В прошлом году у меня выпала длинная пересадка в Риме и удалось четыре часа побродить по Вечному городу. Я остался в таком восторге, что решил и в эту поездку по Тоскане выделить на Рим хотя бы пару дней.
Мое утро второго мая в Будапеште началось с дичайшего похмелья, про его происхождение я еще расскажу в следующих отчетах про Будапешт. Я с трудом проснулся в своем хостеле, продрал глаза, посмотрел на потолок и еле разглядел его сквозь похмельный туман. Австро-венгры в 19-м веке специально строили квартиры с пятиметровым потолком, чтобы мучать туристов, пострадавших от гостеприимного Будапешта. Кое-как собравшись за полчаса, я отправился в аэропорт, чтобы улететь в Рим. В метро я отрубился и проснулся уже на конечной в Алтуфьево. Нееет, я проехал свое родное Бибирево! Стоп, стоп, какое еще Алтуфьево в Будапеште? Неудивительно, что меня так накрыло, ведь вагоны метро у венгров наши родные мытищенские. К счастью пересадка на автобус до аэропорта Будапешта была именно на конечной станции, поэтому дальше я добирался без приключений. До Рима я летел компанией WizzAir, и в это тяжелое утро меня спасло, что я заранее прочитал на Винском, что в Будапеште до самолета этого лоукостера надо... пилить пешком через все летное поле. Это гениально, я считаю, терпеть не могу, когда везут автобусами, набивая в эти фургоны по пятьсот и так несчастных перед полетом пассажиров. В общем, я был готов к тому, что мой терминал - это будет обычный жестяной ангар и, что до него надо прогуляться по летному полю, а иначе с похмелья, думаю, я долго втыкал бы в поиски своего гейта.
На этом последствия отдыха в Будапеште не закончились. Похмелье отпустило, но мыслительные способности до конца не восстановились. Это стало понятно по моей эпопеи по поиску отеля. На карте все выглядело элементарно. Улица Рикасоли, 27. Я сознательно взял бюджетный вариант поближе к Термини (жд вокзал в Риме, кто не знает), хотя знал про некоторую специфику этого района. Специфика заключается в том, что здесь обитают преимущественно понаехавшие в Вечный город. Выглядят на первый взгляд новые граждане свободной Италии не всегда дружелюбно, а вечером иногда и пугающе. Отзывы по отелю B&B Girasole были примерно такого плана: "жуткий район", "подозрительное и опасное место", "кругом негры, индусы и мутные личности". Но я то знаю по своему опыту, что эти ребята страшные снаружи, но добрые внутри. Нет, конечно, в Италии есть на самом деле опасные районы, типа печально известного Скампии в Неаполе, куда действительно лучше не соваться даже днем, но окрестности Термини к таким места не относятся.
Но вот мой товарищ видел подобный колорит в первый раз. Поэтому когда мы вышли в район отеля и увидели, что все тротуары представляют из себя огромный рынок всякого барахла, разложенного прямо на асфальте, все орут, какие-то черные пацаны толкают друг друга, в общем жизнь бьет ключем, то он слегка напрягся. И среди этого ада надо было отыскать наше обиталище. Навигатор показывал, что мы на месте, но ничего похожего на отель не вырисовывалось. Мы сделали пару кругов по району, пока я наконец понял, что это огромное здание на целый квартал и есть дом номер 27, нам надо просто найти дверь в отель. И, конечно, вход оказался в самом эпицентре местной тусовки. Кое-как протиснувшись мимо толпу афроитальянцев у входа, мы наконец разыскали нужную дверь. Вошли в подъезд... и очутились в раю, контраст с улицей был поразительный, как и в Будапеште, здание отеля историческое, всюду мрамор, винтажный лифт, уютный холл с кожаной мебелью, номера вполне уютные, за отличную для Рима цену B&B Girasole вполне достойное место.
Быстро заселившись, мы отправились на прогулку. Тут-то я осознал, что ура, я в Риме, друзья! План на два римских дня был такой. Во-первых, показать товарищу (и самому еще раз посмотреть) достопримечательности Рима первого порядка. По моей классификации, это объекты, которые показаны в фильм "Римские каникулы" с Одри Хепберн, ну, там, Испанская лестница, Замок Ангела, фонтан Де Треви и прочие всем известные, зафотканные до дыр, но от этого не менее прекрасные вещи. Во-вторых, в перегонах между этими самыми туристическими красотами заглядывать на чуть менее популярные у туристов объекты, которые я еще не видел в прошлые поездки. Конечно, первой точкой из супердостопримечательностей должен был стать Колизей, но по пути к нему из отеля я решил посетить Латеранскую базилику и окрестности. Вперед!
Первая фоточка, сделанная на итальянской земле, должна попасть в отчет. Я снова весь день (уже третий) проснимал в JPEG, только на четвертый день, когда последствия Будапешта полностью испарились, я догадался проверить настройки своей камеры.
Латеранская базилика стоит несколько в стороне от основных достопримечательностей Рима. Поэтому большинство туристов до нее не добирается, хотя в стороне - это относительно, от Колизея тут пятнадцать минут пешком. Вот, признайтесь, что, если вы были в Риме, то до этого места не доходили. В общем, такой толпы, как перед собором св. Петра тут не наблюдается, хотя и безлюдным место не назовешь.
А теперь главная новость, которая изрядно меня поразила. Так вот, Латеранская базилика - это главный католический храм, "мать всех церквей", к тому же это еще и самый старый храм в Западном христианстве. Я-то по своему невежеству всегда думал, что первое место у собора св. Петра, но это не так, у Базилики статус выше.
Первым делом я отошел на некоторое расстояние (храм огромный) и полюбовался монументальным фасадом. Впечатляет, правда? Строгие классические формы удачно разбавляет барочная верхняя часть. Пожалуй, один самых красивых римских фасадов.
Но еще больше внешнего вида поразил интерьер базилики. Как и в любом итальянском храме, тут тут можно зависнуть на полдня, рассматривая все произведения искусства и исторические объекты. Я себе сделал такой краткий список перед поездкой, на что стоит обратить внимание в Латеранской базилике:
1. Статуи апостолов
2. Шикарный потолок
3. Мраморный пол в стиле косматеско
4. Фреска Джотто про Юбилейный год
5. Главы св. Петра и Павла в готическом реликварии
6. Часть стола Тайной Вечери
7. Часть ризы Богородицы
8. Часть губки со следами крови Христа
9. Четыре колонны из храма Соломона в Иерусалиме
10. Гробницы Пап (целых шесть штук)
11. Мозаика 13-го века
Я отыскал практически все перечисленные вещи, но Базилика внутри настолько поражает своей грандиозностью, что я слегка потерялся и толком ничего не заснял. Стоишь такой в центральном нефе, раскрыв рот, и ощущаешь себя мелкой и недостойной песчинке во Вселенной, какие уж тут фоточки.
Странно, что алтарь в Базилике находится на западе. Но вроде бы это характерная особенность самых древних христианских храмов.
За решеткой наверху готической этажерки (она как-то специально называется, но забыл термин) хранятся честные главы св. Петра и св. Павла.
В мозаике удивило присутствие двух оленей, напрашиваются аналогии с традиционной буддийской иконографией.
Все-таки больше всего меня поразили статуи апостолов. Я человек в искусстве мало сведущий, поэтому меня в первую очередь привлекает что-то мощно шибающее по органам чувств. Из-за этого я фреску Джотто удостоил пары взглядов, для меня там просто мужик в колпаке смотрит на другого лысого парня. А вот скульптуры учеников Борромини поражают, как минимум своими масштабами. Плюс, я устроил себе квест, пытаясь разгадать, кто есть кто. Вот, например, несложная загадка: апостол держит в руках инструмент каменщиков для измерения углов и протягивает пальцы. Конечно, это Фома, который является покровителем архитекторов, а жест иллюстрирует эпизод с вложением перстов в раны воскресшего Христа.
На площади у Базилики установлен самый высокий в Риме египетский обелиск.
Кроме Собора св. Иоанна Крестителя на Латеранском холме на том же холме есть еще одна важнейшая даже в масштабах Рима святыня. За этим скромным по римским меркам фасадом скрывается лестница, по которой Христос поднимался на суд к Пилату. Лестницу перевезла из Иерусалима в Рим мать императора Константина I св. Елена Равноапостольная. После принятия христианства в начале 4-го века она отправилась в Иерусалим и проявила там себя, как изрядный археолог, раскопав множество реликвий, связанных с земной жизнью Христа, например Крест Господен. В числе этих артефактов оказалась и лестница из дворца Пилата.
Святая Лестница представляет из себя 28 мраморных ступеней, подниматься по ней можно только на коленях, за это время ступени настолько истерлись, что сейчас они прикрыты кедровыми досками. В досках проделаны окошечки сквозь которые видны капли крови Христа после бичевания, оставшиеся на мраморе.
Действительно ли это та самая Лестница? К сожалению, точно неизвестно, это скорее вопрос веры. В середине двадцатого веке установили, что Понтий Пилат вполне историческая личность, в прошлом году даже раскопали дворец, где предположительно он мог вершить суд. Но про Святую Лестницу первые сведения появляются только спустя пять веков от ее предположительного появления в Риме. В любом случае место выдающееся, и если не подниматься, то хотя бы взглянуть на Лестницу хотелось бы.
В планах не было подробного осмотра каждой церкви и музея на нашем пути, все-таки двух дней для этого очень мало, так что хотелось просто прогуляться. Но я все равно расстроился, когда увидел закрытые ворота святой Лестницы. Так что учтите, что днем с 12 до 15 вход сюда закрыт, я как раз попал на перерыв, обидно.
Справа мозаика 8-го (!) века. Стена, на которой она расположена - эта единственная уцелевшая часть Латеранского дворца, мозаика украшала обеденный зал папы Льва III.
Еще один фасад Латеранской базилики.
Тут мой товарищ вспомнил (я про это обычно забываю, увлекаясь прогулкой по городу), что уже время пообедать, и мы отправились на поиски материальной пищи. Точнее не отправились, а помчались, т.к. у моего спутника спортивный режим питания, и его биологические часы показывали, что сейчас время приема очередной порции белков. Из-за этой спешки я не успел зайти в самый древний Баптистерий при Латеранской базилике, и более того, даже сфоткать его не успел. Так что с Латеранским холмом отнюдь не покончено.
В конце улицы Санти - Куаттро - Коронати (четыре увенчанных святых) приятного средневекового вида, вся такая в моем вкусе. Записываем в блокнотик на будущее, надо будет зайти, там, как минимум, весьма интересные фрески.
Из-за обеда пришлось пожертвовать одной из самых впечатляющих и при этом не слишком известной у наших туристов римских достопримечательностей, которая находится за этой скромной дверью. В базилике Сан Клементе, точнее под ней, находится самая настоящая машина времени. Этот уникальный археологический комплекс состоит из трех уровней, начиная с I века н.э.! Одни фрески 9-го века с первыми известными надписями (и даже ругательствами) на простонародном итальянском языке чего стоят. Ладно, оставлю это интереснейшее место на следующую поездку, тут внутри столько всего, что в формат "Рим за пару дня" оно явно не вписывается.
У меня был хитрый план заболтать друга и успеть добежать до Трастевере, чтобы там поесть нормальную еду, но обмануть его не удалось, и пришлось засесть в одной из кафешек с видом на Колизей. На первый взгляд кафешка с официантами бангладешской (?) национальности и "меню туристико" воплощала в себя худшее, что может предоставить невзыскательному путешественнику Вечный город. Однако, я решил, что поесть тут будет своего рода приключением и решил побаловать себя размороженной пиццой а-ля ленивый-турист-который-не-удосужился-про
С таким настроем я засел в этом заведении. Вдруг из кухни нашей сомнительной кафешки вышел пожилой синьор... со свиньей в руках. Свинья была зажарена до аппетитной коричневой корочки. Мужик стал нарезать от животного сочные куски мяса и раскладывать его на толстые ломти хлеба. Похоже, что синьор пользовался тут авторитетом, многие прохожие здоровались с ним, что-то обсуждали, а он угощал их бутербродами с поркеттой. Тут он заметил мой интерес, отрезал кусок поркетты, кинул его на хлеб и... протянул его мне, совершенно gratuito. И как-то на душе стало так хорошо от этой подложенной мне свиньи, и от того, что я в Риме, сижу такой и смотрю на Колизей, и даже размороженная пицца оказалась не так уж плоха. От всего этого позитива у меня даже прошли последние следы будапештского похмелья, с которого я начал эту запись.
Следующей моей целью, конечно, после обеда стал Капитолийский холм. Я за две поездки не удосужился к нему подняться, хотя проходил в двух шагах, да и расположен Капитолий центральнее некуда. Это примерно, как в Москве, погулять по Васильевскому спуску, но не зайти на Красную площадь. По дороге от Колизея прошлись по Виа деи Фори Империали и поглазели на форумы. Надеюсь, когда нибудь итальянцы нафиг разроют снова это творение Муссолини, благо гулять по ней все равно нереально из-за толп туристов.
Перед поездкой я прекрасно понимал, что два дня в Риме - это ни о чем, поэтому даже не стал готовиться по форумам. Если уж у меня на крохотный Геркуланум ушло полдня, то тут я мог бы зависнуть на гораздо большее время.
Посмотрели на развалины со стороны и полезли на Капитолий.
Все-таки в следующую поездку в Рим надо будет изучить эту часть и наконец-то посетить форумы. А то каждый раз проходишь мимо и непонятно, что здесь к чему. Вот, что это за три колонны, или башня кирпичная на заднем плане? Ладно-ладно, не все сразу.
Пожалуй, мне больше понравились виды с обзорных площадок Капитолийского холма в ночное время. Приходишь часов в одиннадцать, народу никого, подсветка вполне приличная, все можно разглядеть, при этом мрак, луна, тайны, крутяк. Жаль только не умею в ночное время снимать.
Та самая Капитолийская волчица с Ромулом и Ремом, точнее копия, оригинал в соседнем Капитолийском музее. Я, кстати, думал, что это античная статуя, но оказалось, что она была выплавлена в Средневековье.
А дальше я поперся на площадь Капитолия и полчаса проникался шедевром Микеланджело. Да, да, этот мастер эпохи Возрождения, спроектировал весь комплекс на Капитолийском холме. Можно не тащиться в музей, а без очередей и совершенно бесплатно полюбоваться его оригинальным творением.
Пилястры, пилястры! Перед поездкой в Италию пытался загрузить в голову какие-то азы архитектуры. Вот эти пилястры, возможно из-за дурацкого названия, похожего на пиратские пиастры, почему-то врезались в память больше всего. Площадь Капитолия правильное место, чтобы на них посмотреть. Причем тут Микеланджело выступил, как новатор, продлив эти фальшивые колонны (то бишь пилястры) на несколько этажей, до него так не строили, каждому этажу соответствовал свой ряд колонн. Прием очень понравился архитекторам, и многие здания у нас в Москве эксплуатируют этот так назывемый "большой ордер".
Единственная уцелевшая античная статуя, изображающая всадника на коне. Мужик в венке - это император и философ Марк Аврелий.
Как я уже сказал выше, на ночь глядя, Капитолийский холм безлюден и еще более прекрасен. Только вы, Нил с Тибром и ликующий Рим (статуя по центру).
Я подумал, что статуи Диоскуров тоже работы Микеланджело, поэтому сделал пятьсот фоточек, но уже позже прочитал, что они античные.
Еще одно важное строение на Капитолийском холме - суровая на вид и пышная внутри Санта-Мария-ин-Арачели. Думаю, вы уже и так поняли, что она также напичкана разной красотой, но я сдержался и сознательно отложил посещение этой Базилики до будущих времен. Когда будет побольше времени, и я нормально подготовлюсь
А вот почему я забыл заглянуть на лучше всего сохранившийся жилой древнеримский многоэтажный дом, я сам не понимаю. Был в паре шагов от Инсула Арачели буквально и записал себе перед поездкой, но вылетело из головы совершенно. Так что, еще один веский повод вернуться на Капитолий.
И в заключение, еще одна архитектурная придумка Микеланджело. Сравните эту картинку с заглавной. Правда, кажется, что на первом снимке лестница раза в три длиннее? Это намеренно сделано архитектором из соображений гармонии, чтобы укоротить визуально лестницу при взгляде в лоб. Разгадка в том, что она расширяется к площади, поэтому кажется короче, чем есть на самом деле.
http://kolllak.livejournal.com/tag/%D0%A0%... kolllak