В прошлый раз мы с вами начали неторопливое шествие по драгоценному полу Сиенского собора и посмотрели глубоко символические, хотя и мало связанные с христианским вероучением, интарсии главного нефа. Для контраста сегодня мы будем изучать библейские сюжеты, запечатленные на полу собора.
Напомню план нашей кампании:
Видите шестиугольник в центре собора, аккурат под куполом? Здесь запечатлена история пророка Илии (3Цар. 17 -4Цар. 2). История этого драгоценного шестиугольника очень сложна и запутана. Изначально здесь находился главный алтарь собора, в XIV веке его перенесли вглубь пресвитерия, и на освободившемся месте появились первые интарсии. В XV столетии в этом месте можно было видеть притчу о слепом вожде слепых и историю с лептой вдовицы. В 1519-1524 годах Беккафуми работал здесь над интарсиями c сюжетами из жизни пророка Илии, в 1562 году Соцци, ученик Беккафуми, продолжил работу учителя.
В 1878 году полустершиеся интарсии было решено заменить, и за дело взялся Алессандро Франки. Запомните это имя: мы с ним неоднократно будем встречаться! Франки лишь немного обновил работы Беккафуми, переложил заново интарсии Соцци, а на прочих местах, где уже ничего нельзя было разобрать, создал новые "картины" из жизни Илии. В результате центральный шестиугольник под куполом целиком посвящен захватывающей истории пророка.
Если есть среди моих читателей люди, не открывавшие Библии, и не открывайте то стопудово у вас где-то внутри заложено представление о Писании как о длинном сборнике занудных заповедей и советов (Не прелюбодействуй! Люби русский мир, как самого себя! Не ковыряй в носу!). На самом деле среди книг Писания есть несколько таких, что заткнут за пояс любой приключенческий роман или шекспировскую трагедию. В их числе четыре книги Царств (если из них исключить панегерически-неправдоподобные рассказы о могуществе Соломона и наспех переписанные истории последних израильских и иудейских царей, когда все было уже очень плохо). Истории о Сауле, Давиде, Илии и Елисее - это шедевры ! Почитайте и не пожалеете! Для затравки сегодня у нас будет история Илии в виде комикса - с сиенскими интарсиями.
Итак, IX век до новой эры; израильский царь Ахав женился на Иезавели, дочери жреца финикийского бога Ваала, и под влиянием супруги впал в идолопоклонство. Пророк Илия Фесвитянин приходит к царю и возвещает, что за вероотступничество царя и народа в Палестине не будет больше дождей. Илия скрывается в пустыне. Дожди действительно прекратились, в Израиле начинаются трудности с продовольствием, а Илия тем временем живет у ручья Хораф, а ворон приносит ему по утрам и вечерам хлеб и мясо:
Заметим в скобках, что ворон - птица нечистая, что автоматически делает некошерным всю принесенную им продукцию. Но на пророков закон Моисеев не распространяется: для чистого - все чисто))) Как вы понимаете, перед нами работа Франки (1878)
Но ручей все же пересох, и Илия вынужден сменить место дислокации. В Израиле находится ему опасно, и пророк уходит в Финикию - на родину, между прочим, культа Ваала. В Сарепте Илия встречает языческую вдову, у которой на двоих с сыном осталась горсть муки и чуть-чуть елея. Вдовица только что собралась испечь последнюю лепешку, разделить ее с сыном, а затем умереть от голода. Но Илия просит его накормить, и вдовица, верная законам гостеприимства, отдает последнюю лепешку страннику. После этого горсть муки и елей чудесным образом обновляются вновь и вновь, Илия и вдовица с сыном питаются этими неиссякающими припасами. Обратите внимание, вдова - язычница, и в обычных условиях Илия не должен был с ней вообще общаться.
Это - тоже работа Франки (1878)
От неизвестной болезни (не от голода) умирает сын вдовицы. Она со слезами упрекает Илию: спасенный ею от голодной смерти, пророк не смог спасти ее сына. Илия взывает к Богу: "Неужели Ты и вдове, у котрой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?" (заметьте, никаких "яхужевсех", "погрехоммоим"; Илия чисто конкретно упрекает своего Господа). В ответ на молитву Бог воскрешает умершего мальчика:
Это - тоже Франки. 17 глава 3Цар тем временем заканчивается, и начинается 18ая.
Прошло уже три года, как в Изриале не было дождя. Илия возвращается на родину, чтобы напомнить царю Ахаву о его грехе. По пути Илия встречает Авдия, приближенного царедворца и тайного богопочитателя (Авдий даже укрывал у себя гонимых Господних пророков), и велит тому устроить встречу пророка с царем. Авдий понимает, что Ахав его за таке известие по голове не погладит, просит Илию отменить приказ, но Илия непреклонен. Нас следующих двух интарсиях Илия беседует с Авдием, а Авдий затем докладывает о произошедшей встрече Ахаву. Эти две сцены выполнены Беккафуми:
Встреча Ахава и Илии состоялась. Диалог идет на повышенных тонах: Ахав упрекает Илию ("Ты ли это, смущающий Израиля?", а Илия возвращает упрек ("Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего").
Это - хронологически последняя работа Беккафуми в соборе, оплаченная 18 июня 1524 года.
По результатам встречи достигнута договренность: Илия и Ахав (последний с 450 жрецами Ваала) должны встретиться на горе Кармил и в присутствии всего народа раз и навсегда установить, какой же из богов - Бог Израилев или Ваал - истинный. По предложению Илии обе противоборствующие стороны закалают по одной жертве, но не подносят к ней огня. Истинный бог примет жертву сам, без помощи зажженного людьми огня.
Начинают рискованную игру жрецы Ваала. От утрадо полудня и от полудня до вечера они взывают к Ваалу, наносят себе раны, пляшут, но Ваал безмолвстует. Илия троллит и безжалостно ранит их религиозные чувства (он один против 450 жрецов, да и симпатии народа не вполне ясны, это вам не Чаплин): "Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит"
Разумеется, Беккафуми
Вечером Илия сооружает свой жертвенник, помещает на него жертву, поливает ее несколько раз водой (это уже сверхдолжное испытание, жрецы Ваала так не делали) и взывает к Богу. С неба ниспадает огонь и пожирает жертву вместе с жертвенником - Бог Израилев доказал Свою истинность.
Кто сказал - Беккафуми? 100-процентное попадание!
Договор дороже денег: жрецы Ваала проиграли спор, и Илия во главе внезапно уверовавшего народа вырезает 450 провинившихся. Между тем, приближается долгожданный дождь: обратите внимание, на заднем плане распустившееся дерево (тремя интарсиями ранее все деревья были сухими):
Опять Беккафуми. На этом завершилась 18 глава 3 Цар.
Но Иезавель и не думала смиряться перед чуждым ей Богом Израилевым, преследования пророков продолжаются, и Илия бежит на Синай. Там происходит чудесное Богоявление, которым, помнится, так восхищался св.Александр Мень.Перед Илией проходят последовательно ураган, землетрясение и огонь, а затем повеял тихий ветер. Вот в этом "дусе хлада тонка" Бог говорит с Илией. К сожалению, сиенские мастера пренебрегли такой драматической сценой; на следующей интарсии Илия тайно помазывает полководца Ииуя (в западном варианте Иегу) на царство в Израиле (4Цар.8). На самом деле, Илии так было велено, он перезавещал сделать это своему ученику Елисею, а тот послал в израильскую армию одного из неприметных учеников, и этот последний совершил помазание. Франки все смешал в одну кучу, и у него Ииуя тайно благословляет сам Илия:
Так написано в Вики, но у меня сильное подозрение, что Франки не был невеждой и изобразил призвание Илией Елисея
Дальше все события считываются легко. Рядом с дворцом Ахава в Изрееле находился виноградник, принадлежавший некоему Навуфею. Царю захотелось приобрести этот виноградник и разбить там огород, но Навуфей отказался продавать землю своих отцов (это было запрещено законом Моисеевым). Иезавель, узнав об этом маленьком затруднении мужа, все устроила: Навуфея обвинили в богохульстве и побили камнями, после чего Ахав пришел в отжатый у законного владельца виноградник. Но тут царя встречает Илия: "Ты убил и еще вступаешь в наследство?...На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь...Истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного, и оставшегося во Израиле...Псы съедят Иезавель за стеной Изрееля". Пораженный Ахав смиряется перед Богом, и Бог через Иию возвещает, что царская династия будет уничтожена лишь после смерти Ахава (3Цар.21)
Это уже работа Франки, как понимаете.
Пррочество исполнилось: во время победоносного для Израиля сражения Ахав ранен стрелой, но продолжает мужественно биться до заката солнца. Царь умер, очевидно, от потери крови; его залитые кровью тело и колесницу привозят в Изреель, набежавшие псы лакают царскую кровь.
Конечно, Франки.
Торжественный финал жизни Илии: огненная колесница уносит его на небо (4Цар.2)
Последняя на сегодня работа Франки.
Вы по-прежнему думаете, что Писание только и деалет, что запрещает ковыряться в носу? Тогда мы идем к вам.
Библейские сюжеты продолжатся в следующих очерках. Между тем, 31 октября в Сиенском соборе завершается период "открытого пола"; поторопитесь!