Ну, что ж, пора поговорить и про сам собор.
Вот такой кадр мы традиционно делаем во всех церквях, которые посещаем. Впрочем, большую часть этого плана вы уже увидели в деталях.
Так что предлагаю поднять половой вопрос. В смысле, поговорить о знаменитом инкрустированном поле (wiki), который уже частично был на фотках. Тут полагается сказать, что известный русский исследователь Италии Муратов считал, что увидев хотя бы 10 из 56 фигур этого пола, можно спокойно умирать. Давайте посмотрим, благо, тематика самая разная. Начнем с мифов.
Цикл "Сивиллы": Кимская (Герофила), Кумская, Эритрейская.
"Гермес Трисмегист".
"Аллегория холма мудрости" Пинтуриккьо (wiki): Фортуна, искатели мудрости, Кратет Фиванский.
Дальше библейские сюжеты. "Псалмопевец Давид".
"Избиение младенцев"
"История Юдифи".
Прежде чем просматривать следующие картинки, уберите ваших детей от ваших голубых экранов.
Хобот слона?
Как бы не так.
Копилка?
Как бы не так.
ОК, допустим, что естественно, то не безобразно. Но отчего такая разница в зооанатомии?
И квинтэссенция нарциссизма, хотя и тоже с животными: "Волчица Сиены и символы ее союзников". Не буду показывать всех союзников, но они, конечно, куда меньше Сиенской волчицы.
Ну, вот, показал 9 фигур, потому как я за вас муратовскую задачу решать не буду, давайте сами. Сиенцы, впрочем, тоже не собираются упрощать вам жизнь: часть фигур всегда закрыта. Нам вообще "повезло": четверть собора справа выгорожена для верующих высоким забором (то ли по случаю юбилейного года, то ли по жизни), большой кусок слева, включая кафедру работы Никколо Пизано, тоже огорожен, кое-где ковролин лежит прямо поперек крупной сцены.
Перейдем к другим деталям. Бюсты римских пап на карнизе...
...начиная с самого первого...
...и заканчивая современниками скульпторов.
Я не люблю фотографий органов: за редким исключением, они довольно-таки одинаковые. Но вот такой, с фанфарами, вижу первый раз.
Детали входа в капеллу Св. Иоанна Крестителя (wiki).
Купол капеллы (башенку мы видели с галереи).
А на барабане сидят ангелочки-путти.
Очень хороший "Св. Иоанн Креститель" Донателло - сравните с его же "Давидом".
Доминанта левого нефа - алтарь Пикколомини (wiki), часть скульптур для которого делал Микеланджело. К сожалению, Микеланджело здесь молодой, его характерного стиля совсем не видно (кроме статуи Св. Павла, да и то...). Более того, я бы сказал, что ему не сильно нравилась работа: он явно не довел ее до конца.
А теперь свернем в библиотеку Пикколомини (wiki).
Если вы помните рассказ про Орвието, кардинал Пикколомини, будущий папа Пий III, пробывший понтификом всего 27 дней, организовал при соборе библиотеку для сохранения наследия своего дяди, тоже Пикколомини, тоже папы римского и тоже Пия - только II. Его учитель, епископ Альбери из Орвието, поручил росписи своей собственной библиотеки Луке Синьорелли. Пикколомини решил не отставать: пригласил модного Пинтуриккьо (вспомните росписи в Спелло), и тот создал монументальный живописный цикл, посвященный деяниям Энео Сильвио Пикколомини (действительно, выдающемуся для своего времени человеку). Вот, например: "Энео Сильвио, будучи епископом Сиены, представляет Элеонору Португальскую императору Фридриху III" и "Энео Сильвио получает кардинальскую шапку".
В каждом из этих произведений есть множество мелких, не заметных на первый или даже второй взгляд деталей. Рассмотрим поближе сюжет "Король Фридрих III Габсбургский возлагает лавровый венец на голову Энео Сильвио Пикколомини за его поэтические успехи".
Посмотрите, как разнобразно прописаны ткани.
Но это далеко не все. Обратите внимание на верхнюю часть фрески, на которой изображено ренессансное здание с галереей.
Над ним сокол догоняет селезня.
На ступеньках сидят кавалеры, из окна служанка вытряхивает половик, на одном балконе болтают кумушки, на другом муж бьет жену палкой.
Не менее интересны (а возможно, и более - хотя бы за счет яркости красок) орнаментальные и фантасмагорические заполнения пространства между фресками.
В том же ключе оформлен и потолок.
Даже пол может взвать приступ у человека, склонного к эпилепсии.
В общем, библиотека Пикколомини - ужасно интересное зрелище, но, все-таки, скорее на уровне аттракциона. С другой стороны, Рафаэль наверняка многому научился у Пинтуриккьо и после применил свой опыт в Ватикане уже на другом, качественно новом уровне и в куда менее декоративной манере.
На этом месте мы решили, что, пожалуй, прервемся на обед, а потом продолжим в крипте и баптистерии.
продолжение следует