Booking.com

Сиенский собор - часть 1. Полы (начало)

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Как и было объявлено в предыдущем очерке, мой рассказ переносится в Сиену. Поскольку мои впечатления от этого города пока что мозаичны, таким же мозаичным будет и мой рассказ. Начинаем мы с прославленного Сиенского собора. Если кто-то только собираются сюда, имейте в виду: собор грандиозен, и полный его осмотр легко растянется на полдня. Судите сами, кроме собственно собора, в единый билет входят баптистерий (в Сиене он не является отдельным зданием, а оказался своеобразной подпоркой алтарной части собора), крипта (там поджидают прекрасно сохранившиеся фрески XIII века), музей (туда перенесена сразившая Муратова наповал "Маэста" Дуччо), подъем на facciatone -"фасадище" непостроенного нового собора. Сам собор придется обойти, как минимум, дважды, потому что, помимо стандартного набора из алтарей, фресок, картин, амвона ("стандартное" не значит "плохое"), в Сиенском соборе есть еще одна важная вещь - наборные полы. Я нахожусь в некотором затруднении с нужным термином - мозаика, инкрустация, интарсия; да и не в термине дело. Пол собора - это огромный разноцветный каменный "ковер", который сиенские мастера терпеливо складывали в течение пяти веков - с XIV по XIX век.

Следует иметь в виду, что полностью пол Сиенского собора видят далеко не все. Во времена Муратова соборный пол открывали только в июле и августе, то есть в те месяцы, когда в Сиене случается Палио. Сейчас, судя по информации на сайте (http://www.operaduomo.siena.it/eng/orari.htm), "открытый" период продолжается с марта по октябрь, в остальные месяцы отдельные части пола закрывают от посетителей, правда, в "закрытый" период и входной билет дешевле (8 евро против 12). Правда, и в "открытый" период увидеть пол во всей красе затруднительно: на интарсии приходится смотреть под углом (понятное дело, что туристам не дают и шагу ступить на драгоценные изображения), да еще и толпы страждущих мешают. Например, к любимому Муратовым "Избиению младенцев" я так и не пробился. Так что приходится мириться с тем, что увидеть весь пол собора за один визит вы навряд ли сможете. С недавних пор, правда, появилась возможность, увидеть собор с верхних галерей, но экскурсия туда стоит аж 25 евро, да ее еще и заказывать надо.

Я все же постараюсь показать пол Сиенского собора настолько, насколько это возможно. Фотографии, правда, придется позаимствовать из Википедии (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cathedral_%28Siena%29_-_Floors) - тамошним авторам удалось раздобыть высококачественные картинки. Оцените масштаб предстоящей нам кампании:
032-схема мозаичного пола.jpg

Мы будем медленно двигаться снизу вверх, от входа - к пресвитерию. Как я уже сказал, полы создавались разными авторами в течение пяти веков - с XIV по XIX век; был ли изначально общий замысел, понять уже не удастся. Библейские истории переплетаются с античной мифологией, исторические символы - с аллегориями, полустертые средневековые наивные изображения с академическими реалистичными картинами. Главное, на мой взгляд, - не застревать вначале, потому что античные сивиллы (на картинке правый и левый ряды - по пять в каждом) - это далеко не самые лучшие и качественные интарсии; я их в своем рассказе пропущу. А вот по центральному ряду мы с вами пройдемся.

Первый сюжет - это Гермес Трисмегист, легендарный автор античного экзотерического трактата. Странноватый образ для христианской церкви, но в компании с сивиллами Тримегист символизирует древний языческий мир, смутно ощущавший присутствие Единого Бога и предчувствовавший пришествие Христа.
001-Трисмегист.jpg
Надпись внизу называет Трисмегиста современником Моисея. Два человека, которым Трисмегист вручает книгу, символизируют, видимо, Восток и Запад; на Египет указывают и слова во вручаемой им книге, и сфинксы, держащие
другую надпись. Автором интарсии является Джованни ди Стефано (1488)

Следующее изображение резко переносит нас из волшебного мира восточной эзотерики в не менее волшебный мир сиенских политических амбиций:
002-Сиенская волчица с союзными городами.jpg
В центре мы видим знакому с детства картину: волчица, вскармливающая близнецов. Только волчица эта - не капитолийская, а сиенская: горожане считали, что их Сиену основали дети Рема - того самого, который вместе с Ромулом основал Рим. Как мы помним, Ромул Рема убил, а вот до детей брата не добрался. Волчицу, символ Сиены, окружают символы двенадцати городов, которых авторы интарсии считали зависимыми от Сиены. Чтобы оценить степень амбиций Сиены, стОит заметить, что среди этих двенадцати городов находится Рим (знаком его авторы выбрали слона; волчица была уже ими украдена задействована). Идем от слона по часовой стрелке: цапля (знак Перуджи), единорог (Витербо), заяц (Пиза), леопард (Лукка), лев (Флоренция), лошадь (Ареццо), гусь (Орвието). В правом верхнем углу видим грифона (символ Гроссето), в правом нижнем - дракон (Пистойя), в левом нижнем - орел (очень трудно признать, символ Вольтерры), в левом верхнем - еще один лев (Масса Мариттима). Невольно вспоминается фрагмент из "Детей капитана Гранта", когда изумленный Паганель узнал от австралийского туземного мальчика, что Франция - это провинция Британии, столица ее - Кале, а управляет ею губернатор лорд Наполеон)))
Интарсия создана в 1373 году, но перед нами качественная реконструкция Леопольдо Маккари 1864 - 1865 годов

Следующая интарсия - память о гибеллинских убеждениях сиенцев: имперский орел в центре готической розы:
003-имперский орел.jpg
По всей видимости, эта интарсия - ровесница Сиенской волчицы, но ее также серьезно реставрировали в XIX веке.

Следующая картина в камне выполнена мастером Паоло Маннуччи в 1505 году  по замыслу, как предполагают, Пинтуриккьо (того самого, что библиотеку Пикколомини в этом же соборе расписывал). Перед нами сложнейшая аллегория Фортуны и Мудрости.
004-холм Мудрости.jpg
Фортуна - эта та голая бесстыжая девица в правом нижнем углу. Одной ногой она опирается на шар - ненадежную опору (безумен тот, кто надеется на непостоянную удачу!), левой - на корабль со сломанной мачтой (тоже, прямо скажем, не лучшее предзнаменование). В руках у Фортуны надутый парус - надо же хоть какую-то надежду оставить.

Группа странников в центре на удачу не рассчитывает. Они покинули корабль и вхбираются на гору, через остыре камни и мимо ядовитых змей. Их цель - Мудрость, восседающая на вершине горы. В ее руке книга (любите книгу - истчоник знаний) и пальмовая ветвь. По правую руку Мудрости стоит Сократ, которого авторы интарсии считают мучеником от философии, по левую - Кратет (судя по всему, Кратет Фиванский - философ-циник), ради обладания мудростью выбрасывающий в море земные богатства. Общий смысл аллегории ясен и печален: нп удачу рассчитывать не приходится, путь к мудрости тернист, а мудрому человеку неинтересны уже ни богатства, ни сама жизнь.

Последняя на сегодня картина в камне - колесо Фортуны. О ее существовании впервые упоминается в ноябре 1372 года, в XVIII веке и в 1864-1865 годах реставрировалась.
005-колесо Фортуны.jpg
На троне восседает король, но он и не подозревает, что трон его стоит на колесе, которое изо всех сил вращают тро измученых человека. Скоро, очень скоро роли переменятся))) В четырех углах о судьбе рассуждают Эпиктет, Аристтель, Еврипид и Сенека.

Странные темы для христианского собора, не так ли? Но наше колесо судьбы вращается дальше, и в следующий раз мы будем рассматривать расположенные в шестиугольнике под куполом сплошь благочестивые сюжеты - историю пророка Илии. Читатели у меня, как мне кажется, люди святые и безупречные, но если вдруг кто-то из них подзабыл историю Илии, рекомендуется перечитать 3Цар с 17 по 22 главу, а также две первых главы 4Цар.

https://sibeaster.livejournal.com/176114.html

Наверх страницы

Отели в Италии