть не только ради Собора, ради Сьены. Эти "Семь возрастов" - одно из самых чистых откровений итальянского Возрождения. То утреннее и серебряное, что было в душе кватроченто, выражено в них не менее ярко, чем выражен золотой век в излучающих полноту жизни аттических рельефах. Ведь даже в архаическом греческом искусстве мало чувства юности. Оно всегда отягощено мудростью; оно переполнено сознанием божества и мира, но у божества нет возраста, а мир никогда не свободен от тени печали. Понадобились долгие века веры в перерождение мира и человека, долгие века младенчества во Христе, чтобы юность стала возможна. Короли, как школьники, учились азбуке у монахов, рыцари давали Марии Деве обет вечного отрочества. Радость Франциска Ассизского не покидала с тех пор, как, проснувшись в одно утро и взглянув на долины Умбрии, он поверил в молодость мира. Этим средневековым весенним ветром были еще обвеяны улицы готической Сьены, когда Антонио Федериги изготовлял рисунок "Юности" для пола в соборе. Его чувство линии и формы уже достигло классической взвешенности и зрелости. Но эта "Juventus" так еще проникнута внутренней бурей, так полна энергией соколиного полета и человеческого подвига! Нарисованный Федериги юноша с соколом кажется самой animae figura Возрождения с ее двойственной природой, - с кипением пробудившихся в ней сил и страстей, с неумолимой твердостью и строгой красотой замыкающего ее контура"
У Муратова вообще странный был вкус)))
Вот меня, как любителя истории, больше удивляет изображение на соборном полу императора Сигизмунда
Сцена исполнена Доменико ди Бартоло в 1434 году по свежим следам: Сигизмунд побывал в Сиене в 1431 году. Сигизмунд Люксембургский (1368-1437) - это настоящий средневековый принц, готовый править любой страной и ввязываться в любые приключения, невзирая на протесты "людишек". Второй сын императора Карла (того, который построил в Праге Карлов мост и Карлов университет) получил от отца курфюршество Бранденбург, но продал его кузену. Помолвленный с старшей дочерью Людовика Анжуйского, короля Венгрии и Польши, он в итоге едва смог заполучить лишь Венгрию, а на Польш, тем не менее, вечно точил зуб. Нетвердо сидя на венгреском троне, Сигизмунд возглавил, немного-немало, целый крестовый поход против турок, но был разбит под Никополем. После поражения под Никополем он долго-долго воевал с собственной (венгерской) знатью и еще одним претендентом на Венгрию - Владиславом Неаполитанским (мы с вами видели гробницу этого Владислава в Неаполе - http://sibeaster.livejournal.com/49537.html). Венгрии Сигизмунду было мало: в 1410 году он был избран на трон Германии (правда, там было еще два претендента - его старший брат Венцель и его же кузен Йобст; Сигизмунд пережил их обоих). Казалось бы, правь себе Венгрией и, насколько это возможно в условиях феодальной раздробленности, Германией, но тут еще и после смерти Венцеля Сигизмунд заполучил еще и чешскую корону. С Чехией случилась серьезная промашка: гуситы в праве на власть Сигизмунду отказали, он на них водил крестовые походы, и лишь под конец жизни (и то из-за раздрая в рядах самих гуситов) ему удалось воссесть на чешском троне, надавав при этом тьму неисполнимых обещаний. Но самым главным деянием Сигизмунда стала ликвидация Великого Западного раскола. Тут уж Сигизмунду не откажешь в деловой хватке: он лично разъезжал по европейским дворам, убеждая государей поддержать планируемый Вселенский собор. На том соборе в Констанце (1414-1418) были низложены два сопеничающих папы и принято отречение третьего, после чего наконец-то удалось избрать единого понтифика. Но даже это самое главное деяние в своей жизни Сигизмунд умудрился испортить: на том соборе еще и Яна Гуса осудили, после чего праведник был сожжен
Глядя на полустертое изображение на полу Сиенского собора, полезно обо всем этом вспомнить: суета сует, однако.
Я прошу прощения за пространное отступление, но когда я вижу изображение какого-нибудь монарха, меня далеко заносит))) Со слеующей интарсией зато можно быть кратким: мятежный Авессалом, убегая просле поражения своей армии, запутался своими роскошными волосами в ветвях дуба и был убит по приказу Иоава. Это - лишь предварительный финал длинной библейской истории. В общем, кто может, тот должен осилить 2Цар. с 13 по 20 главы.
Автор - Пьетро дель Миннелла (1447)
Последняя на сегодня интарсия лично для меня смутна и плохо читабельна. Перед нами история Иеффая:
Авторы замысла - Урбано да Кортона или Нероччио да Батоломео ди Ланди, исполнение - Бастиано ди Франческо (1481-1485). Ключевая сцена - жертвоприношение Иеффая (=убийство родной дочери) - запрятана в верхнем левом углу, а основная часть - это неизбежное кровавое месиво на фоне прекрасных гор и города.
Удобнее всего начать со сцены, расположенной над шестиугольником Илии. В 1525-1547 годах Беккафуми изобразил здесь шесть сцен из книги Исход в пределах одной интарсии. Поглядим внимательно:
Начинаем с центральной сцены верхнего ряда: коленопреклоненный Моисей получает на горе Синай скрижали Завета.
Смещаемся влево (левый верхний угол). В отсутствие Моисея старейшины Израилевы требуют от Аарона соорудить богов: от восшедшего на гору Моисея нет вестей, Бог Себя никак не проявляет, а религиозные, так сказать, чувства требуют объект для поклонения.
Теперь вниз (левый нижний угол). Народ сдал Аарону золотые украшения,
Правый нижний угол. "Народ сел есть и пить и стал играть". А если без прикрас, после сеанса поклонения золотому тельцу народ устроил пьянку и танцы.
Результат мы видим в правом верхнем углу: в стане Израилевом разразилась эпидемия - возмездие за вероотступничество.
Ну и самая выразительная сцена в центре нижнего ряда. Моисей, узнав о вероотступничестве Израиля, разбивает о камень полученные им свыше скрижали Завета.
Между сценой из Исхода и пресвитерием можно видеть интарсию, посвященную царю Давиду. Известно, что в 1423 году за эту работу было заплачено мастеру Бастиану ди Корсо из Флоренции и его помощнику Агостино ди Никколо, а вот имя автора замысла остается пока неизвестным. В числе возможных кандидатов называются Якопо ди Кверча
(помните выполненное им надгробие Иларии дель Карретто - http://sibeaster.livejournal.com/139926.html) и Доменико ди Никколо. Впрочем, интарсию реставрировали в 1777 году.
В центре сидящий на троне престарелый царь Давид поет псалмы собственного сочинения, слева он же, но еще молодой и красивый, стреляет из пращи в Голиафа (последний тоже здесь есть - справа). Это - единственная более или менее мирная сцена в зоне перед пресвитерием (Голиаф - не в счет, он был априори плохим парнем). Слева же и справа нас поджидают сцены массовых убийств и геноцида.
Сцена слева известна с 1426 года, в числе наиболее вероятных авторов называют Сассетту. Увы, в Вики есть только плохонькая черно-белая фотография, но так даже лучше - меньше кровищи видно. Перед нами история из 10 главы книги Иисуса Навина.
Это - та самая битва Израиля с амморреями, во время которой по молитве Иисуса Навина солнце остановилось на небе, чтобы у евреев было побольше времени на истребление врагов. Пятеро амморейских царей пытались скрыться в пещере Македа, но были обнаружены и повешены по приказу Навина.
Сцена справа не менее кровопролитная: знаменитый Самсон поражает то ли тысячу, то ли две тысячи филистимлян (так в тексте Писания, см. Суд. 15) ослиной челюстью. Предполагамый мастер - Сассетта
Это в наше сентиментальное время о Самсоне вспоминают, в основном, в связи с его романом с Далилой (Далидой). А века до XIX-го Самсон, похоже, был просто очень крутым бойцом: по крайней мере, в клуатре собора Монреале он тоже изображен с ослиной челюстью, а также выносящим на плечах ворота Газы, да и петерегофский Самсон тоже не просто качком работает: он там еще львиную пасть раздирает.
Крепитесь, нам остался последний шаг. Дело в том, что в пресвитерий нас не пускают, и, соответственно, все тамошние малые интарсии работы Беккафуми с Авелем, Елисей, Адамом и Евой остаются для нас недосягаемыми. Единственная интарсия в пресвитерии, которую позовлено видеть не только местным клирикам, находится перед главным алтарем. Это тоже работа Беккафуми (1544); на ней изображена сцена жертвоприношения Авраама:
На этом завершается наш культпоход по полу Сиенского собора. В самом соборе еще много интересного, и, надеюсь, мне удастся чем-нибудь еще вас удивить. Пока же напомню, что все интарсии можно видеть ежегодно лишь с 1 марта по 31 октября; в оставшееся время изображения поочередно закрывают от зрителей - такие драгоценности нужно беречь.
Вы, наверно, удивлены тематикой напольных изображений. Действительно, темы для интарсий выбраны, как бы сказать помягче, немного не соответствующие целевому назначению здания - слишком много крови, чересчур много жестокости, трупов - выше крыши. Что поделаешь - времена были жестокие. Будем все же надеяться, что нравы с тех пор хоть чуть-чуть смягчились.https://sibeaster.livejournal.com/176719.html