После того, как мы осмотрели Орсанмикеле, во второй половине дня поехали в Прато. Если выбрать станцию Prato-Porta al Serraglio, то окажешься буквально в нескольких шагах от piazza del Duomo. Но я посмотрела по карте, что перед Prato Centrale большой сквер, до центра недалеко, поэтому вышли здесь. Когда в начале 20 века было принято решение об открытии линии Болонья - Флоренция, то возникла нужда и в строительстве новой станции и вокзала. Солидное большое здание, судя по фотографиям - красивое, было открыто в 1934 году, повреждено во время войны и перестроено в 1947 году. Сейчас оно затянуто сеткой, идет ремонт.
Прато находится в долине реки Бизенцио, посреди зеленой равнины - той же, на которой расположены великолепные Флоренция и Пистойя. С одной стороны, город окружен предгорьями хребта Кальвана, с другой - холмами Монферрато.
Рыбак - он и в Италии рыбак.
Речка не всегда такая мелкая и смирная, уровень ее бывает и куда выше.
"История Прато берет свое начало в 10-м веке, когда две отдельные деревушки – Борго аль Корнио и Каструм Прати – объединились. В те времена здесь правило феодальное семейство Альберти. Начиная с 12-го века, Прато стал превращаться в крупный текстильный центр, население которого за два столетия достигло 15 тысяч человек. Тогда же вокруг города были возведены каменные стены, которые были призваны защитить жителей от завоевательных устремлений Флоренции. Но политика оказалась сильнее стен, и в середине 14-го века по приказу неаполитанской королевы Джованны I город был продан флорентийцам. С этого события начался упадок Прато и превращение его в рядовой пригород. Еще один удар по экономике города пришелся на первые годы 16-го века – тогда Прато был разорен наемниками Джованни Медичи, и не мог оправиться от этого вплоть до середины 19-го столетия."
Возрождение Прато началось в годы промышленной революции, когда городские текстильные предприятия переживали бум, а население города росло быстрыми темпами. Главные отрасли производства — текстиль и керамика. Сейчас Прато по количеству населения уступает только Риму и Флоренции (в Средней Италии), в пocледние десятилетия город стaл одним из цeнтров иммиграции, в частности, здecь сосредоточена caмaя большая китайская диаспора пocле Милана.
Прато нам начал нравиться с первых шагов: прямые улицы, чисто и - удивительно - нет развешанного белья.
По дороге в центр видим скульптуру Генри Мура "Forma squadrata con taglio" (Квадратная форма с вырезом), 1974. Довольно неожиданный скульптор для Прато.
А вот тут совершенно ожидаемо, но вот только я не смогла определить, что это за церковь.Написано "unitals", но гугл этого слова не знает.
Неподалеку от площади Сан-Марко находится Святилище Мадонны дель Джильо. Здесь стояла церковь больницы Сан-Сильвестро, основанная около 1270 года. Церковь, в которой еще сохранился портал тринадцатого века под портиком, превратилась в святилище после серии чудес, которая началась 26 августа 1664 года с потрясающего возрождения сухой лилии, помещенной перед Мадонной с младенцем, написанной в начале пятнадцатого века. Преобразование в Святилище было выполнено по проекту Пир Франческо Сильвани и закончилось в 1680 году. Для обеспечения опеки и служения Святилищу его ректор и хранитель учредил общину «Рыцарей Джильо». Эти рыцари и дамы каждый год организуют благотворительные мероприятия в пользу нужд Святилища. Он также оказал гостеприимство группе рыцарей Гроба Господня, которые наблюдали за восстановлением Святилища. Сюда мы не попали.
Это тоже неопознанный объект по пути к основным достопримечательностям. На банерах написано "Nasce una vita" - Жизнь рождается. Белые прямоугольники - это памятные доски с воинской символикой и фамилиями, очевидно, это такой мемориал, точнее, церковь, превращенная в мемориал.
И мы добрались до Piazza Santa Maria delle Carceri. В центре - церковь Санта-Мария-делле-Карчери (церковь Богоматери у тюрьмы), справа - Замок императора, Кастелло делл'Императоре (о нем ниже).
Слева - памятник павшим жителям Прато (Antonio Maraini)
К сожалению, внутрь церкви нам попасть не удалось, а это обидно: витражи были сдeланы пo эскизам Дoменико Гирландайо (1491), и там хранятся терракотовые медальоны евангелистов работы Andrea della Robbia. Зато фотографий снаружи получилось множество, потому что она - настоящий шедевр. "Для гениальной щедрости тосканского духа характерно, что этот важный архитектурный памятник находится в таком маленьком городе". (Павел Муратов)
Церковь Санта-Мария-делле-Карчери (Chiesa di Santa Maria delle Carceri) - один из первых в Европе крестово-купольных храмов. История базилики Богоматери у тюрьмы (Santa Maria delle Carceri) началась с изображения Богоматери с младенцем на стене тюремного здания. По легенде, в 1484 году один мальчик видел, как фреска ожила. Это изображение очень почиталось верующими. Наконец, было решено построить базилику. Лоренцо Медичи поручил строительство здания своему любимому зодчему, Джулиано да Сангалло, который вдохновился пространственными решениями в духе Брунеллески. Базилика в основании имела греческий крест. Строительство продолжалось с 1486 по 1495 год.
Затем были начаты работы по наружной облицовке здания, но они были прерваны в 1506 году. Над средокрестием поднимается небольшой купол, он выполнен в манере Брунеллески. Купол завершается элегантным фонарём. Облицовка нижней части здания выполнена традиционным для региона белым известняком и зелёным мрамором, но весьма оригинальна: полоски зелёного мрамора словно бы рисуют классическую структуру здания, обрамляя его. Также должна была быть облицована верхняя часть здания с тимпаном, но облицовочные работы не были доведены до конца. Колокольня была построена рядом с базиликой по проекту Джузеппе Валентини (1777-80).
С той же площади можно видеть церковь Сан-Франческо с изящной колокольней. Колокольная башня была построена по проекту Антонио Бенини (1799-1801).
Вот здание слева крупнее, с его характерными деталями
Выходим на Piazza San Francesco
В центре площади - стелла в честь Джузеппе Гарибальди
Через восемь дней после канонизации Франциска Ассизского в 1228 году его последователям в Прато был выделен участок земли под монастырь. Во времена средневековья именно здесь находилась резиденция ордена францисканцев - монашеского ордена, основанного Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему. Сейчас в комплекс построек входит собственно храм и капелла Непорочного Зачатия. Здание нынешней церкви францисканцы начали возводить рядом со своей обителью в 1281 году. Строительство было завершено в 1331 году. Церковь была полностью построена из кирпича - это был первый пример общественного кирпичного здания в городе. До этого было принято использовать только камень. В жизни города церковь играла важную роль - именно здесь хоронили всех представителей знатных семей.
Главный фасад церкви облицован горизонтальными полосами белого известняка и зелёного серпентина. В нижней части фасада открывается портал. Вверху здание венчает треугольный тимпан, добавленный в XV веке. Тимпан украшен рельефом работы Андреа делла Роббиа "Стигматы святого Франциска". Люнет портала украшен изображением Непорочной Девы Марии (первая половина XIX века, Мартино Бенелли).
Внутреннее пространство церкви состоит из одного нефа, завершающегося тремя апсидальными капеллами, построенными в готическом стиле. Убранство церкви было переделано в неоготическом стиле в 1902-04 годах. Главный алтарь украшает деревянное раскрашенное распятие (XIV век). За алтарём находится надгробие Франческо Датини с плитой из белого мрамора (1411-12, Никколо ди Пьетро Ламберти). Примечателен амвон, возвышение перед алтарем, выполненный в стиле эпохи Возрождения.
В церкви сохранилось много старинных предметов обстановки и произведений искусства.
Как распорядиться этой информацией "Если смотреть со стороны заднего фасада, то слева от церкви находится монастырский двор с ионическими колоннами (1438-40) - один из первых архитектурных примеров стиля эпохи Возрождения в Прато. Двор украшен фресками, некоторые из них датируются началом XIV века. Из двора можно попасть в капеллу Мильорати. На стенах капеллы сохранились фресковые росписи, выполненные Никколо Джерини около 1400 года. В красивом клуатре с правой стороны церкви открывается вход в дом священника, с красивыми росписями стен работы одного из художников школы Джотто (Герини, 14 в)." - мы не поняли, не нашли, как войти, чтобы посмотреть на описанную красоту.
На площади - "la tipica fontana dei delfini" (типичный фонтан дельфинов) работы Фердинандо Такка, сына Пьетро Такка.
Вслед за колоритной парой идем к piazza del Comune
Деталь, встреченная по дороге, только не помню, к чему относящаяся.
Пьяцца дель Коммуне была построена в конце тринадцатого века на пересечении двух главных улиц города. Раньше она была окружена деревянными портиками и использовалась как рынок мяса, масла и зерна , а также для публичных собраний и мероприятий.
Палаццо Комунале (Palazzo Comunale) было построено как резиденция приоров. Нынешний фасад с большим гербом Медичи на углу (1550) был оформлен в 1791 году.
Palazzo Pretorio в его нынешнем виде родилось на рубеже тринадцатого и четырнадцатого столетий путем слияния трех отдельных зданий, из которых были созданы помещения для размещения штаб-квартиры Подеста, местной магистратуры и тюрем. Различные строительные материалы, используемые в разных зданиях, по-прежнему позволяют нам отличать формы первоначальных строений. Самая старая часть - дом-башня, все еще различимый справа (XIII век), принадлежавший семье Пипини. Левая сторона восходит к четырнадцатому столетию и имеет восемь элегантных окон и скинию, где, по крайней мере, до 1799 года статуя Роберта Анжуйского четырнадцатого века. Большая внешняя лестница ведет на главный этаж.
В течение шестнадцатого века землетрясение затронуло часть здания (включая колокольню) и после реставрации дворец был украшен новыми зубцами и маленькой колокольней, которая венчала здание. В последующие столетия из-за увеличения чиновничьего аппарата интерьеры были разделены на многие небольшие комнаты. К концу девятнадцатого века был предложен снос, но в 1909 году проект был отвергнут, и было решено восстановить здание, вернув первоначальный облик.
С 1912 года в комнатах Palazzo Pretorio разместился Музей Палаццо Преторио , в котором собрано множество произведений искусства от средневековья до девятнадцатого века.
На пьяцца дель Коммуне, перед Palazzo Pretorio, стоит мраморный памятник Франческо ди Марко Датини (Прато, 1335 - Прато, 16 августа 1410 года). Он был итальянским торговцем , которого часто называли торговцем Прато. Его роль в истории связана с богатым архивом писем и реестров, которые он оставил. Они были найдены в девятнадцатом веке в секретной комнате его дворца и позволяют провести тщательный анализ жизни и бизнеса купца, действующего во второй половине четырнадцатого века. 16 августа 1410 года Франческо Датини умер бездетным, и он оставил все свое имущество бедным, учредив для этой цели «фонд бедных». Это была огромная сумма, около ста тысяч золотых флоринов. С этих денег началась одна из трех главных больниц в городе, Ceppo Vecchio. Учреждение действовало до серьезного разграбления Сакко ди Прато (1512 г.) и в конечном итоге упразднено Козимо II де Медичи. Небольшая часть наследства Датини использовалась для создания и содержания больницы для сирот во Флоренции. Это было учреждение, каких еще не было в Европе.
Автор памятника - Antonio Garella (1896 г.). На пьедестале есть бронзовые барельефы из жизни знаменитого торговца. Работа вернулась к своему прежнему виду после завершения реставрации в 2010 году.
Фонтан Диониса был отлит в бронзе между 1659 и 1665 Фердинандо Такка по случаю признания статуса города Прато. Фонтан состоит из статуи маленького Вакха (теперь он считается одним из символов города), вода распыляется в раковине, а затем падает в большой восьмиугольный бассейн (переделана в 1789 году). Оригинальная скульптура находится на верхнем этаже Палаццо Комунале.
Никаких сведений о современной скульптуре я не нашла, хотя статья о Прато в итальянской Википедии очень подробная.