«будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».
Не удивляйтесь этому названию. Я не сама его придумала.
Это название Колизея я услышала именно в Риме. Естественно, меня заинтересовала причина, по которой этому историческому сооружению было дано такое страшное название.
Оказывается, в день официального открытия Колизея в Риме, а это событие произошло в 80 году н.э., на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. И это за один день!!!
А по самым скромным подсчётам, за всю историю существования этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников. Поэтому его и называют Храмом Смерти.
В Колизей мы, как и планировали, пришли 8 марта. В Италии, как и у нас, этот праздник отмечают тоже, правда это рабочий день, но билеты в Колизей, как и во многие римские музеи, для женщин были бесплатны.
Билет в Колизей стоит €12.
В стоимость билета входит экскурсия по Колизею, аудиогид надо покупать отдельно, есть на русском языке, Римский форум и Палатин. В каждый музей можно зайти только 1 раз. Билет действительный 2 дня. Это значит, что в один день можно посетить Колизей, а во второй - Римский форум и Палатин.
Билеты можно было купить и по интеренету, но мы были в не сезон, в очереди постояли минут 20, хотя она казалась огромной, и купили без проблем.
До Колизея ходит очень много транспорта.
Можно доехать так же на всем, что идет до площади Венеции.
Самый простой способ воспользоваться метро. Синяя ветка до станции Colosseo
А теперь немножко, если кому-то интересно, расскажу о самом Колизее. Мы внимательно осмотрели его как снаружи, так и изнутри. Котов в нем мы не видели, хотя раньше я читала, что в Колизее живет много котов. Но нам, наверное, не повезло.
Колизей — античный амфитеатр, одна из самых больших арен всех времен и народов, памятник архитектуры Древнего Рима. Именно поэтому он и считается символом Рима или Вечного города.
Его строительство велось на протяжении восьми лет, в 72—80 годах первого века нашей эры.
Это уникальное сооружение начал строить в 72 году император Веспасиан из рода Флавиев.
Кто же такой Веспасиан? Это талантливый полководец, который своими подвигами и мудростью отличился в войне с иудеями. За его смелый и решительный характер военные и привели его к власти.
Правителем он был не только справедливым, но скромным и строгим. Сам не только правил, но и работал вместе с народом. Говорят, что не гнушался никакой работы и даже принимал участие в строительстве Капитолия.
Но и он был не без греха, его упрекали в скупости. Хотя эту скупость и новые налоги, которые он вводил, оправдывали тем, что казна, после безумий Нерона (Нерон покончил с собой, в результате чего началась Гражданская война, длившаяся около двух лет), была пустой, а разрушенный, в ходе войны, город необходимо было восстанавливать.
Были введены даже налоги на общественные уборные, за что его упрекнул даже сын Тит.
После получения первой прибыли на общественные уборные Веспасиан протянул монеты сыну под нос и произнес знаменитую фразу: "Деньги не пахнут!"
Новый правитель Рима сразу же решил перестроить центр города и уничтожить всё, что напоминало людям о его предшественнике.
Говорят, что Веспасиан действительно центр Рима построил заново. Остался лишь дворец Нерона, площадь которого вместе с парком занимала около 120 га. В самом здании Веспасиан решил разместить различные учреждения, а пруд, находящийся возле дворца, приказал засыпать и на его месте возвести уникальное сооружение – амфитеатр, которого не было в мире.
Когда смотришь на Колизей снаружи, понимаешь, что сооружение огромное.
Но когда смотришь на него изнутри, то просто не верится, что это сделано руками человека, настолько он огромен и его размеры и масштабы поражают. Колизей действительно можно считать новым чудом света.
А если знать, что он построен был за 8 лет, то начинаешь верить в чудеса.
На строительстве римского амфитеаьра было задействовано более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи, что на восточном побережье Средиземного моря.
Работали здесь так же и профессиональные строители, архитекторы, инженеры, скульптуры. Работами над строительством Колизея руководил знаменитый архитектор того времени Квинтий Атерий. Как и было запланировано, здание возвели помпезное и величественное. И, невзирая на то, что Колизей строился быстро, возводился он при трёх правителях: Веспасиан лишь год не дожил до окончания строительных работ, поэтому строительство завершал его сын, император Тит. Но и тот долго не правил, быстро умер. Заканчивал строительство второй сын Веспасиана по имени Домициан, взошедший на престол после смерти брата. Он достроил к амфитеатру ещё один ярус, который предназначался для бедных людей, рабов и женщин. Там были стоячие места.
Официально новая арена или римский амфитеатр назывался амфитеатр Флавия, однако народ назвал его Колизей от латинского слова громадный, колоссальный, в честь огромной 35-ти метровой бронзовой статуи, которая при жизни Нерона находилась в вестибюле Золотого дворца, а потом была установлена недалеко от Колизея.
Колизей построен в форме эллипса размером 188 на 155 метров и высотой внешнего кольца приблизительно 50 метров от земли. В середине амфитеатра находилась арена. Размеры арены составляли 85 x 53 м.
С внешней стороны Колизея были расположены три яруса аркад, украшенных дорическими, ионическими и коринфскими колоннами, в проемах арок стояли статуи, а четвертый ярус был украшен коринфскими пилястрами. Эллипс из 80 арок образовывал наружное обрамление, а на нем, четыре арки обозначали входы. Для облицовки были использованы материалы из белого мрамора и травертина.
Внутри Колизей разделяли 240 огромных арок, облицованных травертином, были сложены из терракоты и кирпича. Арочная конструкция значительно облегчила стены — такой способ строительства стал переворотом в архитектуре. Арки располагались плотно и делили Колизей на 80 секторов или пролетов с отдельными входами, каждый из которых был пронумерован римскими цифрами. Их и сегодня можно различить при внимательном рассмотрении.
Эта система разделения стадиона на секторы используется и в настоящее время.
Благодаря этой системе зрители могут полностью заполнить здание за четверть часа, а покинуть – в течение пяти минут. Четыре входа были предназначены для представителей высшей аристократии, а остальные зрители попадали в римский Колизей из-под арок нижнего яруса, каждая из которых была помечена латинскими цифрами (всего их было 76 и от каждого вела лестница), после чего по ступеням поднимались наверх.
Согласно подсчетам, в Колизее одновременно могло разместиться до 80 000 зрителей, правда, сегодня говорят о 50 000, что тоже не мало. Колизей внутри был разбит на три уровня. На первом ярусе, вокруг арены, располагались императорская ложа, мраморные кресла для сенаторов и представителей Двора, с подписанными на них именами.
Во втором ярусе располагались места для граждан Рима, рыцарей, гражданских и военных трибунов.
Для женщин предоставлялись деревянные скамьи. Супружеские пары имели собственные места.
Специальные места отводились для молодежи и их наставников. На третьем ярусе располагался простой народ.
Кроме гладиаторских боёв и травли животных, в Колизее проходили и морские сражения.
С арены снимался деревянный настил, комнаты для гладиаторов при помощи специальной системы заполнялись водой и в этих сражениях принимали участие даже галеры.
На протяжении четырехсот лет Колизей являлся для римлян и гостей города развлекательным центром. С утра до вечера там проходили кровавые гладиаторские бои, травля зверей и сражения на воде. Это продолжалось до 405 года, пока император Гонорий не велел запретить гладиаторские бои, как несоответствующие христианскому учению. Гладиаторские бои запретили, но травля зверей продолжалась ещё около столетия.
Развал Римской империи привел Колизей к разрушению, а мощнейшее землетрясение в середине XIV и вовсе сильно разрушила символ Вечного города.
После этого Колизей стали варварски грабить, камни использовать для строительства других сооружений и зданий.И разрушали не только простые люди, но и священники: папа Павел II, кардинал Риарио и другие брали отсюда камни для постройки своих дворцов. Мало того, Климент IX даже превратил бывший амфитеатр в завод для добывания селитры.
Амфитеатр растаскивали на стройматериалы. Мрамор пережигали на известь. Травертином со стен Колизея были облицованы римские дворцы и церкви. Кирпич с руин величественного здания пошёл на строительство мостов и гавани.
И только в середине XVIII ст. живой свидетель древнего мира получил шанс на сохранение и даже на возрождение.
Папа Бенедикт XIV в память о замученных христианах, что нашли здесь свою кончину, хотя этот факт не подтвержден и доказано, что это - миф, решил установить на арене огромный крест, а вокруг него – ряд алтарей, которые бы напоминали про муки и смерть Иисуса Христа, таким образом, бывшая арена смерти была превращена в самый настоящий храм.
Радует, что Колизей сохранился и хоть в таком виде дожил до наших дней.
Его посещают миллионы туристов.
Голые исторические факты: в честь открытия Колизея были объявлены стодневные Игры. Перед зрителями выступали силачи-гладиаторы, которые насмерть боролись с могучими хищниками.
Зверей привозили со всех уголков империи и убивали не только для забавы. Таким образом Римская империя доказывала тсвоё величие, мощь и силу.
В 246 году проходил тысячелетний юбилей Вечного города. Схватки были страшными. Участие в состязаниях приняли более двух тысяч гладиаторов. Погибших животных, хищников и слонов, диких лошадей и зебр, жирафов и гиппопотамов никто не считал.
А когда император Траян выиграл войну с даками, то на арене в честь победы сражалось десять тысяч гладиаторов.
В X веке в Колизее были обустроены двухэтажные жилища. Периодически здесь проживали семьи феодалов.
Каменный колосс очень сильно пострадал от землетрясения, но еще больше его разрушали люди.
Так что, Колизей стоит посмотреть. Стоит прижаться к стене спиной, чтобы услышать или прочувствовать время, силу, информацию.
Ему есть что рассказать нам...
Рядом с Колизеем располагается еще одно известное сооружение - арка Константина, последняя (и самая крупная) триумфальная арка в римской истории