Что сделать, чтобы почувствовать необычность места? Правильно, взять себя в руки (если слабонервный) и поехать на кладбище. Сразу становится ясно, как и для чего живут местные, и как почитают умерших. В Париже таким кладбищем является Пер-Лашез, в Стамбуле - Эйюп, в Токио - Янака за парком Уэно. В Риме обязательным кладбищем для посещения я бы назвал Протестантское кладбище у Пирамиды. По названию ясно, что прежде тут хоронили отнюдь не католиков, хотя в захоронениях 20-го века встречаются сплошь итальянские имена, что означает одно - престижность места. Само по себе оно любопытно по архитектуре и антуражу, чтобы потратить на него 1-2 часа.
Найти его легко - оно находится на площади Ворот Сан-Паоло (вот они, на снимке) старой Аврелиановой городской стены, прямо у станции метро "Пирамида".
Сейчас оно входит в часть исторического центра города, район Авентин, но нетрудно догадаться, что в древности это место у городской стены считалось глухой окраиной.
Аврелиановы стены, бывшие некогда границей города, как собственно, и примерные их ровесники в Стамбуле, тоже находятся в весьма неприглядном состоянии.
Разумеется, все чисто, прилично, и как в Стамбуле, древние постройки приведены в безопасное состояние, дабы не обрушились, но восстанавливать руины никто не собирается.
Место замечательно этим нелепым и одним из самых больших сооружений Римской эпохи - Пирамидой патриция Гая Цестия, построенной им в 1 веке до н.э., в которой он и был похоронен после смерти в 12 г.до н.э. Напомним, это эпоха Октавиана Авнуста, в которой подобные чудачества были в моде - Агриппа строил Пантеон, Меценат давал пиры и содержал художников и т д. Сколько денег угробил этот богач и претор, помешанный на египетских древностях и фанатично веривший в египетских богов, на сооружение этой миникопии пирамид в Гизе, неизвестно.
Тем не менее, удаленность от центра, и относительное благополучие места во все века позволили этому сооружению идеально сохраниться. Глядя на него, мы только можем себе представить, как на самом деле выглядели египетские пирамиды до того момента, когда арабы в 10-м веке содрали с них всю мраморную облицовку на строительство Каира. А ведь они вполне могли бы сохраниться до нашего времени в таком же отличном состоянии.
Подойдя к Пирамиде, можно увидеть, насколько опустился уровень земли тех времен по сравнению с нынешним.
Само кладбище выглядит более чем прилично для такого места и теперь скорее похоже на парк, чем на место захоронений, хотя они все еще тут иногда случаются.
В основном, это памятники на могилах английских и американских эмигрантов, а также русских жителей и туристов, оказавшихся в момент смерти в Риме.
Гулять тут надо с путеводителем, т к имена похороненных иностранцев могут составить приличную историческую справочную книгу.
Есть и довольно монументальные сооружения, но с величием Пер-Лашеза им, все-таки, не сравниться.
Большую роль играет погода. Ходить летом, в жару и солнце, тут более весело, чем в слякоть. Впрочем, кому как.
Некоторые имена похороненных тут ничего не говорят.
Другие эмигранты, наоборот, очень известны. Например, друг Байрона и тоже поэт Перси Биши Шелли.
Или вот могилы поэта Джона Китса и его приятеля художника Джозефа Северна.
Якоб Карстенс, знаменитый немецкий художник 18-го века.
Для меня самым главным захоронением была тут могила великого художника-эмигранта Карла Брюллова. Да, Брюллов, автор "Последних дней Помпеи", написанных им на месте тех событий, был самым известным эмигрантов своего времени. Он с трудом добился выезда из России для работы в Италии у Николая Первого, обещав вернуться, но естественно, возвращаться не собирался. Известно, что когда он только пересек границу и оказался вне досягаемости русских жандармов, то тут же, не отходя, развернулся, разделся догола, всю одежду пошвырял через пограничный шлагбаум, плюнул, харкнул, пёрнул туда, и голый и босый, ушел прочь, чтобы больше сюда никогда не вернуться.
Вот более общий план. Любопытно, что хотя родственников у Брюллова уже не осталось, но никто не поднимает вопрос о возвращении праха Брюллова на родину, хотя,безусловно, это был самый великий русский художник первой половины 19-го века.
Из современных захоронений тоже есть довольно любопытные памятники. Например, это монумент знаменитого архитектора Джузеппе Перуджини.
Оставим это кладбище в тени Пирамиды, и пойдем дальше. Тут еще много таких интересных и скрытых мест, куда не ходят туристы. http://sindzidaisya.livejournal.com/sindzidaisya