В течение летнего сезона и в межсезонье в Италии проходит огромное число фестивалей. Одни гремят на всю страну, о других вряд ли когда-то слышали за пределами какой-нибудь маленькой деревушки. Есть праздники религиозные и светские, с переодеваниями и состязаниями, берущие начало в глубине веков и связанные с тем или иным блюдом/продуктом. Взглянем лишь на несколькие из них, которые могут похвастаться самой радостной атмосферой.
Апельсиновая битва (Иврея, Северная Италия)
Битва апельсинами происходит на третьей неделе февраля в рамках ежегодного карнавала. Существует две теории о происхождении этого праздника. Первая легенда очень популярна и рассказывает о восстании жителей города против тирании жестокого правителя. Наиболее вероятно, что речь идёт о Раньери ди Биандрате. В 1194 году его замок был разрушен толпами разъярённого народа. Изуверу пришёл конец, а день счастливого освобождения стал отличным поводом для весёлого праздника.
Вторая легенда более художественна и является частным случаем первой. Описывая зверства Раньери ди Биандрате, упоминают, что он наделил себя правом первой ночи с любой невестой. Одна из его невольных жертв — дочь мельника Виолетта — вступила с насильником в схватку и кинжалом отрезала ему голову. Таким образом, все девушки, принимающие участие в апельсиновой баталии, примеряют на себя роль Виолетты, фруктовыми снарядами уничтожая обитель злодея. Апельсины, как считается, символизируют голову рыжего Биандрате.
Не стоит забывать и о более «централизованной» теории происхождения фестиваля. Согласно ей, ежегодная битва проводится в память о противостоянии Виолетты и императора Священной Римской империи Фридриха Швабского «Барбароссы».
Для участия в апельсиновых боях собираются тысячи жителей Ивреи и ближайших посёлков, а также туристов. Добровольцев разделяют на девять команд (по числу городских районов) и облачают в высокие фригийские колпаки красного цвета (в последнее время их всё чаще заменяют футболки) — символ борьбы за свободу. Затем команды приступают к долгожданной битве, с удовольствием забрасывая несметным количеством апельсинов импровизированные бастионы, повозки или всадников в защитных костюмах, символизирующих стражников тирана. Их встречают особенно ожесточённо, но ничто не мешает швырнуть сочным плодом в соседа или просто в толпу в порыве всеобщего веселья.
Примечательно, что долгое время горожане оставались в состоянии неопределённости, выбирая, какой бы фрукт или овощ использовать в качестве «боеприпасов». Первыми были брошены бобы, потом в мнимых врагов полетели яблоки... Наконец горожане остановились на апельсинах, после которых улицы выглядят ничуть не менее красочно, чем реальное поле сражения.
Игры на мосту — Il Gioco del Ponte (Пиза, Тоскана)
Первые игры на мосту состоялись в Пизе 22 февраля 1568 года. Тогда несколько команд из разных районов города приняли участие в символическом сражении за «власть» над мостом через реку Арно. В отличие от современных игр, те состязания нередко оканчивались реальными драками и даже кровопролитием.
Как водится, мотивы первого соревнования давно забыты, и нам предоставлена возможность выбирать любую понравившуюся версию из числа существующих. Наиболее вероятными основоположниками игр на мосту могут быть мифический основатель города — Пелопсе — и римский император Адриан. Говорят, что первый мечтал устроить в Пизе спортивный праздник, какими были на его родине Олимпийские игры. Второй же любил развлечения и хотел возродить на берегах реки Арно собственный вариант гладиаторских боёв.
Сегодня шумный праздник со спортивным уклоном захлёстывает Пизу каждое последнее воскресенье июня. Конечно, нынешние игры несут более благородные мотивы, чем их склонный к насилию прототип, однако дух соперничества между участниками до сих пор очень силён.
Непосредственно состязаниям предшествуют зрелищно-культурные мероприятия. Например парад участников, представляющих команды северного (Tramontarna) и южного (Mezzogiorno) берегов реки Арно. Торжественные колонны включают порядка трёхсот человек, одетых в праздничные костюмы XVIII века и доспехи и несущих знамёна команд. Как только две колонны встречаются, начинаются игры. Цель каждой команды — одержать верх в наибольшем количестве поединков. Сам «бой» довольно незамысловат и состоит в выталкивании семитонной деревянной телеги на территорию соперников.
Праздник Мадонны делла-Бруна — Festa della Madonna Bruna (Матера, Базиликата)
Пресвятая Богородица делла-Бруна (дословно — брюнетка) — покровительница города Матера. Праздник в честь неё отмечается 2 июля пышным фестивалем. Считается, что начало празднованиям положил Папа Урбан VI 9 ноября 1389 года. По легенде, в этот день в повозку к направлявшемуся в город крестьянину попросилась таинственная дама. Тот согласился с условием, что у стен города незнакомка покинет его, чтобы не доставить проблем. Однако к моменту, когда путники достигли Матеры, никакой женщины в повозке не оказалось, зато появилась статуя. В письме, адресованном епископу, которое оставила дама, говорилось, что она была самой Девой Марией. Так Пресвятая Богородица делла-Бруна стала покровительницей Матеры, а её статуя — святыней, которая ежегодно возглавляет крёстный ход вокруг городского собора.
Рано утром празднично украшенная процессия с подиумами из папье-маше и фигурами святых отправляется к церкви Пиччанелло, чтобы забрать статую. Считается, что именно на этом месте разворачивались события шесть веков назад, поэтому здесь хранится реликвия. Торжественно водружённая на запряжённую мулами повозку статуя направляется обратно в город, где её встречает эскорт из красочно одетых всадников. В окружении импровизированной стражи повозка начинает свой долгий путь по улицам, который заканчивается на Соборной площади. Статуя занимает почётное место внутри собора, а повозка остаётся снаружи, где после импровизированной стычки со всадниками толпа разбивает конструкцию из папье-маше на куски. Люди верят, что добытый таким образом сувенир будет приносить удачу до следующего фестиваля. Завершается праздник красочным конкурсом фейерверков над старинными кварталами исторического центра города — Сасси.
Праздник Вознесения — Festa della Sensa (Венеция)
Праздник Вознесения, отмечаемый 19–20 мая, напоминает сразу о двух крайне важных событиях в истории Венеции. Во-первых, он знаменует начало политической и торгово-военной экспансии средневековой Венецианской республики. 9 мая 1000 года 26-й дож Пьетро Орседо направил свой флот к берегам Далмации (территория современной Хорватии), чтобы избавить жителей этой страны от пиратов, и одержал убедительную победу. Во-вторых, праздник приурочен к заключению в 1177 году мирного договора между папством в лице Папы Александра III и империей в лице Федерико Барбароссы.
Как известно, со времени своего основания Венеция не раз оказывалась в состоянии войны, довольно успешно давая отпор нападавшим и завоёвывая менее агрессивных, но свободолюбивых соседей. Лишь одна сила постоянно держала в страхе венецианцев — необузданная стихия. Бороться с такой соперницей, как природа практически бесполезно, и, чтобы задобрить её, на ней следует... жениться. К такому выводу пришло средневековое общество и стало каждый год проводить венчание своего дожа с морем, приурочив его всё к тому же празднику Вознесения. Обряд быстро стал постоянным и завершает традиционную фестивальную регату, со временем лишь роль счастливого «жениха» перешла от дожа к мэру Венеции. Всё же приятнее ощущать хотя бы символическую благосклонность лагуны, находясь перед лицом не ослабевающей с годами угрозы затопления.
Сегодня двухдневный фестиваль превратился в масштабное костюмированное шоу, посетить которое спешат туристы со всего света. В его рамках проходят парады, представления, гребные регаты и ярмарки. Большинство мероприятий связано с морем и проводится на воде хотя бы потому, что свободных площадей и широких улиц в городе катастрофически не хватает. Впрочем, празднично украшенные лодки самых разных размеров, ювелирное мастерство маневрирования гребцов и гондольеров, беспрестанный плеск волн и незабываемые традиционные венецианские наряды делают фестиваль уникальным и незабываемым.
Гонка свечей — La Corsa dei Ceri (Губбио, Умбрия)
Ежегодно 15 мая город Губбио чтит память своего святого защитника — епископа Убальдо Балдассини, который был канонизирован после своей смерти в 1160 году. За понятием «свечи» в этом случае скрывается внушительных размеров деревянная конструкция, внешне напоминающая поставленный на попа таран. Её масса может достигать полутонны, но обычно колеблется от 250 до 400 кг.
Из Палаццо-дей-Консоли свечи вручную доставляют на Главную площадь города (Piazza Grande). Здесь на их верхушках закрепляют небольшие статуи трёх святых: Георгия, Антония и Убальдо. Первый покровительствует торговцам и мастерам-ремесленникам, второй — крестьянам, третий уже был упомянут, он почитается всеми горожанами, но более всего благоволит представителям сословия каменщиков. Вполне закономерно, что свечу святого Убальдо несут строители и все, имеющие мало-мальское отношение к этой профессии, свечу Георгия — коммерсанты всех мастей, свечу Антония — потомственные фермеры. Именно в таком порядке команды покидают площадь.
О начале забега извещает колокольный звон ровно в 11:30. По этому сигналу силачи-добровольцы поднимают свою свечу и бросаются вперёд. Первый этап гонки состоит из трёх кругов вокруг площади, после чего состязание прерывается на традиционный большой банкет из морепродуктов. В 16:30 начинается крёстный ход с мощами святого Убальдо, а в 6 часов вечера приходит время кульминации — большой гонки, в ходе которой свечи со статуями будут доставлены в базилику Святого Убальдо на вершине горы Инджино. Впереди у них — 4,3 км нелёгкого пути. И хотя финишные позиции предопределены столь же чётко, как и стартовые, участники, то и дело сменяя друг друга, стараются изо всех сил.
После финиша статуи святых снимают с монументальных свечей и торжественно возвращают в городской собор. А праздник не прекращается до позднего вечера, радуя гостей разнообразным угощением и турнирами в средневековом духе, самым крупным из которых много лет признаётся состязание арбалетчиков.