Жены римских императоров, не под стать рублёвским, украшали свои пригородные резиденции, руководствуясь не только стремлением к роскоши, но и отменным вкусом. Публично демонстрировать своё состояние тогда вообще считалось неприличным, и в убранстве комнат, предназначенных для деловых встреч, богатые домусовладельцы излишествовали редко. А вот внутренние покои могли быть расписаны "помпейским красным", одним из самых дорогих материалов того времени. На фресках из виллы Ливии вы его, впрочем, не увидите - здесь царит голубой и зелёный, как и положено быть в помещении, в котором люди спасаются от летней жары.
Фрески датируются 30-20 гг. до н.э. Их обнаружили в середине XIX в. при раскопках античной виллы в местечке Прима Порта, расположенном на 13-м километре Фламиниевой дороги, к северу от центра Рима. Именно здесь в то же время была найдена самая знаменитая на сегодняшний день статуя Октавиана Августа в боевых доспехах и с поднятой правой рукой - сейчас она хранится в музеях Ватикана.
Исследователи полагают, что вилла была построена между 30-м и 25-м годами до нашей эры и когда-то принадлежала императорской семье, а именно третьей по счёту (и самой любимой) супруге цезаря, Ливии Друзилле, получившей после смерти мужа титул Августы. Монументальная летняя "дача" состояла из двух секторов: в одном находилось жилье, в другом - термы. Структура здания включала несколько террас, на центральную террасу, размером 160 на 80 метров, выходили главные жилые помещения. В одной из этих комнат чудесным образом сохранились росписи цветущего сада. Сегодня их можно увидеть в Палаццо Массимо-алле-Терме.
Размер комнаты - 5,90 на 11,70 метров. О её назначении ученые спорят до сих пор. Судя по расположению - ниже уровня земли - это помещение могли использовать как прохладный летний триклиний, т.е. залу для проведения банкетов. В комнате не было окон, а к единственной двери спускались по небольшой лестнице. Специальный материал, проложенный между расписными панелями и стенами, предохранял помещение от влажности. Возможно, обитатели виллы отдыхали здесь от невыносимой жары, которая, как известно, не щадит ни императоров, ни простых смертных.
На фресках с достоверной точностью изображаются несколько десятков видов растений и птиц. Точность в деталях, впрочем, не избавляет рисунки от условности, ведь в природе эти растения не цветут в одно и то же время, как на фресках. Поэтому, это не столько изображение реального существующего сада, сколько своеобразный каталог флоры и фауны.
Итак, в райском саду Ливии растет миртовое, земляничное и акантовое дерево, средиземноморская сосна, европейская ель, дуб обыкновенный и каменный, олеандр, калина, финиковая пальма, гранат, айва, кипарис, папоротники и плющ.
Под деревьями и кустарниками расцветают розы, маки, хризантемы, ромашки, ирисы и фиалки.
Но больше всего пространства отдано лавровому дереву, из веточек которого древние стилисты изготовляли самый популярный головной убор генералов и цезарей - лавровый венок.
Кстати, если вы никогда не видели это дерево живьем, оно выглядит вот так:
Античные историки утверждают, что на загородной вилле Ливии когда-то действительно росла большая лавровая роща. Посадила её сама "первая леди" после того, как летящий орёл обронил на неё белую курочку с веточкой лавра в клюве. В инциденте, истолкованном жрецами как знамение, не пострадали, как ни странно, ни курочка, ни императрица. Первая народила многочисленное потомство и упоминалась впоследствии в одном из названий виллы - ad gallinas albas, - а последняя умудрилась вырастить из веточки целый лес. Известно, что во время сражений римские императоры имели обыкновение сжимать в руке лавровый букетик - на удачу, - а увядание лаврового дерева накануне решающей битвы считалось дурным предзнаменованием.
Райский сад Ливии оставался на своем месте до середины XX в. В конце Второй мировой войны росписи повредил разорвавшийся снаряд, поскольку на территории древней виллы квартировали военные отряды. В 50-х гг. прошлого века фрески перенесли в Римский национальный музей, где они и хранятся до сих пор.
В тексте использована информация с сайтов archeoroma.beniculturali.it, Wikipedia, romasegreta.it, repubblica.it