Шакка - немаленький и довольно известный город на юго-западе Сицилии. Я давненько присматривался к этому городу, но препятствовало важное обстоятельство: сюда не доехать по железной дороге, а сицилийские автобусы - это большая сложная песня. Но вот в прошлом (2017) году все наконец-то сложилось, и я сюда доехал. Не могу сказать, что бы в восторге от увиденного: от города со столь богатой историей ожидал большего, но, быть может, я по неопытности что-то и пропустил.
До 1985 года в Шакку можно было приехать по узкоколейной железной дороге, соединявшей Кастельветрано и Агридженто. На моем любимом сайте большая статья об этой дороге почему-то более недоступна (сайт вообще давно не обновлялся, неужели автор умер?), кое-что можно глянуть здесь. Судя по расписаниям, некогда опубликованном в той недоступной более статье, путешествие по той железке было делом нелегким: четыре часа в пути в еле ползущем поезде - это еще выдержать надо, но до 1980х годов иного способа передвижения в этих краях не существовало. А потом власти наконец-то потратились на хорошее шоссе, и узкоколейка не выдержала конкуренции с автобусами.
Итак, даю две наводки. Из Палермо в Шакку ездят прямые автобусы Gallo, из Агридженто и даже аэропорта Трапани Бирги - Lumia. Я потратил первую половину дня на осмотр барочных церквей Агридженто (о них я писал в прошлом году), в обед сел на автобус Lumia и поехал в Шакку, вечером того же дня вернулся автобусом Gallo в Палермо. Поглядите по карте, какой круг я совершил в один день. Такие поездки при всей их кажущейся бесполезности позволяют увидеть глухую провинцию, о существовании которой обычный турист не догадывается. Так вот дорога между Порто Эмпедокле и Шаккой - это сплошные поля и горы, сельскохозяйственная житница и "дагестан" в одном флаконе; немудрено, что сюда удалось довезти только узкоколейку. Примерно такая же ситуация с дорогой из Шакки в Палермо. Самое яркое впечатление от обратной дороги - это остановка "в чистом поле" Bivio Gulfa. Это - буквально будочка на перекрестке нескольких дорог с видом на развалины станции Санта-Маргерита-Беличе еще одной заброшенной узкоколейки. Вокруг этой будочки стояло с пару десятков машин. Как только автобус подъехал к остановке, из машин, как муравьи, побежали наши будущие пассажиры. Видимо, жители близлежащих очень провинциальных и очень затерянных на карте городков таким вот образом ездят в столицу острова. Очень запоминающееся зрелище.
Ну а теперь о Шакке. Город обязан своим существованием целебным водам и римлянам, которые этими водами пользовались. Римские Термы Селинунтини стали Шаккой при арабах, которые оценили и здешние воды, и окружающие бескрайние поля, и смотрящий в сторону Африки порт. В 1087 году Шакку взял Рожер I и вскоре передал город в лен своей дочери Джудитте. Впрочем, местная легенда гораздо красивее сухой исторической правды. Говорят, что Джудитта сбежала с бедным рыцарем Роберто Дзампарроне, пара нашла прибежище в пещере, где некогда жил святой Калогер. Тогдашний обитатель пещеры Мавр отправился в Палермо к графу Рожеру I, выпросил у того прощение и отцовское благословение для юной четы, и только после этого Джудитта с мужем перебрались в Шакку. Горожане почитают Джудитту как вторую основательницу города.
После смерти Джудитты (между 1134 и 1136) и вплоть до упразднения феодализма на Сицилии (1812) Шакка за исключением коротких периодов была королевским городом со значительными привилегиями. Под стенами города разыгралось в 1302 году последнее сражение двадцатилетней войны Сицилийской вечерни: Шакку осадил французский принц Карл Валуа, зять неаполитанского короля Карла II, но в его войске разразилась эпидемия, и принц вынужден был пойти на переговоры. Результатом переговоров стал мир, заключенный в соседней Кальтабелотте. По этому договору Сицилия (под наспех придуманным названием Тринакрия) сохраняла независимость и своего короля Федериго II (III); последний, правда, считался вассалом "короля Сицилии" Карла II Хромого и получал корону только пожизненно, после его смерти остров должен был перейти вернуться Анжуйской династии. Последнее условие сицилийцы так и не исполнили, и остров так никогда и не попал анжуйцам в лапы. В Кальтабелотту, кстати, теоретически можно доехать теми же автобусами Lumia; там, как говорят, сохранились развалины замка, где мир был заключен. Но поездка туда требует некоторой логистической подготовки, я пока к этому не готов.
В XIV веке в этих краях усилилось семейство Перальта. Они были графами соседней Кальтабелотты, но параллельно занимали должности наместников в Шакке, а потому жили в городе. После смерти Федериго III (IV) Гульельмо Перальта стал одним из четырех викариев (регентов) королевства при малолетней королеве Марии; он входил в группу трех, поддержавших проект арагонского брака королевы. В последовавшей междоусобице Гульельмо Перальта и его сын Николо были верными союзниками Марии и ее мужа Мартина Молодого, одно из сражений той войны произошло как раз под стенами Шакки. За верность королевскому дому Перальта и Шакка получили дополнительные привилегии, но эта близость к монархам сыграла с городом злую шутку.
В 1400 году король Мартин Молодой настоял на браке Маргариты Перальта, дочери Николо, с аристократом арагонского происхождения графом Луной, хотя она было ранее обручена с другим - Перолло. Этот брак стал первопричиной многолетней вражды между семьями Перолло и Луна, в которой Шакка стала полем боя, и эта усобица стало причиной последующего упадка города. Кровная месть корсиканцев и кавказцев кажется невинной забавой по сравнению с войной между Перолло и Луна, последний акт которой разыгрался в 1530 году в Риме у ног папы. Об этом конфликте придется написать отдельный пост, а сейчас будут картинки.
Мне Шакка не приглянулась. Возможно, причиной была адская жара, а попал я сюда где-то в два часа дня)))
Путь в центр начинается с готичненького палаццо Тальвиа (на самом деле очень умелая подделка XIX века)
Далее по пути будет главная городская церковь, о которой традиционно будет отдельный рассказ. А затем попадаешь на главную точку города - пьяцца дель Пополо, расположенную над обрывом. Называется она сейчас официально площадью Скандальято, но у меня язык не поворачивается таоке имя использовать.
Это - огромная открытая полуденному солнцу площадь, по которой скиталось несколько несчастных туристов. Вечером, наверно, здесь приятно гулять и любоваться морем, но днем стояла адская жара.
Исторический центр Шакки находится на горе (см. фото в Вики, оно явно снято с мола, а до туда я дойти не смог). С пьяцца-дель-Пополо вниз ведет монументальная, но по всем признакам давно нехоженая лестница (местные явно предпочитают скатываться с горы на машине).
А ведь некогда все прибывавшие в Шакку были просто вынуждены подниматься по этой лестнице, так как внизу находилась станция узкоколейки:
Сейчас станция заброшена.
В историческом центре есть еще несколько красивых церквей:
Сант-Агостино
Церковь и бывшая коллегия иезуитов
Сан-Доменико (образует один из флангов пьяцца-дель-Пополо). Примечательна тем, что здесь служил какой-то совершенно неизвестный мне местный литературный гений.
Есть еще совершенно ренессансный (и по виду, и по времени постройки) палаццо Стерипинто (XV век)
До развалин двух замков я не дошел. Еще одна местная достопримечательность - т.н. Очарованный замок (Castello Incantato, см фото на Вики), беспорядочное собрание каменных голов, изваянных местным скульпутором-энтузиастом Филиппо Бентивенья, - находится далеко от центра, и идти туда по жаре было бы самоубийством. Общее впечатление от Шакки получилось несколько скомканным, сюда явно нужно вернуться утром или ближе к вечеру, чтобы посмотреть все еще раз в спокойном режиме. Мне же удалось-таки дождаться открытия после сиесты главной городской церкви Санта-Мария-дель-Соккорсо;
Главная церковь (ох, как я люблю этот термин "chiesa madre") Шакки была основана в 1108 году графиней Джудиттой, дочерью Рожера I, и изначально была освящена в честь Марии Магдалины. В XVII веке была затеяна так и незавершенная реконструкция церкви, и в 1656 году храм был посвящен Богородице-Помощнице (Soccorso).
Фасад базилики так и не был закончен. Барочная "занавеска" скрывает за собой храм XII века, и в этом легко убедиться, если подойти к церкви "с тыла".
Вернемся к фасаду
Три статуи в нишах выполнены Джандоменико и Антонио Гаджини. Легко опознаются апостолы Петр и Павел, ну и, разумеется, Богородица - патронесса храма.
Интерьер церкви я глядел на бегу - моменты открытия церкви после сиесты и отправления моего автобуса разделяло от силы полчаса.
Кто обладает информацией, тот правит миром. Без предварительно изученной статьи в итальянской Вики я бы запросто мог не успеть дойти до главной местной гордости - табернакля работы тех же братьев Джандоменико и Антонио Гаджини (наводка: он находится в правой апсиде).
Уж простите, было не поиска фокусов и ракурсов)))
В верхней части мы видим Распятие с предстоящими (вместе с евангельскими свидетелями казни Гаджини изобразили коленопреклоненных заказчиков), а также апостолов Петра и Павла.
В нижней части четко опознаются молитва в Гефсимании, взятие под стражу, заседание синедриона, бичевание, суд Пилата и несение креста.
(Ближе не подойти, свет не включить, так что простите за качество)
Все-таки имеет смысл ознакомиться со списком работ Гаджини-старшего в итальянской Вики. Оказывается, я пропустил его работы в Милителло и Кальтаджироне (у меня есть оправдание: нужные церкви были закрыты). Но, главное, можно всплакнуть над кучей шедевров, остающихся в глухих филейных частях мира вроде Мадзарино, Коллезано или Алькара-ли-Фузи (признаюсь, о двух последних местечках услыхал впервые). Мало того, что туда очень трудно добраться; на месте можешь окахаться или перед наглухо закрытой церковью, или в хоть и открытой, но тёмной-претёмной церкви. Ох...
Вы же простите старого и больного автора, если он в следующий раз не покажет картинок, но зато расскажет о многолетней войне двух феодальных семейств, ареной которой послужила Шакка?
Шакка не слишком богата памятниками и слишком далека от Палермо, стоило ли сюда ехать? Я бы, наверно, никогда не поехал сюда, если бы не прочитал удивительную историю вражды двух семейств Шакки, начавшуюся с банального любовного треугольника и через полтора века чуть не поссорившую папу и императора.
Итак перенесемся в 1400 год. Король Мартин Молодой, только что одолевший своих противников из семьи Кьярамонти, устроил брак своего арагонского родича графа Артале Луна и дочери своего верного союзника Николо Перальта, графа Кальтабелотты. Когда приказывает король, все сомнения и возражения отменяются, а таковые возражения в данном случае были: невеста Маргарита Перальта была влюблена в своего ровесника Джованни Перолло. Тем не менее, брак состоялся, а между брошенным женихом и молодым мужем возникли неприязненные отношения. Когда после смерти короля Мартина Молодого (1409) трон Сицилии опустел, соперники в любви стояли по разные стороны баррикад, но то были обычные превратности гражданской войны.
Прошли годы, и в 1448 году новые поколения семей Перолло и Луна вновь столкнулись друг с другом из-за возможного наследства, и конфликт был вынужден гасить вице-король. Как оказалось, конфликт не погасили, а лишь притушили. 6 апреля 1455 года по улицам Шакки двигалась процессия святого Шипа (шип из тернового венца, как считалось, находился в городе). Участвовавший в процессии граф Антонио Луна, проходя мимо наглухо закрытых окон и дверей дворца Перолло, выкрикнул оскорбительные слова в адрес противника. Внезапно ворота дворца открылись, и вооруженные люди во главе с Пьетро Перолло набросились на Луну и его сторонников. В потасовке граф Луна был серьезно ранен, дома его приверженцев были подожжены, а Перолло со своими людьми удалился в замок Джерачи. Прибывший от вице-короля судья наказал зачинщиков с обеих сторон, и мир был восстановлен. Но в 1458 году граф Луна со своими сторонниками вернулся из Кальтабелотты в Шакку и обрушил гнев на друзей Перолло. Прекратить конфликт смогло лишь вмешательство извне: арагонский (и по совместительству сицилийский) король Хуан II конфисковал имущество обоих драчунов и принудил их переселиться в Испанию.
И вновь прошли годы...Старые противники умерли, их потомки вновь поселились на Сицилии и получили назад свои феоды. Джакомо Перолло, барон Пандольфина, был другом детства тогдашнего вице-короля Этторе Пиньятелли (в юности они вместе были пажами при испанском дворе). А Сиджизмондо Луна, граф Кальтабелотты и барон Бивоны, женился на внучке Лоренцо Великолепного Луизе Сальвиати, став, таким образом, родичем двух веселых пап Медичи - Льва X и Климента VII. Казалось бы, две семьи, облеченные властью и средствами, могли спокойно сосуществовать на огромном острове, не замечая друг друга...Но старая вражда вновь вспыхнула.
Все началось с засады, устроенной людьми Перолло людям Луны по пути их Бивоны в Шакку. Настоятель шаккской церкви настоял (простите за каламбур) на примирении двух противников, но войну уже было не остановить. Джанвинченцо де Луна (отец Сиджизмондо) попытался убить барона Джакомо Перолло; друг Луны Джироламо Ферраро был убит; слуга Перолло по имени Кола Сторнелло был убит, когда проходил перед домом Перолло; житель Бивоны (сл-но, вассал Луны) публично угрожал шаккскому настоятелю, считая его сторонником Перолло и т.д.
19 июня 1529 года в Шакку ворвалась сотня сторонников Луны и осадила дворец Перолло. Узнав об этом, вице-король Пиньятелли (как мы помним, друг детства Перолло) направил в Шакку отряд под командованием барона Джеронимо Стрателла; потребовалось, как видим, вмешательство властей. Стрателла, прибывший в Шакку 14 июля 1529 года, изгнал из города или казнил наиболее замаранных в беспорядках сторонников Луны и Перолло, приказал Луне удалиться из Шакки в Бивону и распустить незаконные бандформирования (к тому моменту под командованием Луны находилось 700 человек - целая маленькая армия!). Стрателла счел свою миссию в Шакке выполненной и двинулся со своим отрядом назад в Мессину, а "по пути заехал" в Бивону - столицу униженного Луны, чтобы собственноручно совершить акт правосудия - казнить некоего Джорджо Граста. В ответ на казнь жители Бивоны восстали, и Стрателла со своим отрядом был вынужден вернуться в Шакку за подкреплением. Здесь Стрателла вновь потребовал от Луны распустить незаконную армию и лично явиться с извинениями - до 22 июля.
Но 19 июля Луна со своими приверженцами ворвался в Шакку и напал на своих противников. Стрателла, посланник вице-короля, олицетворявший далекую королевскую власть, был убит. Джакомо Перолло был осажден в собственном замке (т.н. старый замок Шакки, сейчас в руинах - я до него не дошел). 22 июля воины Луны ворвались в замок, а Перолло со своими людьми заперся в башне, умоляя противника о пощаде. Луна потребовал, чтобы его враг приполз к нему на коленях и поцеловал его ступню в знак всецелого покаяния. Перолло отказался от пощады целой такого унижения. На следующий день 23 июля воины Луны ворвались в башню, Перолло удалось скрыться в соседнем доме, владельца которого считал своим другом; "друг" выдал Луне место нахождения Перолло, и последний был убит. Труп Перолло привязали к лошадиному хвосту и целый день возили по улицам Шакки, а меж тем люди Луны последовательно грабил и сжигали дома сторонников Перолло
Месть Луны была страшной, но неполной: Федерико, сын Джакомо Перолло, был загодя отправлен отцом в Мессину к вице-королю и спасся таким образом от расправы. Вице-король Пиньятелли, возмущенный убийством королевского офицера Стрателлы и своего друга Джакомо Перолло, двинул на Шакку целую армию. Федерико, горевший желанием отомстить за смерть отца, тем временем собрал своих сторонников на юге Сицилии и, не дожидаясь вице-королевских войск, занял Шакку 2 августа. Граф Сиджизмондо Луна, уклонившись от сражения с сыном убитого им Перолло, поспешил укрепиться в собственном городе Бивона. К Бивоне направились также отряд молодого Перолло и армия, посланная вице-королем; общее число их оценивается в 2 000 человек (оцените размеры "маленькой" междоусобицы). 13 августа королевская армия вошла в Бивону, ворвалась в замок, но не нашла там Сиджизмондо - тот успел улизнуть со всем семейством. Гнев Перолло обрушился на жителей Бивоны: их вешали или просто убивали, а дома жгли. Расправившись с жителями Бивоны, королевская армия и отряд Перолло двинулись на Шакку 17 августа, где продолжили массовые расправы над сторонниками Луны. На этот раз все было "по закону": 13 сентября Сиджизмондо Луна был объявлен виновным в многочисленных преступлениях, он сам (заочно) и его сторонники были приговорены к смерти.
Пока в Бивоне и Шакке убивали его приверженцев, граф Сиджизмондо с женой и детьми плыл в Рим, чтобы умолять о защите своего родича - папу Климента VII. Напомню, что королем Сицилии в то время был Карл V Габсбург, что за два года до этого его армия учинила в Риме тотальный разгром (sacco di Roma), и что только сейчас папа и Карл были готовы наконец помириться, так как Карл желал имперской коронации, а провести ее мог только понтифик. Понятно, что Сиджизмондо явился не вовремя: позади были долгие переговоры между папой и королем, и вот теперь ради мятежного сицилийца все договоренности могли пойти прахом.
Тем не менее, Климент VII на встрече в Болонье с Карлом V рискнул просить своего "возлюбленного сына" о помиловании мятежного Луны. Император резко отказал. Два дня спустя папа вновь просил Карла о снисхождении, Карл на этот раз согласился простить отца, жену и детей Луны (вообще-то, и без того невиновных), но не Сиджизмондо - он приговорен к смерти и будет казнен, как только попадет в руки служителей правосудия.
Климент VII сообщил родичам о решении Капла V. Сиджизмондо выскочил из папского дворца, сел на коня и куда-то помчался. Позже его конь был найден на берегу Тибра, а тело графа выловили из реки. По всей видимости, Сиджизмондо покончил с собой.
Двумя жуткими смертями - Джакомо Перолло и Сиджизмондо Луна - полуторавековая вражда двух семейств завершилась. Отцу, вдове и сиротам Сиджизмондо было позволено вернуться на Сицилию и вновь вступить во владение семейным имуществом. Они еще долго выплачивали компенсацию семейству Перолло. Позже, в 1554 году все тот же император Карл V даровал потомку Сиджизмондо герцогский титул, но уже вскоре род Луна, герцогов Бивоны, вымер. Семейство же Перолло процветало еще более ста лет.
Вот такие у нас на Сицилии нравы.