Booking.com

Помпеи. Город-катастрофа.

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.


Теперь путь лежал в Помпеи. Этот один из древнейших городов Италии ещё в 79 г н.э. стал жертвой извержения вулкана Везувий.

↓ Для того, чтобы попасть в Помпеи надо доехать на электричке до станции Pompei Scavi:

↓ Проход к стоянке и билетным кассам:

↓ Заходим в древний город: 
  
↓ Первые раскопки на месте погребенного под пеплом древнеримского города Помпеи начались в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре:

↓ Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но определено, что фрагменты храма Аполлона - одного из старейших сооружений города - археология датирует концом VII в. до н.э. Другая древняя постройка Помпей - дорический храм - относится к началу VI в. до н.э. и, вероятно, выполняла роль культурного центра греческого эмпория. Но подлинными основателями города можно считать осков (древнейшие надписи Помпей сделаны на оскском языке). Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н.э. - основным строительным материалом этого времени был туф:

↓ В VI в. до н. э. Помпеи были одним из городов образованного в Кампании союза этрусских городов во главе с Капуей. Однако источники, повествующие об этом периоде, ничего конкретного о городке не говорят - Помпеи ничем не выделяются на фоне остальных кампанских городов:

↓ Вот он виновник гибели города - величественный Везувий:

↓ Этрусский период заканчивается в середине V в. до н.э. - первенство в регионе переходит к самнитам. Историю смены народов в Кампании приводит Страбон в своей "Географии" (V.4.8.): "К Неаполю непосредственно примыкает Гераклова крепость, лежащая на мысе, выдающемся в море, и настолько открытая дуновению юго-западного ветра, что это делает поселение удивительно здоровым. Этим городом и следующим за ним, Помпеей, мимо которого протекает река Сарн, когда-то владели оски, затем тирренцы и пеласги, а потом самниты. Однако и последние были вытеснены из этой области":

↓ В результате Самнитских войн конца IV-начала III вв. до н. э. процветающие кампанские города превращаются в римских союзников и лишаются права на самостоятельную внешнюю политику, что, правда, мало отражается на их экономике. К этому времени относится первое письменное упоминание города - Тит Ливий в своей "Истории Рима от основания города" (IX, 38, 2) под 311 г. до н.э. рассказывает о "десанте" римских моряков: "В то же время Публий Корнелий, которому сенат поручил прибрежные области, привел римский флот в Кампанию, и корабельщики, высадясь у Помпеи, отправились разорять Нуцерийские владения". Начинается романизация Помпей, но до ее окончательного завершения должно пройти еще два с лишним столетия. Летописание этих веков не сохранило упоминаний о городе, и следующий раз Помпеи появляются в римской истории в I в. до н.э.

↓ Трибунал в базилике.  Базиликой в Древнем Риме называлось не то, что сейчас называется, а здание для заседаний судебных органов. Здесь проходили важнейшие помпейские события:

↓ В 89 г. до н.э., во время Союзнической войны, Луций Корнелий Сулла вел осаду Помпей, но вынужден был отступить - город сумел удержаться. В это неспокойное время городская стена была дополнительно укреплена 12 башнями. Правда, Помпеи это не спасло, позднее Сулле удалось сломить сопротивление жителей, а затем разместить в городе около 2 тысяч отслуживших ветеранов своей армии в качестве колонистов. Помпеи получили статус римской колонии с новым названием Coloniae Corneliae Veneriae Pompeianorum.
В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне:

↓ Вид на руины храма Юпитера с двумя триумфальными арками. Справа видны колонны портика здания Евмахии. 
   5 февраля 62 г. н.э. прозвучал первый звонок грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен, сильно пострадали также Нуцерия, Геркуланум и другие близлежащие городки:

↓ Последующие 15 лет Помпей были заполнены лихорадочной строительной деятельностью - жители города восстанавливают разрушенное землетрясением и даже закладывают новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения - Центральные термы - так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.
Форум в Помпеях:

↓ Несильные подземные толчки 70-х гг. н.э. горожане восприняли весьма деловито - трещины в стенах послужили поводом к очередному обновлению интерьеров домов и прочим восстановительным работам в городе. Найдено немало указаний на очередной строительный бум: ценные вещи в богатых домах сложены в запертых подсобных помещениях, в готовых к отделке комнатах разложены инструменты, амфоры с известью, горшочки с красками. Все указывает на то, что предшествующее извержению землетрясение не вызвало у помпейцев панических настроений, и они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией:

↓ Но 24 августа история города внезапно прерывается - дремавший доселе Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.
Форум в Помпеях:

↓ Извержение Везувия длилось весь день. Помпеи накрыл многометровый слой пепла и лапилли. Такая же участь постигла и близлежащие городки Стабию и Октавианум. Находившейся же на другой стороне вулкана Геркуланум погиб чуть позже - днем следующего числа его разрушила мощная пирокластическая волна, а начавшийся после извержения дождь смыл со склонов Везувия пепел, и разрушенный город затопило грязевыми потоками - селями и лахарами.
Форум - центральная часть древнеримского города. Здесь проходили церемонии, шла бойкая торговля, заседало городское руководство:

↓ Пыль и пепел черной пеленой висели в небе три дня. После катастрофы еще какое-то время по развалинам бродили оставшиеся в живых люди, пытаясь отыскать свое имущество, но вскоре и они покинули мертвый город:

↓ Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно к вилле графа Туттавиллы под руководством итальянского архитектора Доменико Фонтаны не было найдено несколько надписей, а также фрагментов цветных настенных росписей, которые, однако, никому не пришло в голову связать с Помпеями, хотя одна из надписей содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis" (что истолковали как имя владельца "найденной виллы" - Помпей, на самом же деле это было упоминание одной из городских должностей):

↓ Предположение о тождественности Чивиты и античных Помпей прозвучало впервые от посетившего городок в 1637 году немецкого антиквара Гольштениуса, но общественностью было воспринято негативно. Найденная в 1689 году очередная надпись с именем города вызвала дискуссии в научном мире. Архитектор Пичетти вновь предположил, что место каким-то образом связано с Помпеем:

↓ Храм Аполлона:

↓ Типичная для Помпей улица с источником воды (слева внизу):

↓ Местный водопой. Туристам не обязательно носить с собой воду, можно напиться бесплатно на месте:

 

 



↓ Вид на руины храма Юпитера с двумя триумфальными арками:

↓ Начало хранилища найденых артефактов в Помпеях:

↓ Одно из отделений:

↓ Во время раскопок 1863—1870 гг. археолог Джузеппе Фиорелли обнаружил, что на месте тел погребенных под пеплом людей и животных образовались пустоты. Таким образом, ему удалось реконструировать предсмертные позы жертв, заливая эти пустоты гипсом. А начиная с 1961 года, в археологическом комплексе ведутся преимущественно реставрационные работы:

↓ Отделение с керамикой:

↓ Следущее отделение хранилища:

↓ В следующем отделении один из найденных людей в той позе, в которой его застала смерть:

↓  В сновном люди погибли от невозможности дышать горячим паром, в который превратился воздух, и от ожогов. Этот эффект возникает при вулканических извержениях очень редко, в ходе одной из стадий - пирокластической волны, которая,  не всегда бывает. Так выпало, что молчавший 400 лет Везувий извергался очень мощно, внезапно, как бы взорвавшись. Это началось в полдень. На город Помпеи стал падать пепел и пемза - легкие камешки, образующиеся при охлаждении магмы в воздухе. Но не это стало причиной гибели большинства из обнаруженных в Помпеях 1044 трупов (всего жило около 20 тысяч человек):

↓ Люди успели уйти из города, хотя небольшая часть осталась, надеясь переждать. После полуночи началась серия т. н. пирокластических волн: столб пенящейся магмы внезапно как бы обрушивается (в результате слишком мощного выброса и собственной тяжести) и со скоростью 100 км/ч окрестности накрывает удушливая волна горячего воздуха (с температурой выше 100 градусов по Цельсию, выше точки кипения воды!). Спастись от нее практически невозможно, хотя она быстро проходит, за несколько минут. Но даже этого времени хватило, чтобы убить все живое и в самом городе, и в его окрестностях Всего погибло около 10 тысяч человек, в том числе бежавшие жители Помпей, не успевшие уйти далеко, жители Геркуланума, Стабий, всего побережья, беженцы в близлежащем порту, даже моряки в заливе.
Эти волны хорошо видны при стратификации слоев помпейской почвы и представляют собой узкие спекшиеся полоски внутри общего слоя пепла и пемзы. Первая волна накатила в час ночи, на юго-запад, и накрыла Геркуланум. Вторая волна - в 2 ч. 15 м. Третья, в 6 ч. 30 м., пошла на восток и докатилась до северных окраин Помпей. Четвертая волна, самая смертельная, накрыла город в 7 ч. 30 м. Все, кто еще уцелел, погибли. Люди не могли дышать в раскаленном воздухе, обжигавшем и тело, и дыхательные пути (бывали в бане? сравните). Они закрывали лицо руками, хватались за горло, падали. Такими их и застали археологи - в позе "спящих". Лошади в конюшне повернули морды к небу, до последнего пытаясь глотнуть свежего воздуха...
Последняя волна, в 8 часов утра 25 августа, захлестнула Геркуланум, Помпеи, дошла до Стабий, до моря, удушив под конец всех, кто пытался спастись бегством, но ушел еще недостаточно далеко...

↓ Следующий отсек хранилища:

↓ Следующий отсек хранилища:

↓ Следующий отсек хранилища:

↓ Улочки Помпеи:

↓ Улочки Помпеи:

↓ Одна из арок:

↓ Тенистый уголок, в жару самое то:

↓ Фрески на стенах зданий:

↓ Местные Атланты:

↓ Всмотритесь! В промежутке между первой и второй фигурами справа снизу под белёсым пятном проступает лик человека:



↓ Фрески на стенах зданий:

↓ Пол в помещении:

↓ Домашний фонтанчик:



↓ Остатки колонны:

↓ Очередная арка посреди улочки, внизу водопой для туристов:

↓ Дорога со следами от древних колёс :) 




↓ У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem» («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения. Через решетку было неудобно снимать:

↓ В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий, в которой сохранилось 5 ручных мельниц. Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего желоба засыпалось зерно и он приводился в движение рабами или волами. Изготовлены жернова из вулканических пород. Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук:

↓ Прилавок термополия. В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).:







↓ Фрески на стенах зданий:

↓ Дом Фавна:

↓ Это богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами — инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² — это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей:



↓ Садик дома Фавна:

↓ Фавн.









↓ Большой театр:

↓ Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III—II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней:

↓ Нижние несколько рядов (ima cavea) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием — для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года:





↓ Большая палестра. Была построена в римскую эпоху, когда Самнитская палестра перестала отвечать потребностям растущего города. Предназначалась для гимнастических упражнений и спортивных мероприятий. Представляла собой площадь 130 на 140 м, окружённую с трёх сторон портиком с ионическими колоннами. Четвёртая сторона выходила на амфитеатр, где находились входы в палестру, разрушенные землетрясением 62 года и восстановленные в технике opus latericium. В центре находился бассейн (37 на 4 м) с глубиной от 1 м на западе до 3 на востоке. В южной части — туалеты, очищаемые водой бассейна. Северная стена рухнула при катастрофе 79 года и была восстановлена археологами. На одной из колонн была найдена христианская криптограмма:



↓ Малый театр. Одеон, построенный в 80 году до н. э. дуумвирами Марком Порцием и Квинктом Валгом, был покрыт четырёхскатной черепичной кровлей. 4 нижних ряда отделялись от верхних 17 высоким парапетом, от которого сохранилась левая (относительно сцены) часть. Театр вмещал около 1500 зрителей, на его сцене проходили музыкальные представления и комедии:

↓ Виды на стену города:

↓ Виды на стену города:




http://ru-travel.livejournal.com/28863240....

vafio

Наверх страницы

Отели в Италии