Пересматривание старых фотографий - поистине душеспасительное занятие. Еще более душеспасительно что-то о тех местах, что на них запечатлены, написать в ЖЖ, ублажая собственную графоманию и отлынивая от дел, не всегда приятных, хоть и обязательных.
Недавно нашел в своем архиве вот такую феррарскую фотку:
Здесь виден фрагмент главного замка Феррары Castello Estense, но откуда сделан снимок, я уже не помню. Фотография мне даже понравилась, и я подумал, что может быть, стоит написать о Ферраре как-то более подробно, чем я это делал до сих пор.
Должен признаться (впрочем, я уже об этом тут не раз писал), что Феррара как город произвела на меня какое-то тягостное впечатление. Пожалуй, в моей личной табели о рангах этот город занимает последнее место среди виденных мною городов Италии (второе место в антирейтинге занимает Болонья, где тоже мне было как-то неуютно).
Действительно, если вынести за скобки кафедральный собор с его поистине великолепным главным фасадом, а также окрестности замка Эстенсе с чрезвычайно выразительным памятником Саванароле,
то самым красивым местом в городе является кладбище картезианского монастыря (Certosa) с расположенной на его территории церковью S. Cristoforo in Certosa:
В остальном же городские пейзажи Феррары весьма - как бы это сказать помягче - незатейливы: преобладает красный кирпич, лишь изредка перемежаемый более красивыми и архитектурно изобретательными дворцами.
Один из примеров нарушения краснокирпичного однообразия - дворец Bevilaqua Costabili, строительство которого продолжалось с 1602 по 1710 г.
Еще пример - palazzo Bentivoglio, сооруженный в середине 15 века, но перестроенный в конце 16 века.
Его я сфотографировал подробнее, хотя и недостаточно.
(Мемориальная доска в память об обитавших здесь великих людях)
Почему-то нет фотографий общего вида фронтально (видимо, трудно это сделать на узкой улице).
Попробуем поэтому, несколько исказив реальную перспективу, искусственно же приблизить статуи на фасаде:
А рядом всё тот же красный кирпич (иногда, впрочем, перемежаемый домами с другой, но тоже весьма безыскусной отделкой):
Может быть, и в этих унылых городских пейзажах с красным кирпичом есть своеобразное очарование? Очарование провинциальности, уютного запустения?
Но, как часто бывает в Италии, картина резко меняется, стоит вам переступить порог и войти в помещение. Ярчайший пример - базилика S. Prassede в Риме. Извне - сарай, а войдешь... О! Не можешь опомниться от изумления.
И тут, в Ферраре, внешний вид церкви S. Francesco не производит сильного впечатления:
Но внутри можно увидеть, например, такую замечательную дароносицу:
А войдя в Дом Ромеи (Casa Romei), насладиться росписью Зала Сивилл:
(фото из википедии)
Я думаю, что для первого (вступительного) сообщения довольно. Фотографий оказалось очень много, и мы неспешно продолжим наши прогулки. В следующий раз погуляем в окрестности S. Francesco (да в церковь заглянем), а потом немного побудем в Casa Romei. Это были наши маршруты 4 августа 2014 г. во время месячного путешествия по Италии. И раз уж я решился на фотопрогулки по Ферраре (очень долго не решался!), то мы в этом городе задержимся надолго (при всем моем неоднозначном к нему отношении).
Я использую при подготовке постов по Ферраре гид на русском языке (купленный там же), который называется "Феррара. Город Эстенсе. Его история, памятники, маршруты" (изд. "Сувениры Феррары а.о. Фенери Вилма и Гуандалини Лоренцо", под ред. П. Феллони), а также сетевые источники, в основном, итальянскую википедию. В русской я пока вообще ничего не нашел по интересующим меня предметам.
Сошлюсь и на мой альбом на Фейсбуке.
PS. Среди самых красивых зданий Феррары мы должны назвать и так называемый Алмазный (или Бриллиантовый) дворец, но о нем был специальный рассказ.