Говоря об эклектике в контексте архитектуры обычно имеют в виду вполне конкретное направление (и при желании можно привести массу примеров). Мне же хочется взглянуть на архитектуру в разрезе изначального понимания этого термина: смешение разнородного и порой несочетаемого. Ибо очень частно можно слышать, что вот мол, построили новое здание и оно портит исторический облик и стиль всего ансамбля. Ну или какой-нибудь спорный ремонт-восстановление провели и тем самым нарушили гармонию. А как быть если какие-то перестройки-достройки-замены происходит не в течении сравнительно небольшого периода а на протяжении столетий и даже тысячелетий. Эта самая эклектика тогда возникает не по прихоти автора, а сама собой в силу естественных причин. Вот как раз об этом Рим даёт прекрасно представление.
Насмотревшись хороших примеров архитектурных ансамблей, наслушившись отзывов "о том как там у них", поначалу немного теряешь о того, насколько разнородными по виду, цвету и форме могут здания даже в рамках одной конкретной площади (где предполагается, что строилось всё в течении примерно одного исторического периода):
Более того, даже здание выполненное в одном стиле, можно свои элементы иметь в разном виде (кусок стены отштукатурен, кусок красиво покрашен, а кусок просто стоит ветхий ибо руки до него не дошли и денег не хватило):
На одной улице можно встретить типовую южноевропейскую застройку:
И что-то явно куда более старое (и сохранившееся лишь частично и видимо чудом), к чему пристроили в дальнейшем уже более современные постройки:
А через дорогу такая вполне себе современная и красивенькая постройка с приятными балкончиками:
Есть кусок свободной земли между зданиями - легко туда можно воткнуть какую-нибудь постройку - что место-то зря пропадает, давайте часовенку замутим. (Кстати сюда же хочется обратить внимание на современные пластиковые окна - а то часто приходится слышать, что это мол только у нас такое и делают - в европе-то в старых зданиях только деревянные рамы):
Модерновые здания на старой улице - пожалуйста:
Современный фунциональный новодел - пожалуйста:
Ну то есть если поначалу от таких вот соседств несколько теряешься:
То постепенно даже на неоготические пристройки перестаешь обращать внимание:
И уже даже не знаешь: это какие допотопные здания-развалины, которые превратили в рынок-забегаловки или такой стрёмный современный новодел, где предпочли сэкономить вообще на всё вплоть до этажности (это кстати тоже всё центр - находится напротив вокзала Термини):
Ну и конечно много где леса-леса-леса. Что-то строится, что-то перестраивается, что-то реконструируется, реставрируется и восстанавливается:
Короче эклектика как она есть - постоянное смешение. И надо сказать, это не вызывает никакого раздражения. Наоборот понимаешь - что город живой и развивающийся несмотря на много тысячелетнюю историю. Видимо из-за этого своего возраста здесь уже не обращают внимание на такие вещи как исторические облики, единые стили и прочие архитектурные ансамбли. Тут есть всё и каждый может найти что-то на свой вкус. Причем всё это крайне ненапрягающе и ненавязчиво.
В завершении типичная такая и очень характерная картина: обелиск, привезенный из Древнего Египта и водруженный на статую слона (которые в этих краях естественно тоже не водились), который венчает крест, типовые таике жилые здания по бокам и Пантеон постройки начала 2-го века - я не знаю какая картина может сказать об римской эклектике лучше: