В понедельник музеи закрыты. Поэтому запланировано было посетить три оставшиеся неосмотренными Папские базилики. Это кроме, очевидно, собора Св.Петра в Ватикане: собор Святого Павла за стенами, Санта Мария Маджоре и Сан Джованни ин Латерано.
Среди 900 церквей Рима только 7 относят к "паломническим" (среди них и четыре папские), около 20 - к римским и доримским святым, а остальные часто посвящены святым о которых известно мало, а иногда и вообще ничего.
К собору Св.Павла мы прошли пешком - это минут 10. Вроде бы недалеко, но по такой жаркой, пыльной, узкой улице, что показалось долго. Где-то рядом справа протекал Тибр, но отгороженный стеной, так что увидеть его невозможно.
Да и собор показался сначала невидным - просто мы зашли не с парадной, а с задней какой-то стороны. Зато внутри - огромное роскошное пространство с длинной галереей портретов всех пап от апостола Петра до нынешнего Бенедикта в медальонах. Есть легенда, что когда места для новых портретов пап кончится, наступит конец света, армагеддон, по-ихнему. Мы специально посчитали - осталось еще 6 папомест, так что время пока есть...
Под куполом прекрасные мозаики, долго ходили, задрав голову, потом зашли в клостер с изящными витыми колоннами. Посетили раскоп с римскими еще фундаментами.
Вышли с парадной стороны - там огромный мозаичный фронтон и статуя св. Павла перед портиком. Тем же путем вернулись на квартиру, немного передохнули, пошли к метро.
Следующая точка - собор Сан Джованни ин Латерано - на Латеранском холме. Он старше даже собора Святого Петра, правда всего лет на десять.
Знаменит потолками в стиле космати и многим еще чем. В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу. В течение первого тысячелетия существования базилики здесь жили все римские папы; здесь же состоялось пять вселенских соборов. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики»; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке.
Главной реликвией храма во все времена считались «Святая лестница» — лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию. В соборе в табернакле XVI века над папским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.
Среди других реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии.
Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап.
Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II.
От Латерана мы двинулись на север в сторону Марии Маджоре и вокзала Термини с заходом в разные места.
Первым была церковь Санта Кватро Коронати – сначала, мы даже не поверили, что в таких развалинах может что-то стоящее оказаться.
Дабы читателям было понятно, как сложно разобраться во множестве католических святых, приведем легенды о Кватро Коронати - Четырех коронованных или увенчанных мучениках. На их роль есть три разных группы. Это пятеро скульпторов из Сирмии (Паннония), которые отказались ваять императору Диоклетиану бога Асклепия и были гуманно заключены в свинцовые ящики и утоплены в реке Сава (приток Дуная) 8 ноября 305 года – их мощи вроде могли попасть в Рим в начале 6 века. По другой версии это 4 римских солдата, казненных примерно в то же время за христианскую веру, и похороненных в Риме на кладбище Лабикана. По третьей - это вообще неизвестные обитатели-христиане катакомб Альбано. Культ почитания возник в конце 9 века – папа Лев 4-й заново отстроил базилику и объединил все мощи. Потом через 200 лет был норманский пожар, храм восстанавливали больше 30 лет, мощи вроде нашли, две ванны, а через 500 лет покопали и нашли еще столько же. И это все сложили туда же, в ту же крипту. Несмотря на то, что святые были все мужики, сейчас тут два женских(!) монастыря – августинок и редкой ветви доминиканок - Маленьких сестёр Агнца. Короче, вообще, все не так, как кажется.
Да и знаменит собор тоже по сомнительному поводу – капеллой Святого Сильвестра,https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%BD-%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE с многими фресками с подробным житием римского папы Сильвестра 1-го, в котором папе приписывается: обращение в христианство Константина Великого, крещение последнего в баптистерии Латеранской базилики, обретение совместно со святой Еленой Животворящего креста в Иерусалиме и получение им от императора в дар западной половины Римской империи (так называемый пресловутый Константинов дар, возвышающий пап над императорами Западной римской империи). Конечно, есть фрески и на обычные богословские темы, есть и про «четырех мучеников», причем как солдат, так и скульпторов. Фрески впечатляют, но если вспомнить, что ложь Константинова дара привела к вековым войнам гвельфов и гибеллинов, то впечатление это какое-то двоякое, неуверенное…
Почти рядом расположен собор Святого Климента. Он очень старый, тоже двухъярусный, с разветвленной сетью подземных ходов и помещений, внизу остатки храма Митры 3 века и римских домов, один из которых и принадлежал Святому впоследствии Клименту, сосланному за веру в Херсонес Таврический. Мощи святого в 4-м веке перенесли в Рим в подземную базилику его имени. В Средние уже века здесь прошло несколько церковных соборов. Нижняя базилика священна для славянских наций – здесь упокоен изобретатель первого славянского алфавита (глаголицы) равноапостольный Кирилл Солунский (в миру Константи́н, по прозвищу Фило́соф, из Салоник), о чем на стенах есть мемориальные доски многих славянских народов. Есть много пересечений с православием, вот например фрески нижней базилики: Перенесение мощей Св.Кирилла Солунского из Ватикана, Житие Алексия, человека божия, Чудо Св.Климента.
Верхняя базилика католическая, с богатыми мозаиками мастерской Космати: Агнец с 12-ю овнами, Триумф животворящего креста – красивый тоже мозаичный пол, капелла Святой Катерины Александрийской с росписями ученика Мазаччо Мазолино де Пиникале, а может и самого Мазаччо. Красиво, интересно.
Церкви Святой Пракседы и Святой Пуденцианы лучше описыва вместе, ведь посвящены они двум сестрам, дочерям сенатора и Апостола (из числа 70-и католических) Пуда, «друга апостолов», ученика апостола Павла. После смерти отца, сестры и брата Пракседа наследовала имение отца на Эсквилинском холме. Здесь вместе с будущим папой Пием I и пресвитером Пастором она построила баптистерий. Здесь же Пракседа скрывала христиан во время гонений и тайно погребала тела мучеников в колодце. Часто Пракседу изображают с губкой и кувшином в руке, так как, по преданию, она собирала даже кровь мучеников. Над этим колодцем и построена церковь ее имени. Церковь Пуденцианы возведена на месте дома сенатора Пуда, где бывал апостол Петр. Оба храма хороши большеглазыми ранневизантийскими мозаиками, их великолепный набор покрывает купол, стены апсиды и капеллу Зенона, веронского архиепископа и святого. Последняя за свою исключительную красоту даже получила название «райского сада». Мозаики выполнили бежавшие от иконоборчества византийские монахи. В этой же капелле хранится одно из орудий Страстей Христовых — столб, к которому, как утверждается, Христос был привязан во время его бичевания.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%9F%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B5
В Пуденциане снимать не дают, как и в Клименте. Даже в Вики нету фоток изнутри. Там тоже есть мозаики, характерные для стиля бизантин: Христос Вседержитель, Мистический Агнец со Святыми Петром, Пудом, Пуденцией и Пракседой, Честной Крест, Небесный Иерусалим, Символы Евангелистов.
Санта Мария Маджоре. С основанием этой церкви связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь. Её сменила базилика, построенная в 440-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери.Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в. о чуде выпавшего снега.
На пышный плафон и потолок работы Джулиано де Сангалло пошло первое американское золото Колумба (из Перу), которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома — Фердинанда и Изабеллы. В центральном нефе вы увидите фрески V в. на сюжеты из Ветхого Завета. Сюжеты мозаик триумфальной арки — Благовещение, рождение Христа и поклонение ему. Они созданы в V в., но, вероятно, позднее, чем арки центрального нефа, — в них ощущается влияние Византии.
В мозаике апсиды, где изображено Коронование Марии, сочетаются части, относящие¬ся к V в., с теми, которые были созданы Якопо Торрити в конце XIII в., когда по указанию папы Николая IV перестраивали апсиду. Именно к этому времени относятся все фигуры.
Большой интерес представляют три капеллы. Расположенная справа капелла Систина построена по поручению папы Сикста V Доменико Фонтана. Капеллу венчает купол, она отличается богатством декора. Здесь похоронены Сикст V и Пий V. Их великолепные надгробные памятники украшены барельефами. Пройдя из этой капеллы в левый неф, попадаем в капеллу Паолина, называемую также капеллой Боргезе, поскольку она построена по приказу Павла V из семейства Боргезе. План этой капеллы соответствует капелле Систина, но ее декоративное убранство отличается еще гораздо большей роскошью. В капелле похоронены Климент VIII и Павел V. Находящаяся на этой же стороне, но ближе к выходу капелла Сфорца построена Джакомо делла Порта, возможно, по проекту Микеланджело. Всего в базилике похоронены пять римских пап и любимая сестра Наполеона Паулина.
Выйдя из базилики на пьяцца Санта-Мария-Маджоре, можно увидеть колонну, которую увенчивает фигура Марии. Колонна происходит из базилики Максенция и Константина на Римском форуме, а здесь была установлена в правление Павла V.
После Марии Маджоре, перекусив феттучини, с вокзала Термини поехали за машиной в аэропорт. Вероятно, зря Боссик погнался за дешевизной в малоизвестной компании. Выяснилось, что фирма ГОЛДКАР имеет стоянку вдали от аэропорта, туда шаттл ходит специальный. По прибытиии нам сначала предложили взять себе черного котика, что терся об ноги, а потом заявили, что раз у Босса нету кредитной карты, а только дебетовая, то никакой машины они нам не дадут. Типа это мелким шрифтом забито в той бумаге, которую нам прислали из малоизвестного агенства уже после того как списали деньги с той самой дебетовой карты, которая теперь не подходит. Мы, говорят, Ваших денег не брали и не резервировали, ничего Вам не должны, разбирайтесь с теми, кому платили. У малоизвестной фирмы телефон не отвечал. Убыток был всего 94 евро, но перспектива остаться без машины не радовала. Вернулись на шаттле в аэропорт пошли в другие агенства, там нам заломили цену и снова стали требовать именно кредитку на шофера - а у Босса ее и не было никогда, всегда оплачивали аренду с карточки Мамонта, а она тоже дебетовая к тому же. То есть в аэропорту машину не снять ни за какие деньги. Расстроились серьезно уже. Решили поехать в отель к интернету и забронировать машину на завтра утро в приличной уже фирме. Так и сделали в итоге. Спать легли на нервах. Что будет завтра - непонятно.