С каждым разом я всё больше влюбляюсь в Рагузу. Серьёзно. В последний мой приезд рагузане сразили меня наповал: они сделали то, к чему до сих пор не пришли ни в Риме, ни во Флоренции, ни в Неаполе, ни в одном другом туристическом городе Италии. В Рагузе теперь на каждой церкви висит объявление, когда эта церковь открыта для туристов. В большинстве городов, даже в столице мира Риме часы открытия храмов - это главная тайная информация, которую шепотом передают друг другу бывалые путешественники. А в Рагузе теперь подходишь к церкви и читаешь, когда ты можешь попасть внутрь. Как оказалось, за исключением буквально двух-трех маленьких церквушек, в которые можно попасть только по субботам и воскресеньям, все остальные храмы Рагузы Супериоре и Рагузы Ибла открыты ежедневно с 10 до 13 и с 15 до 18. Имейте это в виду.
Ну а в июне 2017 года я попал в церковь Санта-Мария-делле-Скале, расположенную на склоне холма, на котором стоит Рагуза Супериоре. Все последние годы храм был закрыт на, казалось бы, бесконечную реставрацию, и вот случилось чудо.
Меж тем Санта-Мария-делле-Скале - единственная церковь Рагузы, пережившая Великое землетрясение 1693 года. Её построили в начале XIII века монахи-цистерцианцы, в 1308 году она упомянута в перечне сицилийских храмов, плативших десятину в Рим. Ну а в 1693 году случилось чудо: все храмы Рагузы обрушились при Великом землетрясении, а Санта-Мария-делле-Скале выжила. Правда, в XVIII столетии её все равно перестроили, причем очень основательно: основную ось развернули на 90 градусов, построили три новых нефа, а бывшие апсиды стали всего лишь боковыми капеллами, пристроенными к новому правому нефу. Новые нефы мало интересны, а вот капеллы мы с вами идем смотреть.
Итак, еще раз вернемся к верхнему фото. Мы с вами видим северную стену современной церкви; внутри параллельно этой стене идут три нефа.
Это - главный неф.
А когда-то этих нефов не было. И мы с вами прямо от северного входа видели апсиды, ныне ставшие просто капеллами.
Бывшая правая апсида, а ныне капелла Канделора ("Канделора", от слова "свеча", - это простонародное название праздника Сретения). А ведь находятся люди, не верящие в сицилийскую готику))) Смотрите сами.
Капеллу охраняют два вооружённых ангела на шпилях:
В вершине арки мы видим Богородицу с Младенцем (топорно рублено, конечно, но уж поверьте):
В арочке прячутся прелюбопытные создания: я бы назвал их совами и ангелами.
Какие-то неведомые макаки облепили капители полуколонн:
Вход в капеллу украшен целым пучком полуколонн:
Бывшая главная апсида - теперь просто капелла Вознесения Богородицы. Она, видимо, тоже была некогда готической, но в XVI веке ее реорганизовали в ренессансную.
Фрески на пилонах при входе явно более позние.
А вот алтарный образ - терракотовый (1538). Неизвестный мастер соединил в одном образе восточную (Успение) и западную (Вознесение) иконографию праздника:
Кое-какие подробности:
Типично восточная сцена Успения, в углу даже можно рассмотреть легендарного иудейского священника, пытавшегося остановить похоронную процессию Богородицы (у него, как вы безусловно знаете, рука отсохла)
Ну а здесь уже все по-западному: Богородица возносится на небо.
Ну а это мое любимое: Богородица с небес сбрасывает свой пояс апостолу Фоме, прощальный подарок. Этот пояс, как вы помните, сейчас хранится в Прато.
Бывшая левая апсида - капелла Чистилища (XV век).
Сейчас это - два помещения с крестовыми сводами.
Своды капеллы покоятся на удивительных существах: химере, драконе и... на четырех человеческих лицах (не все удалось снять).
Предполагается, что эти лица - портреты реальных ктиторов.
Вход во внутреннее помещение капеллы оформлен еще одной готической аркой:
Как водится, эта арка кишит живностью (идем по часовой стрелке):
Побродив по маленькому храму, можно найти еще следы славного, до 1693 года, прошлого. В частности, справа от нынешнего входа (справа и не доходя от капеллы Канделара) можно увидеть еще одну готическую арку:
Если не знать истории храма, то ни за что не поймешь назначение этой арки. В нынешнем храме с этой арки как будто начинается главный неф: он у нас за спиной. И ведь никакого входа в церковь по оси храма не существует (перед нами глухая стена). Зачем же тогда эта арка? Ответ прост: когда церковь была ориентирована по-другому, эта арка была входом в боковую капеллу - баптистерий (кстати, купель по-прежнему находится здесь, в углу за аркой).
Вы уж наверно устали от этой церковной археологии, так что еще одно фото, и завершим. Выходим на свет и внимательно глядим на стену справа от входа:
Перед нами фрагмент былого входного готического портала и наружной кафедры.
Вот такие чудеса. Когда я вышел из церкви Санта-Мария-делла-Скале на улицу, вдруг ощутил себя легендарным матросом Железняком (только не путайте с известным мудаком депутатом-патриотом), который "шел на Одессу, а вышел к Херсону". Я ведь ехал в Рагузу любоваться сицилийским барокко и вместо этого увидал чудом сохранившуюся готику.