В музее Пия Климента в Ватикане собрана большая коллекция античной скульптуры.
Нас с детства учили воспринимать мир классической Греции как абсолютно реальный. Однако, если присмотреться, то греческая скульптура куда ближе к Египту, чем к Бернини.
Мне большинство образцов греческой скульптуры напоминают современную рекламу. Сначала делают фотографию модели, затем на фото ретушируют недостатки и преувеличиват достоинства (удлиняют ноги, увеличивают глаза, и т.д. ). Никакого отношения к реальности эти фигуры не имеют.
Так сложилось, что греческую скульптуру мы знаем по римским мраморным копиям. Один из основных признаков отличия греческой скульптуры от римской — «идеальное», мягко говоря, не совсем правдивое изображение человека.
Греки лепили лицо и тело человека по заданным канонам, разработаным в соответствии с их представлениями о красоте, мужественности, власти. Аналогичный подход к искусству был у египтян. В принципе, для греков лицо не было самым важным, именно поэтому некоторые скульптуры прекрасно смотрятся без головы
Греческая скульптура менялась медленно, однако были и «реформаторы». Например в 460-450 годы в Аттике работал скульптор Мирон. До нас дошли некоторые копии его «Дискобола». Это была революция в изображении человека — он перестал быть прямым. Скульптор изображает мгновение, когда юноша, согнувшись, замер и готов вновь распрямиться, метнув диск.
После Мирона греки стали изображать фигуры в движении. Однако на лицах у них ни одной эмоции. Все, что хочет выразить скульптор, он выражает в пластике.
Самые выдающиеся скульптуры, демонстрирующие пластические решения находятся в Британском музее (работы Фидия при создании афинского акрополя).
Другим новатором был афинский скульптор Пракситель, живший в IV веке до н.э. Этот скульптор впервые изобразил богиню обнаженной. Это было настолько необычным, что заказчики с острова Кос отказались взять скульптуру. Она поехала на Книд (Афродита Книдская)
Однако с тех пор греки постоянно возвращаются к фигуре обнаженной богини. Венера Милосская из Лувра и Венера Таврическая из Эрмитажа:
Аполлон Бельведерский — один из шедевров Ватикана — типичная греческая скульптура. Изображен мужчина — модель, точнее идеал мужской красоты. Бог на лице которого не дрожит ни один мускул.
То, что это римская копия, не меняет дело. Римляне умели лепить лица, а у греков одно время были запрещены портреты.
И вдруг среди этого единообразия — Лаокоон и сыновья. Это, конечно, поздняя скульптура относящаяся к эпохе эллинизма (эпоха после завоеваний Адександра Македонского), однако и Аполлон Бельведерский и Венера Милосская — скульптуры того же времени.
Скульптурная композиция «Лаокоон и сыновья» сама по себе необычна для греков. Во-первых, она групповая. Групповые изображения у греков можно видеть разве что на барельефах (в том же Британском музее), но никак не в скульптуре.
Во-вторых, здесь показаны очень сильные эмоции, причем изображены они с мастерской точностью.
Скульптура была создана скульптором Агесандром с Родоса, жившим в II—I вв. до н. э. Считается, что он же вылепил Венеру Милосскую. Скульптура находящаяся в музее Пия Климента считается копией с более раннего греческого оригинала.
На скульптуре изображен Лаокоон — троянский прорицатель. Он протестовал, против того, чтобы жители Трои пускали в город Троянского коня. Разгневанные боги (которые были на стороне греков) послали двух змей, которые и убили Лаокоона, и его сыновей.
На скульптуре изображен момент борьбы со змеями. Боль и печаль на лице Лаокоона — очевидно он уже понял, что это конец.
Печать в сочетании с презрением на лице одного из сыновей. Он как бы вопрошает: «ну кто просил тебя лезть на рожон».
В скульптуре необычно все: и позы, движения, и необходимость смотреть на нее с разных углов зрения. Плюс сильные эмоции. Это за 16 веков до Бернини. Откуда это взялось?
Наличие подобной скульптуры позволяет усомниться — а все ли мы знаем о греках? Нет ли еще чего-то, что до нас попросту не дошло? А может это и не копия вовсе, а самостоятельное произведение?