Неясной глыбой проплывал Дуомо.
Мне померещилось - я снова дома,
Там, дальше, невское блеснет стекло.
Но время, щурясь и дразня, текло
Струей тяжелого хмельного рома,
И нет в ушедшее назад парома,
И нет, и не было, быть не могло.
Навстречу мне не Инженерный замок,
А башня, вход, и на щите – змея.
Как много в жизни непреложных рамок,
Еще момент, и потеряюсь я.
Но Леонардо ласковой рукою
Меня уводит к синему покою.
Георгий Эристов
Выходя из метро на станции Дуомо, всегда испытываешь некий шок, даже когда знаешь, что тебя ожидает. Вот темная, тихая (относительно, тишина в Италии всегда относительна), урегулированая галерея. Сто шагов по лестнице наверх - и при любой погоде мментальная смена декораций - свет, шум, броуновское движение, хаотичные туристы, спешашие аборигены, торговцы и покупатели, дети и родители... и над всем этим как будто с горных высот, с недосягаемого олимпа сморит, мудро посмеиваясь, гигант в изящной кружевной сорочке.
Как и в Пизе в Милане должна была появться плошадь „Campo santo“. Но для нее не было места. Проект Джузеппе Менгони, архитектора, создавшео галерею Витторио Эмануеле II, предусматривал снос плотной средневековой застройки вокруг собора. Проект создания площади домского собора был реализован между 1865 и 1873.
Пьетро Маньи (итал. Pietro Magni; 1817, Милан — 9 января 1877, там же) — итальянский скульптор. В числе наиболее значительных зрелых произведений Маньи — памятник Леонардо да Винчи перед театром Ла Скала в Милане (окончен в 1872 г.), скульптуры «Галереи Виктора Эммануила II» (торгового пассажа в самом центре Милана), аллегорическая скульптурная группа «Прорезание Суэцкого перешейка» (1863, ныне в музее Триеста).
Azzone Visconti в 1330 в коммерческих целях заложил плошадь Piazza dell 'Arengo, прародительницу сегодняшней площади. Она была расположена между базиликой Санта Мария Маджиоре и базиликой Санкт Текла. C этой целью было снесено несколько таверн. Джиан Галеаццо Висконти в 1385 снес еще несколько домов, а также баптистерий. В 1458 была снесена по приказанию Франческо Сфорца с одобрения папы Пия II Basilica Санкт Текла, чтобы создать большую, достойную соборную плошадь.
В 1548 площадь снова была расширена. В период правления Наполеона были планы дальнейшего расширения площади, причем доминирующая роль собора должна была быть уменьшена в пользу других монументов (триумфальные арки, здания суда). Однако, честолюбивые планы потерпели неудачу от отсутствия денег, а вскоре эра Наполеона закончилась. Также и в течение реставрационного периода 1814-1859 произошло относительно мало изменений. С 1865 по 1873 соборная площадь получила сегодняшнее лицо благодарй планам архитектора Джузеппе Менгони. Площадь значительно увеличилась и застройка по краям была модернизирована. <........>
Центр соборной плошади домнирует конная статуя Витторио Эмануеле II. По имени 1861 - 1876 правившего Итальянского короля названа начинаюшаяся от соборной плошади галрея, являющаяся витриной Милана.
В 1896 торжественно открылась созданная Эрколе Роза конная статуя Витторио Эмануеле II и в 1938 вместо 2 никогда не реализованных триумфальных арок был построен палаццо dell’Arengario.
При подготовке реставрационных работ конной статуи был найден подземный потайной ход. Ход начинается на южной стороне, под львом, его размеры 3 м 1 x и идет он на глубину до 14 м. Это помогло обнаружить, что при установке конной статуи Витторио Эмануеле II она была укреплена на фундаменте при помощи больших винтов снизу. После обнаруженного в январе 2012 туннеля под соборной плошадью были найдены следующие 7 тайных комнат, которые не были известны до сих пор никому и не представлены в архиве. С помощью георадиолокатора было обнаружено 7 пустот на глубине 4 м под статуей. Эти пустоты облегчили реставрацию конной статуи.<........>
Статуя представляет короля, в то время как он ведет солдат в сражении Сан Мартино. Конная статуя помещена на основание из красного гранита, опоясанное широкой лестницей белого мрамора, которая возвышается к пьедесталу из какарского мрамора. На фронте пьедестала дата «июнь 1859» котоая отмечает вьезд короля в Милан (8 июня 1859), в то время как на противоположной стороне находится надпись «14 июня 1896» в связи с датой открытия памятника. Скульптура в бронзе представляет короля в момент сдержвания пыла его лошади. В основани находятся, кроме того, два льва, лежащих на боковых широких лестницах, которые положили лапу каждый на слова "Рим" и "Милан", знаменую завоевания возрождения.
Виктор Эммануил II (итал. Vittorio Emanuele II; 14 марта 1820, Турин, Сардинское королевство — 9 января 1878, Рим, Италия) — король Сардинского королевства (Пьемонта) c 1849 года, из Савойской династии; первый король единой Италии нового времени с 1861 года (столица — Турин, с 1865 года — Флоренция, с 1871 — Рим). Родился в 1820 году и ещё наследным принцем проявил в войне с Австрией в 1848—1849 годах выдающуюся храбрость. 8 октября 1845 года был награждён орденом Св. Андрея Первозванного.
Вступив на престол Сардинии после того, как отец его, король Карл Альберт, разбитый при Новаре, удалился в Испанию, Виктор-Эммануил II заключил с Австрией мир на довольно тяжких для страны условиях: австрийцы получили крупную контрибуцию, и оккупационный корпус их долгое время оставался в Пьемонте. Мир мог быть заключен и на более легких условиях, но лишь при отмене конституции, но Виктор-Эммануил II не пожелал нарушать обязательство, данное народу его отцом. Благодаря этому, он заслужил доверие народа и популярность, почти равную с популярностью Гарибальди. Только пользуясь этим, Виктор-Эммануил II мог напрячь все финансовые средства страны, увеличив государственный долг в 4 раза, для реорганизации армии, которая стараниями военного министра, генерала Ламарморы, была доведена до блестящего состояния и увеличена до 100 000 человек. В
памяти народной он остался великим борцом за свою страну и её объединителем.
Джузеппе Гарибальди и генерал Джакомо Медичи с королем Виктором Эммануилом II. Художник Дж. Индуно
Виктор провел мирные переговоры с Австрией. И этим возмутил общественность, которая возлагала большие надежды на нового короля, на его решительное противодействие захватчикам. Депутаты парламента были возмущены, тогда король распустил парламент и назначил новые выборы. В парламент пришли умеренные, они поддержали намерения короля. Виктор Эммануил подписал с Австрией мирный договор, который позволил сохранить независимость Сардинии как королевства. В 1852 году премьер-министром королевства стал граф Камилло Бензоди Кавур, он поддержал идею национального объединения Италии, а также короля в стремлении наладить военное сотрудничество с Францией, соперницей Австрии. Но только в 1859 году, после того как объединенные войска французов и итальянцев нанесли поражение австрийской армии, был заключен столь необходимый королю мир.
Уже в 1860 году Виктор Эммануил присоединил к себе герцогства Пармское, Моденское и Тосканское. В том же году отряды знаменитого борца за свободу Джузеппе Гарибальди изгнали французские войска из Сицилии, а позднее из Неаполя, и вся южная Италия оказалась под властью Виктора Эммануила, который в следующем, 1861 году был провозглашен королем Италии. Но для объединения всей Италии в единое государство следовало отобрать у Австрии еще Венецию, выгнать французов из Рима. Но на это сил ни у короля, ни у Гарибальди не было. Пришлось заручиться поддержкой Берлина. В 1862 году к военным действиям итальянцев против австрийской армии подключились пруссаки, разгромившие австрийцев в битве при Садовой. В результате Австрия согласилась на перемирие и уступила Венецию сначала Франции, а та передала ее Италии. <........>
Еще один персонаж не могу не помянуть. Супруга короля всея италии. Вликолепное подтверждение тому, что дележ имущества - это одно, а тусовка - другое.
Адельхайд Франциска Мари Райнера Елизавета Клотильда фон Остеррайх (* 3 июня 1822 в Милане; † 20 января 1855 в Турине) была королевой Сардинии.
Она появилась на свет как дочь эрцгерцога Райнера Йозефа, вице-короля Лмбардо- Венеции и брата императора Франца II (Габсбурга само собой), и принцессы Марии Елизаветы фон Савойен-Каригнан в Милане. 12 апреля 1842 она вышла замуж за ее кузена, наследного принца и более позднего короля Сардинии (с 1861 короля Италии), Виктора Эмануэля II. Она стала матерью восьмерых детей, среди которых король Италии Умберто I и король Испании Амадей I. Этот брак должен был укрепить связи между Габсбургами и Савойским домом, однако многими современниками рассматривался как расширение австрийского влияния в итальянских делах. После свадьбы Адельгейда стала именоваться Её императорское и королевское Высочество герцогиня Савойская. Ее супруг не изменил свою необузданную жизнь после бракосочетания и имел многочисленные романы, внебрачных детей и давнюю фаворитку Розу Ферцеллана. На которой потом и женился после смерти супруги.
А теперь вспомним , что император Франц Иозеф короновался в 1848 году именно в связи с упомянутыми событиями. И одн из таких трогательных фильмов о Сисси показывает как раз Милан в это непростое время. Все, дань Габсбургам отдана. Разворачиваемся к все-таки однозначной доминанте на площади.
Мила́нский собо́р (итал. Duomo di Milano) — кафедральный собор в Милане, расположен в историческом центре города. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона было закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже, вплоть до 1965 года. Посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии.
Название пламенеющей готики происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Часты орнаменты в форме «рыбий пузырь». Стиль мануэлино в Португалии и позднеготический стиль исабелино в Испании в конце XV века и начале XVI века стали ещё более экстравагантными продолжениями данного архитектурного стиля.
Если мрамор некогда и был белым, то врея постаралось сделать все, чтобы его перекрасить. Даже издалека, даже после кардинальной чистки он в лучшем случае - в клеточку.
Как оно было в прошлый раз - не помню. Ни где билеты брали - не помню, ни где входили не помню. Сеичас очередь за билетами четко вырисовывается справа от собора (это если смотреть на его фронт). А входа- два. Для верующий и для туристов. Хотела было притвориться верующей, но к счастью не стала - для веруюших внутри огорожен особый кусок, из которого весь соор опять таки не увидишь. Вооруженные до зубов солдаты , металлодетекторы, проверка содержания сумок. Наверное в прошлый раз все было куда проще.
Народу для субботы удивитеьно немного - все ринулись на распродажи, в это время в Милан ездят именно за этим.Минут 15-20 и я уже держу в руках прпуск в раи. Собсвенно, надо было, конечно, брать билеты онлаин и не мучиться.
Всемирно известная пятая по величине церковь в мире (после соборов в Ямусукро, Риме, Лондоне и Севилье) расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое здание, которое содержит множество шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, соединённых большим количеством парящих опор.
Он четвёртый по величине в Европе после соборов Святого Петра в Ватикане, Святого Павла в Лондоне и Севильского собора в Севилье. По вместимости уступает среди готических храмов только Севильскому, а среди итальянских храмов — только собору Святого Петра в Риме. Одних только статуй в соборе насчитывается 3400.
Мадоннина, любимая статуя миланцев - позолоченная статуя Божьей Матери, которая венчает главный шпиль Миланского собора. Как когда-то в Петербурге запрещали строить здания выше Зимнего Дворца, так и по повелению герцогов миланских в Милане нельзя было строить выше этой Мадоннины. Но, что делать - ХХ век, миланцы разбогатели, продвинулись, появляются небоскребы. И миланцы нашли очень хитроумный выход из этого положения: на крыше самого высокого небоскреба стоит уменьшенная копия Мадоннины, которая оттуда благословляет город Милан. <........>
(Недолгое) стояние в очереди имеет свои премушества - пока стояла, разглядывала скульптуры на стенах и башенках. Очки не взяла, пришлось пользоваться обьективом.
Достоевский очень любил Кафедральный собор Милана. Он вообще любил готику, и на полях его рукописей мы видим очень изощренные рисуночки, где он по памяти очень хорошо воспроизводил химер, горгулий, шпили. Именно готика как архитектура, устремленная ввысь, совсем не пошлая, не материальная, его увлекала и пленяла. Поэтому, при всем оттолкновении от мещанского, пошлого Запада, Достоевский любил многое в Европе, любил эти “святые камни” (его выражение) и, думаю, к “святым камням”, конечно, он относил Дуомо, Кафедральный собор. И я для своей книги собрал некую антологию высказываний русских людей о главной достопримечательности Милана - Кафедральном соборе. Сам Достоевский пишет в своих письмах следующее:
“Всё, что есть замечательного в городе, - это знаменитый Миланский собор, громадный, мраморный, готический, весь вырезан а jour и фантастичен, как сон. Внутренность необычайно хороша”.
Конечно, Анна Григорьевна в своих воспоминаниях описывает, как они ходили, поднимались на крышу, и как Федор Михайлович “водил меня осматривать знаменитый Миланский собор Il Duomo, составлявший для него всегда предмет искреннего и глубокого восхищения. В один ясный день мы с мужем даже взбирались на кровлю собора, чтобы бросить взгляд на окрестности и лучше рассмотреть украшающие его статуи”.
Неравнодушным к Дуомо был даже такой антиклерикал, безбожник, социалист Александр Герцен, который Дуомо посвятил замечательные и очень вдохновенные страницы. Дуомо он сравнил с Беловежской Пущей, он написал так:
“Это Беловежская Пуща из мрамора, собор безумно прекрасный, бесцельно возвышенный. Какая голова смела создать чертеж этого каменного леса, эту гору сталактитов? Какая голова имела дерзость привести в исполнение сон безумного зодчего? И (тут прагматичный Герцен добавляет) кто дал деньги, огромные, невероятные деньги?”.
Это и Александр Бенуа, мирискусник, тонкий человек. Он о Миланском соборе написал, что “здесь мы впервые встретились с музейностью Италии. (Вот такой неологизм – “музейность”). На каждом шагу в соборе открывались предметы, достойные самого бережного хранения, самого восторженного внимания. Но только на первых порах, пока не привыкнешь, само обилие этих сокровищ вредило впечатлению от них. Требуется своего рода тренировка, чтобы по-должному все эти художественные примечательности оценить. Нужно как-то поверить в них, поверить в свое счастье, что видишь эти красоты в таком соединении и в таком количестве”.
Ну и напоследок о глобальном: русский человек стремился в Италию, как называл Достоевский, “в настоящую Италию”. И “настоящая Италия” начиналась ниже, много южнее Милана. А мы пойдем в собор. Кстати, на площади установлена совершенно чудесная веб-камера, вешаюшая в онлаин-режиме, отличные картинки показывает!