Начать бы следовало как раз с Мавзолея, ибо, как написано в книге Б. Хинцен-Болен (при участии Ю. Зоргеса) "Рим" (русское изд. 2006 г.), на которую я тут неоднократно ссылался, базилика S. Costanza была построена по повелению дочери императора Константина Констанции в 330 г., но до нас "дошли только остатки наружной стены".
Читаем дальше:
"С базиликой был связан мавзолей, который Констанция велела построить для себя и своей сестры Елены. Еще в VI веке этот мавзолей был преобразован в баптистерий под названием Santa Costanza. Снаружи церковь выступает как ротонда из трех поставленных друг на друга цилиндров разной ширины и высоты. Первоначально наружная стена была окружена портиком, который был разрушен так же, как и двухапсидный нартекс" (стр. 262).
Вот эта ротонда:
А остатки стены базилики (судя по всему, огромной), я думаю, вот это:
Замечу, что когда идешь от станции метро к базилике по via S. Agnese, то видишь издалека и из-за деревьев огромные руины, но я их не фотографировал в таком ракурсе, полагая что фото не получится из-за большого расстояния (или по каким-то другим причинам).
В Мавзолей мы еще вернемся, посмотрим его интерьер, а теперь войдем в базилику Св. Агнессы.
Но сперва опять процитирую книгу "Рим":
"В 342 г. Констанция основала церковь в память Св. Агнесы, чья гробница в катакомбах на via Nomentana стала в IV веке предпочтительным объектом паломничеств. Агнеса, происходившая из знатной семьи, отказалась, согласно преданию, выйти замуж за сына префекта города, поскольку тот был язычник, из-за чего ей пришлось претерпеть мученическую смерть. От прежней базилики вблизи от S. Costanza сохранились только остатки. Уже папа Гонорий I (понтификат 625-638), когда эта константиновская постройка начала ветшать, распорядился построить рядом с нею меньшую по размерам, но тоже трехнефную церковь, алтарь которой расположился прямо над могилой Св. Агнесы. Внутреннее пространство разделяют здесь 16 античных колонн... В начале XVII века был переделан хор, добавлены боковые капеллы и возведен барочный балдахин алтаря; триумфальная арка была декорирована лишь в XIX веке. Примечателен богато украшенный деревянный потолок необычно высокого и узкого среднего нефа, созданный в 1606 г., каменный престол епископа (VII в.) в апсиде и мраморные светильники (XIII в.) рядом с киворием алтаря" (стр. 264).
Посмотрим:
(Здесь изображен знаменитый папа Юлий II, при котором творили Рафаэль и Микеланджело.)
Главная художественная достопримечательность базилики - апсидальная мозаика VII века, изображающая саму Св. Агнесу в окружении пап Гонория и Симмаха.
Известно также, что интерьер базилики послужил одним из образцов для оформления внутреннего пространства Notre Dame de Paris, как об этом написано в книге Дениса Р. Макнамары "Как читать церкви". Об этом я как-то упоминал.
Но, пожалуй, грузным коринфским колоннам парижского собора далеко до красоты и изящества прототипа. Скорее в Париже близость к классическому образцу ощущается в верхних арках и колоннах.
В этом месте сделаем паузу. Продолжим попозже про Мавзолей Св. Констанцы.