Booking.com

По делам в Эмилию Романью. Модена

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Одним теплым солнечным февральским деньком я, счастливая и даже немного захмелевшая от неожиданно упавшей на меня свободы (все дела начнутся лишь "завтра") оказалась в стольном граде Модена, что в итальянской провинции Эмилия-Романья.  Те, кто интересуется историей моденского герцогства и его столицы могут пройти по ссылке, а я продолжаю - догоняйте ;)). Несмотря на долгую дорогу, ранний подъем, пересадки и предотъездный мандраж, а может и благодаря всему этому я бежала по городу в легкой эйфории, чуть ли не подскакивая от восторга. Обнаружив перед собою большую лужу на красивой площади я ни капельки не удивилась - февраль, эка невидаль.... и чуть было не залетела в нее на полном скаку.., когда вдруг оттуда забил фонтан, я еле успела изменить свою траекторию. Прямо-таки петергофские шутихи догадался Штирлиц :).


А что это там отражается? Местный палаццо Дукале - дворец герцогов  сооруженный по приказу Франческо I д’Эсте в XVII в.


В Модене (правильнее МОдена), как и во многих городах на итальянском севере пешеходы ходят по галлереям. Зимой не капает, летом не напекает - удобство.






Как мне кажется, ч/б вариант даже лучше смотрится. Наша цель уже совсем близко, мы уже во внутреннем дворике... недалеко от..


.. Собора, конечно. Дуомо и есть основная цель путешествующих в Модену, один из главных памятников романского стиля в Италии, всемирно известный шедевр XII-XIV вв, прекрасно сохранившийся, несмотря на почтенный возраст и внесенный ЮНЕСКО в список культурного наследия .. Вид с востока.


Выйдем на площадь и оглянемся на Дворец Коммуны, чтобы потом уже не отвлекаться от собора. Нынешнее здание это результат объединения и реконструкции в XVII-XVIII вв. зданий XI века. Часовая башня XV в.


Трубящий ангел, четыре ветра и колокол.


Дуомо посвящен Успению Богоматери и св. Геминиану (покровителю гг. Модены и Сан-Джиминьяно). Заложен в 1099 году, а освящен в 1184. Процитирую пост уважаемого sibeaster
"На первом этапе строительство собора велось под руководством двух мастеров: Лафранко (со стороны апсиды, т.е с востока) и Вилиджельмо (с главного фасада, т.е. с запада). Их работа была в целом завершена в 1130-ые годы. Второй этап строительства связан с деятельностью как минимум трёх поколений ломбардских мастеров, именуемых вместе Campionesi (т.е. из Кампьоне-д'Италия - ныне окруженного со всех сторон территорией Швейцарии итальнского городка на озере Комо). Работа Campionesi началась в 1167 году, а последние данные об их деятельности в Модене относятся к 1319 (завершение башни - Гирландины) и 1322 (амвон внутри собора) годам. В последующие века перестройки и изменения облика собора были минимальными, так что перед нами предстоит в почти что первозданном виде памятник XII - XIV веков."

И еще цитата с сайта cult-turist, чтобы вы поняли отчего я волновалась и не следила за "горизонтом"... до него ли мне было, если передо мной стоял ОН...:)  "Дуомо в Модене явился отправной точкой для последующего художественного развития всей северо-итальянской архитектуры, а рельефы Вилиджельмо стали основной для романской итальянской скульптуры".



В этот кадр наконец поместилась башня Гирландина ;). Сразу скажу, что на нее я не полезла, обессилела.
Видите на краю крыши отдельные квадратики с рельефами - метопы?


Оригиналы перенесены в музей, мы на них еще полюбуемся, снизу их разглядеть весьма непросто.


Начнем осмотр южной стороны с крайнего левого портала  - Porta dei Principi (Княжеские врата, вероятно, работа Вилиджельмо).


"Оплывающие львы". Правый чуть лучше, возможно он сохранился с античности;...интересно, что он охранял раньше? Как обычно, в Италии всё идет в дело.


Весь портал "зарос лесом"... не тот ли это "сумрачный лес", где можно очутиться "земную жизнь пройдя до половины"?
Наделала вам коллажей, чтобы не слишком утомить.


Пишут, что такие рельефы на романских соборах следует понимать, как символическое изображение борьбы человека с грехами, с искушением,  "нескончаемая борьба между Добром и Злом, между Богом и Сатаной", а поле битвы - сердца людей.
Мне лично кажется, что эта версия не описывает все многообразие романских рельефов и подходит для объяснения лишь части сюжетов и персонажей.




Среди мифических существ (назвать их демонами язык не поворачивается) можно увидеть и простых ремесленников. Каменотес (или скульптор?), кузнец, крестьянин, охотник, солдат, музыкант. Предложу свою версию их появления именно здесь .. С 1081 года несколько лет в городе не было епископа, и образовалась коммуна. Решение о строительстве нового Кафедрала принимали сами горожане без оглядки на власти. Возможно мы видим своеобразный памятник достойным гражданам свободного города (конечно не портретные изображения, для этого слишком рано).


А что же касается разнообразного зверья, то я смотрю на них и вспоминаю пословицу "у Бога всего много" . Существа эти столь реалистичны, что в их существование легко поверить. Да и кто знает, что водилось в местных глухих лесах. ;)




Агнец попирающий змея. Считается, что это символ победы Христа над смертью и адом.


На боковых притолоках - апостолы. В коллаже  на второй фотографии сверху легко узнаваемый  ап. Петр с ключами.




На архитрав пока не смотрим, разглядываем Агнца и двух ангелов.


За ними (в коллаже для удобства повернула вертикально) Иоанн Креститель (с табличкой "Ecce Agnus Dei, ecce qui tollit peccata mundi"- " вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира." - Ин.1:29) ... и Иоанн Евангелист ("Quicumque baptizati sumus in Christo Jesu" - "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?" - Рим.6:3)


Теперь перейдем к архитраву. На нем изображены сцены из жизни св. Геминиана.
Св. Геминиан едет в Константинополь по просьбе имп. Иовиана, чтобы изгнать беса из его дочери.


Святой плывет по морю. В правом нижнем углу бес, но он бессилен помешать.


Собственно само изгнание беса, на этот раз он принял образ совы.


Благодарности и подарки. Почему-то императрица всюду стоит на какой-то специальной табуреточке.


Возвращение домой


Смерть

Продолжаем осматривать южный фасад Моденского собора. Переходим к следующему порталу.
Porta Regia ("Царские врата"), делали мастера из Ломбардии Campionesi (1209 - 1231), это второй этап строительства собора.  Уменьшающиеся арки создают перспективу и иллюзию тесных врат по Мф 7 :13 "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;"

Очень интересно попробовать разгадать символику ;), заключенную не только в деталях, но даже и в самой архитектуре портала. Колонны будто связывают арку-небосвод с землей -  мир горний с миром дольним. Про дверь же Христос говорил  "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет." Ин.10:9.

Дальние от нас колонны завязаны "прямым" узлом. Быть может это символизирует двойную природу Христа "один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно" (догмат Халкидонского собора). А может быть узел следует трактовать, как место спасения, сохранения. "Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа Бога твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею".(1 Ц. 25:29).
Как интересно: там, и там получается Христос.
Прямой узел (другое его название - гераклов) один из древнейших узлов (его нашли даже в гробнице Тутанхамона) красив, гармоничен, но пригоден для связывания лишь одинаковых веревок.  "Отсюда мораль", как говорила герцогиня в "Алисе" Хочется и здесь высказаться о символизме, но воздержусь.. и так уж..:)))
Кстати, поделюсь лайфхаком от Плиния Старшего  - раны завязанные геракловым узлом заживают быстрее.


 

Две другие колонны стоят на львах. Лев по "Физиологу" обладает следующими необычными свойствами: "Когда львица родит, то приносит мертвого и слепого детеныша, сидит она и сторожит его до трех дней. Через три же дня приходит лев, дунет ему в ноздри, и детеныш оживет". Неудивительно, что лев часто символизировал Воскресение и Христа.
А еще лев - неустанный страж, потому что "Когда спит, то глаза его бодрствуют. Так и господь наш говорит иудеям: «Я сплю, а глаза мои божественные и сердце бодрствуют» (оттуда же).
А вот что за дракон (?) сидит на льве, вот этого я не знаю, надеюсь только пока ;).





А теперь давайте внимательнее посмотрим на четыре резные круглые колонны из белого мрамора. Про вторую слева вычитала, что такой декор в то время использовался для изображения воды.  В таком случае не следует ли предположить, что первая слева это воздух, а дальше идут огонь и земля..четыре стихии Уух как меня заносит, умолкаю ;)


Арка, как небесный свод.


Почему-то этот элемент называют розочкой. Пусть, но присмотримся повнимательнее... в каждой из них Змей, но снизу не разглядеть. :)


Парные капительки: аспид и василиск; лев и дракон. Все подписано, не перепутаешь


Над Царскими вратами мраморная лоджия, где


стоит медная статуя св. Геминиана, 1376 г.


Правее на южном фасаде располагается мраморный амвон (1500-1501 г.). Джакомо да Феррара и Паоло ди Джакомо. Барельеф  Агостино ди Дуччо (1442 г.) я почему-то не сфотографировала, всех желающих посмотреть отправляю в пост sibeaster


Я же в тот момент увлеклась фотографированием капителей. Признаюсь, что на меня напал прямо-таки настоящий охотничий азарт :).
На правой верхней мне кажется , дамы заплетают бороды и усы своих кавалеров в косы. Лангобарды так любят красивые прически .. ;)








Обходим собор против часовой стрелки.


И теперь перед нами - северный портал Porta della Pescheria (Рыбные врата) 1110-1120гг.. Обратите внимание на металлические трубки поддерживающие портал. Они мне очень осложнили съемку месяцев ;(.


Раз уж в этом посте я писала про львов, то и продолжу...;). Процитирую Аристотеля (История животных. IX). "Ведь сам лев в момент пожирания - свирепейшее животное, когда же он не голоден и нажрался - самое кроткое. По нраву он не подозрителен, ни на что не смотрит косо, а со своими сотоварищами охотно играет и относится к ним с любовью" . Вот сейчас доест ягненка и станет кротким и игривым, честное слово :).




Слева от портала


В самом низу портал поддерживают теламоны. Этот весь в движении.


В здешнем лесу живут герои басен ;). Лиса и журавль.


Ворона и лисица






Тоже ворона и лисица?


Помогайте расшифровывать.


 Общий вид архивольта с архитравом ;)


Смотрим архитрав. Мальчик на гиппокампе


О, а здесь поинтересней. Петухи хоронят лису, которая притворилась мертвой. Чем это закончилось для петухов не сложно догадаться. Как я понимаю, именно этот сюжет пересказал Джанни Родари. Но кажется мораль здесь все-таки посложнее козьмапрутковского афоризма: Бди! :) Ведь по одной из версий, петухи принесли мертвую (как бы) лису в курятник, чтобы похвастаться, а это уже тщеславие, нехорошо.


"Говорят, что между журавлями и змеями существует врожденная антипатия. Журавли отыскивают змеиные норы и поедают их обитателей, тем самым очищая от змей местность, в которой они обитают". "Про журавля, проглатывающего змею...Символ доброго, милосердного человека, сосредоточенного на творении добрых дел, и полного решимости совершать столько добрых поступков, сколько в его силах." (ссылка)

Волк и журавль. Журавль помогает волку вытащить кость из горла.. (спойлер - журавль все-таки остался жив).


Теперь перейдем к архивольту. Я повернула некоторые фотографии, исключительно для удобства рассматривания. Итак, дамы и господа, сейчас перед вами предстанет история о ... Короле Артуре, Прекрасной Гвиневре и достославных рыцарях Круглого стола.
" В центре, между двух башен мы видим женскую фигуру Winlogee и мужскую Mardoc; скорее всего, это жена Артура Гинерва и её похититель (соблазнитель) Мелеагант. Замок защищают мужик с топором Бурмальтус (слева) и рыцарь Каррадо (справа). В левой части с Бурмальтусом сражается сам оскорбленный Артур, за спиной которого прячется которого со спины защищает Издернус (видимо, Идер). В правой части против Каррадо бьется Гальваджин (скорее всего, Гевейн), которому спешат на помощь Гальвариун и Ке (наверно, Кей)." (ссылка)
Одно из первых изображений цикла.


Пишут ссылаясь на Ле Гоффа, что "В XII веке в актах Модены встречается противопоставление местных жителей, “живущих по римскому закону”, колонии французов или нормандцев, которые, вероятно, принесли легенды артуровского цикла, запечатленные в скульптуре городского романского собора, и которые определены в актах как “живущих по салическому закону”."


Замок хорош, а Гвиневра не очень :(






Ну а это просто Че Гевара :)


Теперь рассмотрим аллегории месяцев, расположенные по бокам. Мы с вами уже видели изображение сцен из жизни св. Геминиана, их можно рассматривать, как пример линейного представление о времени (от начала к концу); теперь же перед нами циклическое время - календарь, круговорот жизни. Каждому сезону - свое занятие и так год за годом. Вспоминается из Алисы: "Так и буду здесь сидеть, день за днем, месяц за месяцем" :).
Январь. Пора готовить разные инструменты.


Февраль. Холодно. У огня греют пятки и ладошки.


Март. Пора ухаживать за растениями. Сажать, окучивать и обрезать..


Апрель это Царь цветов (такое прекрасное определение взято отсюда)


Май. Время позаботиться о лошадях.


Июнь. Покос...не видно гадская труба, но у него в руках коса.

Июль. Жатва


Август. Прополка (?, так на сайте, мне кажется вероятнее молотьба?) пшеницы.


Сентябрь. Время давить виноград. Ногами как Челентано...(ссылка на ролик, обожаю)


Октябрь. Вино в бочках.


Ноябрь. Сев.


Декабрь. Запасаем дрова на студеную итальянскую зиму ... и все заново.


На этом мы закончили знакомство с северным порталом и двигаемся в сторону главного, т.е. западного портала. По дороге любуемся капителями.




И башней


И соседней церковью... (нет не отвлекаемся)


Гирландина в проводах


Продолжение будет. http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/356482...

Наверх страницы

Отели в Италии