Брешия. Продолжение
Предыдущие части рассказок об Италии были здесь (часть 3), здесь (часть 2) и здесь (часть 1).
Я изменил форматирование записи, разместив сопроводительный текст не вперемежку с фотографиями, а сбоку, так чтобы сразу было понятно, к какой картинке относится какой комментарий. Что скажете? Если так удобнее, то и все последующие рассказки я оформлю таким же образом, если нет, вернусь к предыдущему, простому варианту разметки.
Прибыв в Брешию поздно вечером, прямо как в песне: сошли с самолёта мы по лесенке на другом краю земли, а там встают, как счастья вестники, Альпы синие вдали, и тем же вечером, в подвале сводчатом выпив старого вина, побрели по тихим дворикам, по промокшим площадям...
На этой фотографии вечерняя площадь Павла VI (Piazza Paolo VI), римского Папы, до интронизации — Джованни Баттиста Энрико Антонио Мария Монтини, родившегося в Брешии в 1897 году.
Ближе к нам новый собор — Duomo Nuovo, построенный между 1604 и 1825 годами, а дальше — старый собор, Duomo Vecchio, ведущий свою историю с базилики Санта Мария Маджоре VI века.
А вот и те самые синие Альпы вдали.
Это вид на вечернюю Брешию. Акварель... Шучу, фотография. Цвета именно такие, ничего не добавлял и не корректировал.
Снимок сделан с горы, на которой находится замок Брешии.
Здесь запечатлено то место, откуда был сделан предыдущий снимок: ворота и подъёмный мост замка Castello di Brescia на закате.
Ещё один вид на Брешию из замка Castello di Brescia. Я понимаю, что фотография очередного заката — моветон, но уж очень красивым был этот закат.
Вернёмся в старый собор — Duomo Vecchio. Так выглядит его главный зал. В рождественские дни в соборе устраивается выставка вертепов, к которой мы ещё вернёмся.
Ходят слухи, что где-то в этом соборе был похоронен великий математик Николо Тарталья, но на наш вопрос, где же его гробница, служитель сказал, что она перенесена в Duomo Nuovo, а когда мы задали тот же вопрос в Duomo Nuovo, нам сказали, что гробница находится в Duomo Vecchio.
Николо Тарталья по брешианской легенде является настоящим автором общего метода решения кубических уравнений. Перед смертью он передал свои записи Кардано, который опубликовал их под своим именем, и с тех пор вместо формулы Тартальи в учебники математики вошла формула Кардано.
В городе Брешиа на piazza Santa Maria Calchera 10 ноября 1918 года был установлен памятник Николо Тарталье работы скульптора Луиджи Контратти.
В Museo di Santa Giulia в Брешии есть церковь Santa Maria in Solario, потолок которой выполнен в виде звёздного неба, а стены расписаны в VIII–IX веках странными сюжетами. Вот, например, такой. Я могу опознать святого Себастьяна и деву Марию, но кто такие два других персонажа: женщина в чёрном и мужик с содранной штаниной и гноящейся раной на ноге?
С женщиной ещё надо разбираться, а вот мужик — никто иной как Святой Рох. Он чудесным образом исцелился от чумы и в качестве доказательства демонстрировал всем чумную язву на ноге. Считается, что он является небесным защитником от всяческих эпидемий.
Но что делают все четверо в одно время в одном месте?
На снимке слева тот самый потолок в виде звездного неба в оратории церкви Santa Maria in Solario. В центре зала — крест короля Дезидериуса. VIII век.
Историческая справка:
После падения Римской империи в Италии началась эпоха варварских королевств. Первыми были вестготы, которых смениливандалы, которых сменили аланы, которых сменили бургунды, которых сменили франки, которых сменили остготы, которых сменили свевы, которых сменили лангобарды.
Дезидериус был последним королём из династии лангобардов; в 774 году его сверг Карл Великий, основавший собственную империю.
А вот тот самый крест крупным планом. На него налеплены камеи, которые не имеют никакого отношения к христианству, и, по-видимому, были попросту потырены родственниками Дезидериуса в римских домах.
Это тоже музей Санты Джулии, но другая церковь — капелла бенедиктинцев (или бенедиктинок?)…
В целом сюжет понятен: снятие с креста. Но присутствие тут же, очевидно, Санты Лючии со своими запасными глазками на шампуре вводит в замешательство — вроде бы она жила на два с лишним века позже. Я специально увеличил фрагмент картины и поместил его в красном кружке справа.
Историческая справка:
Святая Лючия Сиракузская (283-303 гг.) — святая и мученица, покровительница слепых. После настойчивых приставаний молодого человека, поэтически утверждавшего, что не может жить без её глаз, вырвала себе глаза и преподнесла их своему воздыхателю.
Потрясённый таким подвигом Бог в награду даровал ей новые глаза, которые чудесным образом отрасли за ночь.
В Италии путешественника на каждом шагу подстерегают неожиданности. Вот, например, идёшь по обычной средневековой улице в старой Брешии, поворачиваешь за угол, не ждёшь никаких сюрпризов... И вдруг бац — римский форум!
За форумом находится музей, где можно посмотреть мультимедийную реконструкцию античной Брешии (кстати, Брешия основана в VII веке до нашей эры), а также изучить надписи на надгробных плитах, в огромном количестве свезённых сюда с разорённых римских кладбищ.
Вот одна из таких плит. Она датирована первым веком нашей эры.
Если вам кажется, что вы видите на ней древние руны, то вы не ошиблись. Это они и есть.
Кельты, по-видимому, всё ещё составляли значительную часть населения Брешии в конце первого века до нашей эры.
Надпись на этой надгробной табличке из археологического музея Брешии выполнена на двух языках — латинском и кельтском и гласит о том, что здесь погребены супруги, римлянин и кельтка.
Перевод надписи:
«Тетумус, сын Секстуса и Дугиава, дочь Сашадиса погребены здесь»
.
Римский форум и музей Санты Джулии располагаются на улице, которая носит название Улица музеев. На ней находятся больше половины всех музеев Брешии.
Одним концом улица упирается в пьяццу Лоджию, которую фотографируют все кому ни лень, поэтому вместо пьяццы Лоджии я покажу вам фотографию того, что находится на другом конце улицы.
Если в конце повернуть налево, то попадаешь в поразительный монастырь тела Христова.
Снаружи от монастырской стены находится La chiesa del Santissimo Corpo di Cristo.
Внутренний дворик La chiesa del Santissimo Corpo di Cristo — удивительно умиротворяющее место. Поневоле начинаешь понимать монахов.
Тут же у монахов есть и свой огород.
Мы обычно видим физалис в виде оранжевых фонариков на прилавках магазинов. А так выглядит физалис в Рождество, когда бренная внешняя оболочка уже истлела, но душа-ягода ещё не вознеслась к монашескому столу.
А вообще касательно еды...
Вот сейчас принято считать, что нельзя есть несфотографированную еду. А как же поступали раньше, когда не было айфонов, смартфонов и прочих гаджетов?
А раньше еду рисовали.
Antonio Rasio, Inverno. 1677 год. Картинная галерея г. Брешия.
Примечание: Inverno — по-итальянски «зима». Однако многие жители северной Италии оглушают в произношении звук «v» в этом слове, и оно начинает звучать как Inferno — «Ад».
Раз уж мы заговорили о еде…</p>
Поесть в Брешии можно везде вкусно и интересно.
Например, в этом ресторанчике на Piazza Paolo VI.
Он (ресторан) существует с XI века и славится столь же древними кулинарными традициями.
Обычно названия ресторанам, особенно в старых итальянских городах даются не просто так, а «со значением».
Но какое отношение Васко да Гама имеет к Брешии, мне пока выяснить не удалось.
Терри Пратчетт писал, что Анк-Морпорк построен на Анк-Морпорке. По-моему, это относится и ко всем итальянским городам, и Брешия не исключение.
Если внимательно присмотреться к этому снимку, можно увидеть все культурные слои, накопившиеся за почти трёхтысячелетнюю историю города.
Самое интересное часто не в общих видах, хотя и они бывают достаточно эффектными, а в деталях.
Вернёмся, всё-таки, к площади Лоджии. Вот астрологические часы на Piazza della Loggia работы мастера Лодовико Беретта, 1550 год.
В то время когда я изучал астрологические часы на Piazza della Loggia, ко мне подошёл местный итальянец и, экспрессивно жестикулируя, принялся объяснять, что я фотографирую совсем не то, что надо, и повёл меня через арку на соседнюю улицу — Via Cesare Beccaria, в тупике которой располагалась вот эта старая церковь.
Церковь была закрыта, опознавательные таблички отсутствовали, и мне только при помощи участников группы Brescia на гугл-плюсе удалось найти сведения о ней.
Это церковь сна Святого Фаустина (нужно будет потом выяснить, что ему приснилось). Но у неё есть и другое название: церковь Святой Риты.
Церковь построена в VIII веке, конусообразная крыша надстроена в XII веке. В церкви покоятся останки святого Фаустина и святой Иовиты, а сама она сооружена на том месте, где эти святые приняли мученическую смерть.
Брешия расположена на пересеченной местности — всё-таки это предгорья Альп — хотя и не настолько пересеченной, как Генуя.
Старая Брешия. Правая улица ведёт к кастелло, левая — к палаццо.
Мы были в Брешии в Новый год и, разумеется, не преминули погулять по ночному городу.
Всё-таки, в отличие от Бергамо — города богатых бездельников — Брешия это город работающих людей, поэтому и празднование Нового года, и украшение города здесь скромнее.
Римский форум в новогоднюю ночь.
— Что вы делали ночью на кладбище под стенами старого замка?
— Да ничего особенного, так... Новый год встречали, а что?
Выше я уже писал, что в Duomo Vecchio каждый год происходит выставка вертепов.
Все показывать не стану, пожалею вас (хотя сфотографированы они у меня все), а приведу лишь наиболее характерные.
Вот классический вертеп.
Привет из Южной Америки! Младенец-Христос на капоте — видимо что-то из тамошней культуры, чего мы не знаем.
А в Сенегале, братцы, в Сенегале…
И наконец, постиндустриальный вертеп.
Замечу, что подобного там очень много, выставлено это в католическом соборе и ничьих чувств не оскорбляет.
А это уже первое января. До полудня город был пустым, но что меня убило наповал,
музеи работали!
В Италии!
Первого января!
Этюд с отражениями.
Фонтан, опавший лист, вода, масло.
Листик, который плавал в фонтане на одной из предыдущих фотографий, мы взяли с собой и фотографировали потом в разных вариантах на разных отражающих поверхностях. Например, на столике уличного кафе.
На улице Contrada del Carmine напротив церкви Santa Maria del Carmine есть вот такая арка, ведущая на улицу Ventura Fenarolo. А в этой арке — листочки с цитатами из Данте, Петрарки, Неруды, Золя... К сожалению, не было времени узнать, к чему это и что это должно символизировать.
А в последний день мы обнаружили в Брешии заброшенный портал. Если внимательно вглядеться в изображение в нише, оно постепенно становится всё более реальным, и в конце концов, при достижении нужного сосредоточения, портал открывается.
В следующих постах я расскажу, куда он ведёт.