Приехали мы в Рим на скоростном поезде из Неаполя, уехали через пару дней в Милан. По итогу большого поездатого тура, мы проехали на поездах всю Италию от юга Сицилии до севера континентальной части страны. Это оказалось удобными даже выгодным, ведь при движении ночью можно экономить время и не тратить деньги на отель. Но цель конечно была иная, хотелось всего и сразу, а времени было в обрез. И когда я уже намечтал, что увижу, оказалось что мы в лёгком цейтноте. Пришлось выкручиваться. И вот мы в Риме. И поселились за очень скромные деньги в 300м от центрального экспоната города Колизея. Он был виден в конце улочки, и оставив в номере свои рюкзаки, мы отправились в сторону символа Ромы.
Есть города, которые не возбуждают. Оставляющие равнодушным, или похожие на десятки других. Рим не из их чила. Он самобытен, он величественнен. В Римских хрониках будет три записи. Отдельно от друвних камней Рима будет Ватикан и Рим более поздний, если не современный. Меньше слов, больше фотографий. Присоединяйтесь.
Рим шумный, суетливый, но бесспорно красивый и интересный. Что пройти к остальным "развалинам империи" нам пришлось пройти мимо Колизея.
Для тех лет сооружение, конечно грандиозное, тем не менее внутрь я не собирался. Большое лучше видится издалека, и чуть сверху.
Просто побродим окрест.
Здесь, где у всех на глазах величавого амфитеатра
Сооружение идет, были Нерона труды...
Рим возродился опять; под твоим покровительством, Цезарь,
То, чем владел господин, тешит отныне народ. (с)
Слева триумфальная арка Константина. Дальше вдоль Антиквариума начинается Священная дорога. Вся эта рухлядь растянулась на добрый километр, аж до Площади Венеции.
Фасадная часть арки Константина. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
И вот он весь и сразу в одном кадре. Что бы на его фоне не торчало никакой лишней фигуры, надо набраться терпения.
Идем по священной дороге. Священная дорога (лат. via Sacra) — главная дорога Римского форума, соединявшая Палатинский холм с Капитолием. В V веке до н. э. было проложено основание дороги для защиты от дождя и сырости, позднее укреплена и во время правления Нерона украшена колоннадами. Дорога в конце VI века до н.э. была шириной в три метра, выложена туфом, широкий сточный канал вёл к Большой клоаке. По этой дороге в Римский форум въезжали почётные гости Рима, проходили триумфальные шествия и религиозные празднества.
Триумфальная арка Септимия, правее Храм Антонины и Фаустины. Вы знаете кто это? Я нет, поэтому не будем углубляться в дебри описаний.
Постепенно удаляемся от Колизея. Можно залезть и внутрь форума, но большого смысла в этом я не вижу. Он лучше смотрится извне.
Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич. Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».
Согласно Хронографу 354 года, амфитеатр вмещал в себя около 87 000 человек, однако по современным подсчетам, Колизей может вместить лишь 50 000 человек. Внушительные цифры даже по современным меркам. Впечатляет.
В основании наружной стены высотой более 48 м имеется двухступенчатый цоколь. Фасад разделён на четыре яруса, нижние три яруса представляют собой открытые аркады.
Арки нижнего этажа имеют высоту чуть больше 7 м. Их опоры имеют ширину 2,4 м и глубину 2,7 м. Расстояние между опорами 4,2 м. Перед ними встроены колонны дорического ордера, на них опирается антаблемент высотой 2,35 м, не имеющий характерных особенностей дорического ордера. Из восьмидесяти арок нижнего яруса семьдесят шесть были пронумерованы, а четыре на концах двух осей, номеров не имели. Эти арки служили главными входами в здание.
Колонны второго этажа опирались на аттик, расположенный над антаблементом первого яруса. Размеры аркады второго этажа отличались от первого только высотой колонн, составлявшей всего 6,45 м. На полуколонны ионического ордера опирается антаблемент высотой 2,1 м, не полностью соответствующий ионическому стилю. Над ним находился аттик высотой 1,95 м, служивший опорой для колонн третьего этажа. Высота арок третьей аркады, выполненной в коринфском стиле, составляет 6,4 м.
В каждой арке второго и третьего яруса находилась статуя. Над третьей аркадой аттик высотой 2,1 м имеет небольшие окна над каждой второй аркой.
По моему это в прошлом базилика Санта Мария Нова.
Кусочек современного Рима.
Если быть внимательным, можно обнаружить тысячи интересных деталей.
Когда-то это было настолько красиво и грандиозно, что простого человека должно было повергать в трепет.
Это форум Траяна.
И перед форумом колонна Траяна.
Император Август на фоне форума Августа, соответственно.
А это рынок Траяна, и башня милиции. Когда-то она являлась частью группы укрепленных сооружений, окружавших здание суда. Изначальная высота башни неизвестна, но после землетрясения 1348 года (англ.) верхние два этажа были снесены, что снизило башню до её сегодняшней высоты (около 50 метров). Другим следствием землетрясения стал небольшой наклон башни.
Короче, все пространство между площадью Венеции и Колизеем, сплошные руины, форум на форуме, колонны, остатки стен и строений.
Да, как же не хватает дополненной реальности, визуализации места в первозданном виде.
Залип я на колонне Траяна. Выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта, которая находится на колонне по сей день.
В основании колонны расположена дверь, ведущая к залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. В 1162 году был издан указ о том, что любой, кто повредит колонну Траяна, будет предан смертной казни. Ну нафиг, отойду от греха подальше.
Вечерний Рим вообще очень фотогеничен и ни на что не похож.
А это типичная для Рима картина. Перегороженные военными улицы. После "модных" ныне терактов с тяжёлыми машинами, движение в местах скопления людей ограничено.
Ну, так, на всякий случай.
Скульптуры руки Микеланджело украшают лестницу Микеланджело, ведущую на Капиталийский холм.
Та самая волчица, вскормившая Ромура и Рэма. По одним данным 5й век до н.э, по другим даже 8й. В целом полуметровая незначительная скульптура Капитолийской волчицы спряталась за углом в тени, и совершенно не впечатляет.
Тут же на Капитолийском холме есть базилика.
Но есть и пара обзорных площадок. На эту надо пробираться через черный ход музея.
Девчата клеят бравых офицеров.
И вид на Колизей. В кдре тут столько объектов намешано, что лучше вы сами, при желании, посмотрите на карте, кто есть кто.
И в компрессии.
Примерно место храма Аугуста.
Римский форум.
Капитолийский холм и площадь со ступеней музея.
Вижу купол Пантеона.
Крайний справа купол это Ватикан- Собор Св. Петра.
За 6 евро можно забраться и на ту крышу, вид наверное не плохой, но я не полез.
Этот снимок, мне кажется, хорошо отражает насыщенность Рима интересным и древним и сочетанием его с современным.
Эммануил второй.
Один из парней приуныл. Сидит такой скучает, дескать, пойти что ли пивасика взять?
Это место называют "Римские котики". Тут подкармливают десятки котов, которые сделали своим домом развалины.
В ходе раскопок были обнаружены остатки четырёх храмов IV—II вв. до н. э., расположенные ниже уровня дороги. Так как до сих пор не определено, кому эти храмы были посвящены, их называют литерами A, B, C и D. В I веке до н. э. вокруг храмов сооружены общественные здания: с севера Hecatostylum (Зал ста колонн) и термы Агриппы, с запада — портик и театр Помпея, с юга цирк Фламиния и театр Бальба, с востока — портик Минуция.
В портик Помпея была интегрирована курия Помпея — помещение, в котором в последние годы Римской республики заседал Сенат. Здесь в 44 году до н. э. заговорщиками был убит Гай Юлий Цезарь. Спустя несколько лет после убийства по приказу Октавиана, курия Помпея была закрыта, а на месте убийства, возле кресла Цезаря, была установлена бетонная конструкция шириной в три и высотой в два метра. Её археологам удалось найти осенью 2012 года. (с) А котиков я покажу в другой записи, где будет Рим современный.
Опять Милиция с "длинным" стеклом.
И последний ракурс форума. Возвращаемся к Колизею. В конце концов мы там дивем.
Да, без карабинээри никуда. Всё под контролем.
И снова красавец колизей.
Солнце уже садилось и Театр Фливиев окрасился в розовые тона.
Одна из лучших точек наблюдения этого архитектурного чуда, небольшой мостик над трассой.
А это вид от крылечка нашего отеля.
Небольшой лайфхак. У основания Колизея есть бука с бесплатной газировкой. Просто ставишь стакан, бутылку, указываешь обем и выбираешь газ или без. Пшшшш и вуаля, у вас полторашка холодной газировки. Лично я пришел сюда из отеля после прогулки именно за газировкой. Холодненького захотелось.
Ночь, улица, штатив, олимпус.