Booking.com

Савойский дом - необходимые вводные слова. Часть 3

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

В XIX век Савойская династия вошла в состоянии разгрома по всем фронтам. Все континентальные владения были аннексированы Францией. От многочисленной семьи осталось двое братьев и их дядя, и ни у кого из них не было сыновей. От былой славы остался лишь остров Сардиния, до которой французы не могли добраться только из-за господства в Средиземном море английского флота. Ниже падать было уже некуда.

Так начал свое царствование Виктор Эммануил I (1759-1824, король в 1802-1821 годах)
Виктор Эммануил I с семьей
На портрете он с женой Марией Терезой Австрийской-Эсте (1773-1832) и старшими дочерьми. Всего королевская чета родила шестерых детей: пять дочек и одного сына, и именно единственного сына сразила оспа. А дочери по салическому закону трон унаследовать не могли...

В 1814 году случилось чудо: Наполеон пал, и Виктор Эммануил I вернул себе все потерянные владения - Пьемонт, Савойю и Ниццу, а по решениям Венского конгресса присоединил к королевству еще и территорию бывшей Генуэзской республики. Последующие семь лет Виктор Эммануил старательно выкорчевывал из жизни своих подданных все следы пребывания их в составе Франции. А меж тем за почти 20 лет подросло целое поколение граждан, к тирании не привыкших. Как и в случае с нашими декабристами, недовольство деспотизмом и жажда свободы проникла в самый верх общества: карбонариями были армейские офицеры, сыновья министров и даже потенциальный престолонаследник - Карл Альберт Кариньянский (о котором будет немного ниже). В марте 1821 года восстали гарнизоны в разных городах Пьемонта, в т.ч. и в Турине. Восставшие требовали от короля конституции по образцу Кадисской 1812 года. Виктор Эммануил I к такому повороту событий не был готов и заявил о своем отречении 13 марта 1821 года. Новый король Карл Феликс, последний из сыновей Виктора Амадея III, находился за границей - в Модене, и до его возвращения регентом был назначен следующий в очереди престолонаследник - уже упоминавшийся Карл Альберт. Вечером все того же 13 марта Карл Альберт объявил о введении в Сардинском королевстве Кадисской конституции, а через два дня ей присягнул.

Меж тем известия о революции достигли Карла Феликса (1765-1831, король с 1821). Этот пятый, самый младший сын Виктора Амадея III, по понятным причинам бОльшую часть жизни и не думал о троне. Женился он довольно поздно - в 1807 году на Марии Кристине Сицилийской (1779-1849), дочери Фердинанда IV (он же III, он же I); кстати, их брак был благословлен в Палатинской капелле Палермо; детей они не имели.
Карл Феликс

Мария Кристина Сицилийская

Карл Феликс действовал решительно: отречения брата он не признал, конституции - тоже, а от регента Карла Альберта потребовал немедленно покинуть Турин и присоединиться в Новаре к лояльным королю войскам. Ну а чтобы побыстрее разделаться с революцией, Карл Феликс призвал на помощь войска австрийские. Уже к 10 апреля австрийцы вступили в Турин, и с революцией было покончено. Виктор Эммануил I еще раз подтвердил свое отречение, и 25 апреля 1831 года Карл Феликс теперь уже окончательно занял сардинский трон.

Новый король ненавидел революционеров всеми фибрами души. Его именем в последующие пять месяцев было вынесено 95 смертных приговоров, еще большее количество арестованных получили длительные сроки заключения, более 600 офицеров были уволены, преподавательский состав Туринского университета сменен полностью. 30 сентября 1821 года репрессии были прекращены, и только после этого король посетил мятежную столицу. Впрочем, в последующие 10 лет он лишь изредка посещал Турин, жителей которого считал нелояльными и неблагонадежными. Верен своей ненависти Карл Феликс остался даже в смерти: он даже не пожелал быть  похороненным в Суперге.

27 апреля 1831 года Карл Феликс умер, и с ним ушла в прошлое старшая линия Савойского дома. На трон взошел его шестиюродный племянник (для установления степени их родства лично чертил во время производственного совещания генеалогическое древо) Карл Альберт из Кариньянской линии.

Карл Альберт (1798-1849, король с 1831 года) - это, если воспользоваться словами Толстого, "матерая глыба и человечище" в истории Италии. Трудно сказать, смогла бы Италия объединиться, и как произошло бы это объединение, если бы не введение Карлом Альбертом конституционного режима в Сардинском королевстве.
Карл Альберт
Карл Альберт был седьмым по счету принцем Кариньяно; линия эта, напомню, стартовала с одного из сыновей Карла Эммануила I, т.е. ближайший предок короля по мужской линии, занимавший трон в Турине, умер в далеком 1630 году. Принцы Кариньяно давно уже обосновались во Франции, где пользовались привилегиями "иностранных принцев", занимали различные синекурные должности при дворе и прожигали денежки. Отец Карла Альберта с началом Французской революции вернулся на родину, воевал в составе сардинской армии против французов, после провозглашения Пьемонтской республики вошел в состав временного правительства, но после присоединения Пьемонта к Республике был арестован, перевезен с семьей во Францию, где и умер в заключении. Мать Карла Альберта с детьми осталась жить во Франции, бедствовала. вышла замуж вторично. Все изменилось в 1810 году, когда Наполеон даровал бывшему принцу титул графа и соответствующий доход. К концу наполеоновских войн Карл Альберт учился во французском военном училище и готовился стать кадровым офицером. Т.о., до 16 лет принц впитывал в себя идеи свободы, равенства и братства (хоть и с необходимыми поправками на наполеоновский режим)

В 1814 году все изменилось. Сардинское королевство было восстановлено, и ввиду предстоящего вымирания старшей ветви Савойского дома Карл Альберт превращался в потенциального престолонаследника. Его спешно бросились перевоспитывать в монархическом и ультраконсервативном духе и женили на тосканской принцессе; рождение в 1820 году их первенца (будущего Виктора Эммануила II - объединителя Италии) спасало династию от вымирания. Т.о. в ранней юности Карл Альберт был либералом, в поздней юности - монархистом, религиозным фанатиком и консерватором; всю последующую жизнь он испытывал внутреннее раздвоение. Он страдал от неврозов и больной печени; ранний брак был неудачным, и ему пришлось обзавестись подругами; он всю жизнь носил под одеждой власяницу и мечтал о гражданских свободах.

В 1821 году товарищи по мечтам о свободе (аристократы, офицеры, дети министров) посвятили его в планы будущей революции: Карлу Альберту, как потенциальному престолонаследнику, надлежало стать посредником между монархией и восставшими. Карл Альберт планы одобрил, а через пару дней выдал их своему дяде Виктору Эммануилу I. Полученное предупреждение отработать монарх уже не смог: революция началась, от короля требовали конституции, и он предпочел отречься от трона. Новый король Карл Феликс был далеко, до его возвращения Карл Альберт становился регентом и в своем новом качестве объявил о введении конституции. Меж тем Карл Феликс конституцию не признал и потребовал от непутевого родича срочно присоединиться к контрреволюционным войскам. И тогда Карл Альберт второй раз предал одни свои идеалы ради других: он сбежал из революционного Турина и присоединился к королевским войскам.

Карл Феликс был решительно настроен лишить "племянника" прав на трон, но за принца вступился, парадоксальным образом, Меттерних. В итоге Карла Альберта условно простили, но он должен был жить в своеобразной ссылке в Тоскане - у родичей жены. Чтобы доказать королю свою верность принципам легитимизма, Карл Альберт в 1823 году добровольно отправился в составе французских войск подавлять революцию в Испании. Отличившись при Трокадеро, Карл Альберт был ласково принят последовательно Фердинандом VII, герцогом Ангулемским и Людовиком XVIII. Все они рекомендовали Карлу Феликсу простить раскаявшегося наследника, собственной кровью доказавшего преданность делу абсолютизма. В 1824 году Карл Альберт вернулся в Турин в качестве признанного наследника трона.

Унаследовав корону в 1831 году, Карл Альберт продолжал политику предшественников и бОльшую часть своего царствования правил как абсолютный просвещенный монарх. БОльшая часть туринских музеев - это его детище, при нем были отреставрированы практически все городские церкви и королевские загородные резиденции. Собственно, куда в какое общественное здание в Турине и окрестности не плюнь, попадешь в посвящение этому монарху на фасаде (и это не шутка!). Именно этот монарх наконец-то (прошло больше 100 лет!) слил воедино законодательства Сардинии и континентальной части королевства. О всяких мелочах, вроде создания новых министерств, реформирования армии и т.д. я уж рассказывать не буду. Тем не менее, Карл Альберт, по его собственному признанию, всю жизнь находился между чашкой кофе с ядом от иезуитов и кинжалом карбонариев; и консерваторы, и либералы видели в нем предателя.

В 1848 году по Европе покатилась революционная волна - "весна народов". Карл Альберт колебался около месяца: даже ряд министров предлагали уступить духу времени, но он склонялся скорее к отречению в пользу сына, чем к изменению формы правления. Наконец 8 февраля 1848 года был опубликован Альбертинский статут - конституция Сардинского королевства. Собственно, в 1848 году конституции были введены и в других итальянских государствах, и даже папа Пий IX проводил либеральную политику. Но лишь Карл Альберт, однажды даровав конституцию, остался ей верен. Этот блог отражает, конечно, лишь точку зрения автора, а он не историк, но ему (автору) кажется, что именно дарование и сохранение Альбертинского статута в конечном итоге предрешило объединение Италии именно вокруг Сардинского королевства.

Пересказывать дальнейшие события подробно я не буду, т.к. история первой войны за независимость 1848-49 годов хорошо известна. Изначально предполагалось, что коалиция конституционных итальянских монархий победит в войне Австрию, и после изгнания австрийцев Италия превратится в конфедерацию во главе с Пием IX. Но события пошли по гораздо более сложному сценарию: во всех государствах полуострова революции были подавлены, конституции отменены, восстание в Милане было разгромлено, и в сухом остатке война с Австрией стала делом только Карла Альберта и его королевства. После ряда поражений 9 августа 1848 года Карл Альберт был вынужден подписать перемирие с Австрией.

Но теперь уже либералы внутри страны критиковали короля за отказ от борьбы за независимость Италии, да и сам Карл Альберт ощущал свое призвание в изгнании австрийцев из Италии. 12 марта 1849 года военные действия были возобновлены, и уже к вечеру 23 марта сардинские войска были разгромлены. Карл Альберт принял решение отречься от трона в пользу сына Виктора Эммануила II, дабы тот смог с чистого листа договориться с австрийцами. 26 марта 1849 года Карл Альберт сел на корабль в Ницце, отправившись в добровольное изгнание. 28 июля того же года он умер в Порту.

Такая вот необычная биография незаурядного человека!

Рассказывать о Виктор Эммануиле II в рамках этого блога незачем, как и о заключительном этапе Рисорджименто. Все это длинное отступление было задумано, чтобы читатель, рассматривая королевские дворцы в Турине и окрестностях, отчетливо понимал, кто были те монархи, что всё это построили. Виктор Эммануил II же с парламентом и правительством в 1865 году переехал во Флоренцию, и Турин утратил свой столичный статус (кстати, с боем: в 1864 и 1865 годах в городе были серьезные волнения, которые пришлось подавлять с помощью армии). Члены Савойского дома продолжали приезжать в свои фамильные дворцы; Раккониджи, например, был любимой летней "дачей" Виктора Эммануила III и его сына Умберто II (последний там, кстати, и родился), но это уже из серии "на недельку, до второго"

Я еще раз прошу прощения за очень длинное отступление, но зато теперь никакие исторические призраки не будут нас отвлекать от любования дворцами! Начнем мы как раз с Раккониджи.

https://sibeaster.livejournal.com/351042.html

Наверх страницы

Отели в Италии