Весь мир делится на фанатов. Кто-то фанатеет от паровозиков, военных самолётов, марок или пробок из-под пива. Другая часть человечества сходит с ума по классической музыке, футболу, рыбалке. Я отношусь к той подгруппе человеческого вида, которая бредит Италией. Я часто думаю об Италии, пересматриваю свои фотографии из предыдущих поездок, мечтаю побывать в Тоскане, выучить итальянский язык. Каждый раз, когда я захожу в заводскую столовую на предприятии, где я работаю, меня одолевает тоска от выбора представленных блюд. Я мечтаю обедать ризотто с белыми грибами, а на десерт кушать кусочек тирамису и чтобы никто никуда не спешил. На полке в моей квартире лежит самоучитель итальянского, к которому я ещё не прикасался, но когда-нибудь я его обязательно открою. Порой я просыпаюсь, и мне кажется, что во сне я гулял по Италии. После этого монолога должно быть понятно, что оказавшись в 20 километрах от итальянской границы, я просто не мог не поехать и провести там день!
Как будто одной панорамы гор, спускающихся пологими зелёными холмами к лазурным водам Средиземного моря, и красных черепичных крыш было недостаточно, чтобы путешественники любили Сан-Ремо, так местные жители придумали для своего города множество красивых названий. К примеру, Сан-Ремо называют «Городом цветов». В отличие от политической рекламы на улицах Киева («Київ – місто квітів»), для Сан-Ремо цветы играют действительно важную роль. Автомобильные перекрёстки украшают цветочные клумбы, а промышленная культивация и выращивание цветов является важной отраслью городской экономики. В специально построенном здании цветочного рынка (Mercato del Fiori) в Сан-Ремо регулярно проходит международный рынок цветов.
Вид на Сан-Ремо.
Официальное название «города цветов» жители посвятили полулегендарному епископу святому Ромулу из Генуи, который жил в пещере на месте будущего города в 4 веке н.э. Со времён древнего Рима до 15 века Сан-Ремо назывался Вилла Матутиа (Villa Matutia).
Почти всю свою историю Сан-Ремо оставался независимым городом. Прежде чем стать популярным среди европейской знати курортом, город прошёл через века борьбы со своим главным соперником, Генуэзской республикой. Слово «соперник», возможно, преувеличивает роль города, ведь Сан-Ремо не претендовал на заморские колонии Генуи, простиравшиеся от Сардинии до Керчи. Город на берегу моря многократно отстаивал свою независимость в военных конфликтах.
В парке возле церкви святого Стефана (la Chiesa di Santo Stefano).
Изначально укреплённый город-порт Сан-Ремо принадлежал епископам Генуи, пока они не продали его в 12 веке двум знатным итальянским семьям, Дориа и Де Мари. Во второй половине 15 века город наконец освободился от патрициев, что неслучайно совпало с периодом стремительного экономического роста и изменением архитектурного облика города. Воспоминания о жизни в средневековом Сан-Ремо сохранил в своих стенах район Ла Пинья (La Pigna), который сохранился так хорошо, что гуляя по нему можно представить себе, как протекала жизнь в городе в 15 веке. С тех пор в Ла Пинье мало что изменилось, разве что в 19 веке здесь добавили несколько газовых уличных фонарей. Район Ла Пинья так хорошо сохранился именно благодаря тому, что свой экономический рост город вложил в строительство новых районов города, не прибегая к сносу уже существовавших домов.
Так выглядит Ла Пинья.
Последовавших двести лет истории город существовал отдельно от Генуэзской республики. Генуя добилась своей цели и захватила Сан-Ремо лишь в 1814 году, когда город был аннексирован Сардинским королевством, чуть позже присоединённым к княжеству Савой. Королевству Савой с того момента принадлежала береговая линия от Сан-Ремо вплоть до Ниццы (с 4-километровым исключением на независимое княжество Монако).
Отель де Пари с видом на море.
Туризм существовал в Сан-Ремо с давних времён. С 18 века путешествовавшие по Гран-Туру аристократы нередко останавливались в Сан-Ремо. Регулярный туризм постепенно привёл к расцвету города.
Виа Рома. За поворотом расположено казино Сан-Ремо.
С 19 века в Сан-Ремо начали селиться зажиточные иностранцы. Особой популярностью город пользовался среди русского дворянства. Как и в городах Французской Ривьеры, архитектурный облик менялся с ростом популярности города: узкие средневековые дома-крепости уступали место шикарным особнякам с садами и многоэтажным доходным домам. Сегодня именно виллы и дома являются знаковыми для архитектурного ансамбля Сан-Ремо, средневековая архитектура сохранилась лишь в самом старом районе города вокруг собора и в Ла Пинье, расположенной на горе. В Ла Пинье я сделал так много фотографий, что расскажу о ней в отдельном репортаже.
Главный вход на вокзал Сан-Ремо. Перрон расположен внутри скалы в конце 700-метрового туннеля от входа.
Первое, что впечатляет по приезду в Сан-Ремо – это вокзал. Как и в Монако, вокзал Сан-Ремо спрятан вглубь скалы, чтобы не занимать дорогостоящее место в центре города. Раньше железная дорога шла вдоль самой линии моря, но теперь скоростные поезда ездят по семикилометровому туннелю, а на месте разобранных железнодорожных путей была проложена велосипедная дорожка. Дорога вдоль которой пролегает маршрут велосипедистов, называется по-народному «Виа Аурелиа» – в честь древнеримской дороги, построенной в 241 году до н.э. и соединившей Рим и Пизу. Её продолжение вдоль северо-западного побережья Аппенинского полуострова было построено спустя 150 лет и через Геную соединило Италию с южным побережьем современной Франции. По маршруту древнеримской «федеральной трассы» вдоль Лигурийского побережья в 1871 году была проложена железнодорожная ветка. Вокзал Сан-Ремо находился на набережной в двух шагах от знаменитого «Муничипале Казино». Станцию закрыли в 2001 году, в связи с открытием нового подземного вокзала в скале. Велосипедная дорожка была построена не только для удобства санремийцев, но и для проведения ежегодной велогонки Милан-Сан-Ремо – главного спортивного события года Лигурии.
Перрон вокзала Сан-Ремо. На вокзале есть всего два пути: по одному в каждом направлении движения.
Подземный вокзал Сан-Ремо удивляет не так сильно после моего посещения Монако накануне. В Монако вокзал также спрятан в скалу, чтобы освободить дорогостоящую землю в центре города. Вокзал Сан-Ремо напоминает станцию метро с очень тусклым освещением. Перроны расположены в туннеле в 700 метрах от входа в скалу. Путь от входа на вокзал до перрона занимает около 10 минут. Чтобы ускорить движение, в туннеле установлены горизонтальные эскалаторы. В Сан-Ремо останавливаются все поезда, курсирующие между городом Вентимильей на французской границе и Генуей. Мне кажется, что спустя много столетий археологи будущего откопают засыпанный вход на вокзал, начнут водить экскурсии и показывать, насколько продвинутым было современное нам общество. Вокзал в скале – это настоящее чудо техники!
Набережная Сан-Ремо после того,как отсюда были убраны рельсы.
Сан-Ремо – это один из тех немногочисленных городов, где, выйдя с вокзала, нужно идти не прямо, а направо. Большинство вокзалов устроено таким образом, что если турист выйдет через главный вход и продолжит двигаться в том же направлении, он рано или поздно попадёт в центр города. В Сан-Ремо это «золотое правило путешественника без карты» не действует. В нескольких кварталов от вокзала начинается море.
Центр Сан-Ремо не пешеходный. Пешеходными здесь являются лишь несколько улиц.
Через Сан-Ремо проходит автомобильная трасса, которая называется «дорогой цветов» (Autostrada dei Fiori), потому что большая часть дороги проходит по виадукам, с которых открывается захватывающий вид на Лигурийское побережье. Горы вокруг Сан-Ремо поднимаются на высоту до 1300 метров.
Вдалеке виднеется "дорога цветов" - автострада А10.
Скоро я устану писать эту фразу, но, к сожалению, почти все европейские средневековые города от Северного моря до Мальты строились по одному и тому же принципу: в долине располагалось поселение, в котором проживали ремесленники и торговцы, а на горе над поселением возвышался замок князя. На распростёртой вокруг поселения территории крестьяне обеспечивали городу продукты питания, которые они продавали на центральной, часто «рыночной», площади. За последнюю неделю я писал эту фразу уже минимум три раза, когда описывал Кобург, Ниццу и Канны. Увы, но Сан-Ремо построен точно по такой же схеме!
Пройдя около 10 минут по улице Гарибальди, мы попадаем на большую рыночную площадь, пьяцца Коломбо. Здесь расположена барочная церковь святой Марии и Ангелов (Santa Maria degli Angeli) и «Макдональдс». Пересекая площадь, мы заходим в самую древнюю часть Сан-Ремо.
Улица Джакомо Маттеотти.
Налево уходит улица Джакомо Маттеотти, названная в честь члена социалистической партии Италии, борца с фашистским режимом Муссолини, поплатившемся жизнью за свои антифашистские взгляды. На улице героя-мученика расположен кинотеатр Аристон, несмотря на название, никак не связанный с итальянским производителем крупной бытовой техники. Название театра указывает на его основателя – Аристида Ваккино (Aristide Vacchino), содержавшего кинотеатр в Сан-Ремо с 1918 года. Настоящее здание было построено в 1953 году.
Аллея победителей Музыкального фестиваля Сан-Ремо (слева) и вход в кинотеатр "Аристон", в котором происходит фестиваль.
Из большого развлекательного комплекса «Centro Ariston» на фасадную часть выходит лишь вход. Основная часть здания спрятана в глубине квартала. Здание кинотеатра «Аристон» настолько неприглядное, что можно легко пробежать мимо, не придав ему значения. Однако именно в нём проходит официальная часть ежегодного фестиваля итальянской песни! Все звёзды эстрады собираются в Сан-Ремо, чтобы сразиться за приз – титул песни года Италии.
Памятная табличка, посвящённая победителю музыкального фестиваля 1980 года - Тото Кутуньо, за его песню "Solo noi".
Наподобие аллеи звёзд в Каннах, на тротуаре перед кинотеатром выложены имена победителей фестиваля. Я узнал только двоих – Адриано Челентано и Тото Кутуньо. Вероятно, поколение наших родителей и бабушек узнало бы гораздо больше имён, ведь фестиваль Сан-Ремо, одно из немногих западных мероприятий, транслировался по советскому телевидению!
Вход в кинотеатр "Аристон".
Первый музыкальный фестиваль в Сан-Ремо прошёл в январе 1951 года. Тогда за приз сражалось всего два исполнителя! Первая популярность фестивалю пришла с телевизионной трансляцией в 1955 году. С тех пор фестиваль в Сан-Ремо является главным телевизионным событием года в Италии. По популярности он с большим отрывом обходит «Евровидение», концепция которого была подсказана именно санремийским фестивалем.
Фасад казино Сан-Ремо нельзя сфотографировать лучше, так как площадь перед ним застроена домами.
Фестиваль песни в Сан-Ремо не только вознаградил самых популярных итальянских исполнителей, но и запустил карьеры для многих дотоле безызвестных. Среди них – Андреа Бочели и Эрос Рамазотти.
"Казино муничипале".
До 1977 года музыкальный фестиваль проводился в здании казино, расположеное в конце виа Рома, в пять минутах ходьбы от театра «Аристон». Здание было построено на возвышенности, к главному входу ведёт закрученная дорога. Городское казино открыло свои двери в 1905 году.
Красная ковровая дорожка перед входом в казино.
В сквере перед казино растут пальмы. Из-за пальм виднеются луковицы куполов... Что это, православная церковь? Император Николай Второй любил проводить в Сан-Ремо свой отпуск. Для того, чтобы создать атмосферу домашнего уюта, в непосредственной близости от берега Средиземного моря была построена православная церковь Христа Спасителя (Chiesa Russa, o del Cristo Salvatore). Церковь была построена итальянским архитектором по чертежам Алексея Щусева – впоследствии одного из самых плодотворных архитекторов Советского Союза. Список работ Щусева занимает много страниц и покрывает собой от православных церквей дореволюционного периода вплоть до жилых домов и станций метро.
Церковь Христа Спасителя в Сан-Ремо.
От знакомой русской православной церкви кьеза дель Кристо Сальваторе отличает антураж – вокруг православной церкви растёт пальмовый сад! В тени пальм до 1989 года покоился прах родителей королевы Черногории Елены Черногорской, супруги короля Италии Витторио Эммануила Третьего. В 1989 году останки были перевезены в Черногорию.
Памятник на могиле Елены Черногорской.
После пальм, второй самое распространённое растение в Сан-Ремо – это мандариновое дерево! Оказывается, мандарины (и апельсины) созревают на севере Италии в начале марта. По этому поводу в городе Ментон, что на франко-итальянской границе, проходит ежегодный фестиваль цитрусовых. Жители города нанизывают апельсины и мандарины на металлический каркас, формируя огромные оранжевые фигуры. Такое расточительство может говорить только о том, как много апельсинов растёт в здешних местах! В Сан-Ремо мандарины растут прямо в городе, как в Киеве каштаны. Я сорвал и скушал одну мандарину – она оказалась кисловатой на вкус, но всё же весьма съедобной.
Восьмого марта церковь Христа Спасителя оказалось закрытой.
От церкви Христа Спасителя можно спуститься на набережную, вдоль которой раньше ходили поезда, а теперь ездят велосипедисты. Здесь же, по Виа Аурелиа, ездят троллейбусы – очень редкий вид транспорта в Западной Европе. Лично я никогда не встречал троллейбусов западнее Будапешта, и их наличие в Сан-Ремо меня удивило. В Сан-Ремо троллейбус соединяет Сан-Ремо с регионом Таджиа, самым западным регионом Лигурии.
Вид на Сан-Ремо с пляжа. Справа виднеются купола православной церкви.
Морской берег в Сан-Ремо выложен валунами, чтобы разбивать волны. По камням можно дойти до самого конца волнорезов и сделать несколько фотографий бухты, в которой расположился город. За верхушками пальм виднеются башни казино и купола церкви Христа Спасителя. Ближе к вечеру на пляж подтягиваются любители выпить.
Берег в Сан-Ремо.
Посещением казино и русской православной церкви прогулка по Сан-Ремо не заканчивается. До отъезда из города мы должны посмотреть церковь Сантуарио делла Мадонна делла Коста (Santuario della Madonna della Costa). Церковь с таким длинным названием расположена на самой высокой точке города. Отныне нам предстоит подъём с набережной до вершины горы на высоту 100 метров над уровнем моря.
Дорога к санктуарию Мадонна делла Коста пролегает через старый район Ла Пинья.
Чтобы начать восхождение, нужно найти одну из крутых улочек, которые отходят в сторону от центра города и через тёмные пропахшие сыростью подворотни начать взбираться на гору. Это Ла Пинья. Этот район сохранился с 15 века почти без изменений. Я расскажу об этой самой необычной достопримечательности Сан-Ремо в отдельно репортаже.
Прорвавшись через район лигурийских фавел, мы попадаем в парк. Отсюда небольшой бульвар приводит нас к церкви Santuario della Madonna della Costa. Слово «сантуарио» в названии храма указывает на то, что внутри хранится ковчег с мощами святого.
Сантуарио делла Мадонна делла Коста.
Церковь находится на горе, на которой в 15 веке располагалась крепость святого Ромула, в честь которой позже был назван весь город. После освобождения от двух веков в собственности семьи Дориа жители города построили в знак благодарности Богу небольшую часовню Богаматери делла Коста.
После очередной эпидемии чумы было принято решение построить большую церковь на месте старой часовни. Как это часто бывает, церковь строилась не один год. В 1630 году было начато строительство на месте существовавшей часовни. Роспись храма была завершена в 1727 году. Барочный купол появился над зданием лишь в 1775 году.
Барочный фасад санктуариума.
Перед церковью расположен небольшой бульвар, с которого открывается хороший вид на Сан-Ремо. Отсюда видна южная часть города от порта на западе до автострады в горах на востоке от города.
Вид с площади перед санктуарием на юго-восток.
Почти все указанные в путеводителе достопримечательности Сан-Ремо компактно расположены в старом районе города. Отдельно от него расположены лишь несколько вилл, среди них и вилла Альфреда Нобеля, оказавшаяся в момент нашего визита закрытой на реконструкцию. Среди прочих выдающихся личностей, приезжавших или живших в Сан-Ремо, особое место занимает украинская поэтесса Леся Украинка. Её портрет украшает статью в итальянской википедии. Про Лесю Украинку скзаано, что она была ярким представителем украинского национального духа и останавливалась в Сан-Ремо дважды, в 1901 и 1903 годах.
Вид в сторону моря.
Сан-Ремо пользуется популярностью среди зажиточных европейцев вот уже сто пятьдесят лет. Расположенный по другую сторону от французской границы, Сан-Ремо захватила та же волна аристократии, ищущей мягкой зимы и развлечений, что в Ницце и Каннах. И хотя сегодня массовость туризму придают, в первую очередь, нижний и средний классы общества, история и современность Сан-Ремо неразрывно связаны именно с высшим светом старой Европы.
http://ru-travel.livejournal.com/21947527....
kucheryavchik