Booking.com

Санта-Мария-дель-Фьоре. История фасада

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Если вы бывали во Флоренции, то конечно же видели собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1296—1436 гг), мимо него невозможно пройти - это один из самых крупных (он был спроектирован так, что мог вместить всё население города, на момент строительства — 90000 человек) и красивых соборов в мире, его купол словно бы парит над городом. 





Эффектная бело-зеленая отделка фасада кажется такой органичной и естественной - трудно поверить, что большую часть своей жизни Дуомо простоял без нее.




фасад Дуомо сегодня



South door (Door of the Canons) of the Cathedral of Santa Maria del Fiore in Florence North door (Almond Door) 0f the Cathedral of Santa Maria del Fiore in Florence

а так он выглядел в середине XIX века

Собор не раз менял свой наружный облик, а историю возникновения отделки фасада, который мы с вами видим сегодня, сами флорентийцы называют «скандальной».
Собственно, до XV века собор имел декоративный фасад, украшенный скульптурами Арнольфо ди Камбио, но в 1587 году придворный архитектор Бернардо Буонталенти приказал удалить весь декор, чтобы сделать на его месте нечто более изящное и красивое. Нет ничего более постоянного, чем временное, в итоге бедный Дуомо простоял с ободранным фасадом до середины XIX века...





Попытки украсить наружные стены собора велись все эти столетия. В том же, 1587 году был проведен конкурс, на котором ведущие современные художники предоставили чертежи и деревянные макеты, которые сегодня хранятся в Опере - музее Дуомо.




Проект  оформления Arnolfo di Cambio


Но ничего не было осуществлено. В семнадцатом веке Фердинандо II Медичи поручил разработать фасад Джованни Антонио Дозио. Но его вариант вызвал протесты, и в 1635 году была подготовлена новая модель, теперь уже художниками из «Академии искусства и дизайна». Работа, однако, вскоре была прервана в результате конфликта между Сильвани и президентом академии Джованни Батистой Пьератти. 


 

Проект Академии искусства и дизайна


Кстати, никому из художников XVII века, предлагавших свои проекты оформления фасада, не пришло в голову связать воедино готическую архитектуру собора и купол, созданный в эпоху Возрождения. Не говоря уж о том, чтобы пространственно вписать фасад в окружающие здания.
 
Время от времени, фасад наряжали в фальшивый декор из дерева, расписанного холста и штукатурки. Первый раз такую декорацию сделали в 1589 году для свадьбы Фердинандо I де Медичи с Кристиной из Лотарингии. Фасад украшали картины, лепнина и статуи. 

Вторая декорация была подготовлена к приезду в город Маргариты Луизы Орлеанской.

Третья - в 1688 году для свадьбы принца Фердинанда. Это украшение фасада — разрисованная штукатурка - было изготовлено по проекту Эрколе Грациани и оно сохранилось вплоть до девятнадцатого века, остатки этой росписи можно увидеть на этих фотографиях.





Dome and Bell tower of the Cathedral of S. Maria del Fiore, Florence

 

В XIX веке разные художники предлагали свои версии оформления фасада, в основном, в готическом стиле, который тогда вновь стал очень востребован. Не буду вас утомлять рассказами про споры и скандалы между дизайнерами, а расскажу о заключительном этапе, когда декором фасада занялся Эмилио де Фабрис. К тому времени, с 1861 по 1865 гг было проведено  3 (!) международных конкурса. Де Фабрис вышел из них победителем и стал официально называться «архитектором фасада Санта-Мария-дель-Фьоре». Но ему не удалось завершить начатое, он умер.




Проект Де Фабриса 1866-67


Проект был завершен в 1876 году Луиджи Дель Моро. Но и тут все было не слава богу: разгорелись споры, как украсить фасад —готическими шпилями, на манер Дуомо в Сиене, или как классическую базилику? 


 




Рисунки Niccolò Barducci, на которых показано, как выглядел бы собор с разным стилем фасада.




Выбирали сами флорентийцы путем референдума. Для этого, для наглядности, правую часть фасада сделали по-сиенски, а левую — плоской, как у базилики. 



 

Полихромное декорирование мрамором органично вписало собор в стиль окружающих его зданий, колокольню и баптистерий. Правда, этот обильный декор характерен именно для девятнадцатого века. 





Кроме того, по сравнению со стенами со стороны собора, на фасаде было использовано большее количество красного мрамора из Сиены — это произошло по патриотическим причинам: зеленый-белый-красный — цвета триколора, объединенной Италии.





Такая вот история. По мне, так типично итальянская :)

http://la-gatta-ciara.livejournal.com/2328...

Наверх страницы

Отели в Италии