Booking.com

Провинциальный Ренессанс - San Bernardino и Fermo Stella.

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.
Уверяю, что любители искусства и фресок получат истинное удовольствие от храма San Bernardino, что я обнаружила в Караваджо – городе в провинции Бергамо, что в славной северной Ломбардии. Кому хочется ненадолго попасть в 15 и 16 век, прошу под кат. Вместе посмотрим на росписи в абсолютной тишине.



Начать придется издалека, точнее, с 15 века, когда Караваджо и соседний с ним Тревильо враждовали. Причин на то находилось множество – города были конкурентами и постоянно что-то делили. Убийства, несчастные случаи, нападения, месть, столкновения были в порядке вещей. Но на эти земли ступила нога Святого Бернардино – монаха Ордена Minori, что ходил по Италии и проповедовал мир, любовь и согласие. В начале ноября 1419 года он оказался в Караваджо. Искренние проповеди Святого имели успех, и после его смерти оба бывших врага – Тревильо и Караваджо – захотели сохранить об этом человеке добрую память и возвести церкви. Первым оказался Тревильо, а в 1472 году, спустя почти 20 лет после смерти миролюбивого Святого, и Караваджо начал сооружать свой памятник – San Bernardino. Семья Secco пожертвовала территории для храма и монастыря, которые были достроены в 1488 году, а в апреле следующего года состоялось торжественное освящение.



Караваджо в то время был во власти Кремонской епархии, но данный монастырь взял под свое крыло Милан. В нем хозяйничали австрийцы и французы во время своих нашествий. Постепенно монастырь пустеет, имущество отдают больнице, которая сдавала его в аренду, а то и использовала как казармы. Стоит сказать, что монастырь так и не возродился, а на его территории сейчас муниципальная библиотека, военно-морской музей, разные центры и ассоциации. В библиотеке Banfi хранится множество книг (порядка 45000 томов), из которых около 5000 антикварных и, вдобавок, ценность имеют два манускрипта 12 и 16 веков. Что же касается церкви San Bernardino, то она прекрасно сохранилась и внешне, и внутренне. Фасад – типичная теплая ломбардская готика, с круглым окном и входом с колоннами. Внутри основная ценность - росписи, большинство из которых создано местным художником Фермо Стелла.



Здесь интересная конструкция собора, которая мне уже попадалась в монастырских церквях. Основное помещение разделено на две части: для мирян и для духовенства. Мирянам предоставлено много – три капеллы и большая часть храма со скамейками, монахам же – две капеллы, небольшой проход и помещение перед алтарем.



Сначала стены были голые и аскетичные, согласно требованиям монашеского Ордена. Но постепенно искусство взяло свое и привлекло под своды San Bernardino прекрасных художников. Капелла, ближайшая к входу, посвящена Богородице, здесь цикл росписей, посвященных Ей и Спасителю: Введение во храм, Успение, Пятидесятница, Рождество, Крещение и Воскресение.



Есть также Святые: Бонавентура, Раймондо, Антоний Падуанский, Людовико, Франциск, Кьяра, Бернардино, Бернардо и Бартоломео Кремонский.



Здесь трудились два известных художника 16 века - Bernardino Zenale и Bernardino Butinone. На стене между первой и второй капеллой красуется потрясающая фреска – нежная, тонкая и очень искренняя.



Перед ней я стояла долго. Мадонна и Святые Сан Бернардино и Сан Рокко (Рох). На этом выступе есть ребус, оставленный автором. А вы думали, один Лоренцо Лотто аллегории рисовал? Как бы не так:) В ребусе заключено имя художника: подкова (fer), мышь (mus), звезда (что и означает stella) и цифры 15 *с*, что отсылает к году. Fermus (Fermo) Stella 1500.



Следующая часовня изначально планировалась в честь Святого Бартоломео (Варфаломея), но почему-то ее посвятили Антонию Падуанскому.



Может, произошли какие-то чудеса или пришла помощь от него, что заставило отказаться от первоначальной идеи. Или виной тому политические мотивы.



На стене между капеллами изображен Святой Франциск во славе. Данная фреска не подписано, но ее склонны приписывать Nicola Moietta.



Третья капелла Святого Франциска претерпела большие изменения со временем, здесь росписи совсем недавние – созданные рукой Longaretti в 20 веке.



Но самое большое впечатление производит та самая стена, которая делит пространство храма на две части. На входящего сразу обрушивается великолепное Распятие и цикл Страстей Христовых, сочные цвета, плавная композиция и библейские личности. Долгое время автором считали Francesco Prata, но дополнительные исследования установили, что это рука любителя ребусов Фермо Стелла.



Перед вами постепенно проходят трагические Евангельские события: Тайная Вечеря, арест, Христос перед Пилатом, Распятие и Воскресение. По бокам картину заканчивают восемь Севилл,



а внизу – восемь пророков в кругах.



На фоне Распятия город. Одни полагают, что это Караваджо, другие – Бергамо. На пилястрах два изображения – Се Человек (Nicola Moietta)



и Мадонна (возможно Baruffi).



А на пустой правой стене, что смотрит прямо на капеллы, висят овалы, все с тем же религиозным содержанием, автор которых неизвестен. Они очень монохромные, сдержанные и темные, когда солнце бьет из окон.



Теперь дошла очередь до части, отведенной монахам. Им предоставлены две капеллы, левая не сохранила первоначальный декор, правая же им может гордиться. Здесь роспись «Мадонна с Младенцем и Святыми Бернардино и Бонавентура» местного автора 16 века Ferri de Giuchis. На фреске есть еще один человек, обычно так коленопреклоненно изображают донаторов (спонсоров, заказчиков), но точно кто это, я не знаю. Очень может быть, что это монах Ордена Minori, из которого и происходил Святой Бернардино.



На монашеской стороне есть старинные захоронения братии монастыря, видимо, те, кто оказались упокоенными в храме, особенно отличились при жизни. Остальных монахов хоронили вне церкви, но на территории монастыря, который, кстати, носил имя Santa Maria degli Angeli. Коридор между капеллами сейчас выглядит не так, как раньше. Ступени ведут к деревянному алтарю в стиле барокко. Арки и апсиды украшены росписями братьев Galliari в 1759 году – Святая Анна и маленькая Дева Мария и Святой Иосиф-обручник с Младенцем Христом.



Все эти росписи я не разглядела – доступ на монашескую территорию закрыт, а зрение у меня не идеальное. Там же есть изображение Святого Бернардино, отказывающегося от епископской тиары. Видимо, для данного человека не имели значения звания, чины и достижения. А самым важным было проповедование мира и любви и примирение враждующих сторон. Прекрасный пример того, что один человек, ведомый верой, так изменил жизнь двух городов, что трепетно хранят его память и имя. http://ru-travel.livejournal.com/27387036....   tesoro82

 

Наверх страницы

Отели в Италии