«В Пизу надо приехать во время дождя, чтобы лучше понять ее особенную красоту. Сделать же это нетрудно, ибо Пиза — один из самых дождливых городов во всей Италии. В дождь здесь быстро бегут облака над приморской равниной, и горы синеют глубже; в дождь вздувается Арно и полнее катит мутно-зеленые волны. В дождь безлюднее улицы и прекраснее старый пожелтевший мрамор. Но горные дали, Арно, делящее город пополам, безлюдье и старый мрамор — все это как раз составляет типическую красоту Пизы».
П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 233.
Как «прописал» Пал Палыч, мы приехали в Пизу в дождливый осенний день. Правда, высшие силы нас пожалели, и гроза с ливнем прогромыхала ночью. Когда утром мы вышли на набережную Арно, лишь свинцовые тучи еще напоминали о ночном разгуле стихии. В солнечных лучах сияли дворцы на противоположной стороне реки, которая успокоилась и превратилась в зеркало:
Мы перешли на другой берег и медленно побрели по направлению к Кампо деи Мираколи. Было тихое воскресное утро, под арками Борго Стретто нам встретилось лишь несколько человек. Но, на самом деле, Пиза не показалась нам мертвым городом, о котором пишут не только Муратов, но и современные путешественники. В будние дни на улице яблоку негде упасть – центральная часть города наполнена студентами и преподавателями местного университета. Утром в воскресенье эта публика, видимо, отсыпалась после бурного субботнего вечера.
Вот и первая церковь на нашем пути – Сан Микеле ин Борго. Пожелтевшее мраморное кружево ее фасада сплетено из романских и готических мотивов:
Церковь была построена еще в X веке на руинах античного храма, а украшалась до XIV века:
Чуть дальше на улице встретились остатки античной архитектуры. Фигурные римские капители III века стали частью более позднего сооружения:
На одной капители изображены Церера, Серапис, Гиппократ и Исида:
На другой – Юпитер, Минерва, Меркурий и Юнона:
Неподалеку от места обитания античных богов находится Пьяцца деи Кавальери, образованная сейчас ансамблем зданий XVI-XVII веков. И если днем на площади толпы студентов, а по вечерам здесь звучит музыка и прогуливается местная публика, то утром, омытая дождем, она была тихой и торжественной:
Самое импозантное здание на площади – Палаццо деи Кавальери. На этом месте стоял дворец Анциани, который перестраивал Джорджо Вазари по приказу Козимо I Медичи. По сути дела, это здание показывало пизанцам, кто теперь здесь хозяин. Не только памятник самому флорентийскому герцогу, но и бюсты великих герцогов тосканских в овальных нишах говорили о том же.
Мокрый серый мрамор лестницы прекрасно аккомпанировал бело-серым сграффито, которыми как ковром украшен фасад здания:
Здание строилось как штаб-квартира Кавальери ди Сан-Стефано, рыцарского ордена, который Козимо I основал в 1561 году для защиты тирренских берегов от мусульманских набегов.
С высокой лестницы площадь обозревается прекрасно.
Вазари приложил руку и к сооружению Палаццо дель Оролоджо, названному так благодаря часам над аркой, соединяющей два перестроенных средневековых здания. Одно из них было муниципальной тюрьмой, другое «прославилось» как Башня голода. В ней был замурован граф Уголино Герардеска со своими детьми. Памятная доска напоминает об этом жутком событии:
В Аду Данте, ведомый Вергилием, видит в ледяной яме Уголино, грызущего голову архиепископу Руджери. Граф Уголино был правителем Пизы в период войн гвельфов и гибеллинов. Он спасает город ценой территориальных уступок Флоренции и Генуе. Благодаря козням архиепископа, его, тем не менее, объявляют предателем и заточают вместе с детьми и внуками в башню, обрекая на голодную смерть. На миниатюре XV века, выполненной Приамо дела Кверча, за Данте и Вергилием мы видим зловещий сон Уголино: собаки гонятся за его детьми. После этого сна происходит то, что изображено в центре: стражник забивает вход в башню. А в башне – страдающий от голода и грызущий свои руки Уголино и умирающие дети.
http://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/ILLUMIN.ASP?Size=mid&IllID=8226
Дворец часов совсем не выглядит зловеще. Остатки фресок, которые когда-то покрывали его фасады и свод арки, отсылают нас не к адским мукам, а скорее к горнему миру:
Храм, фасад которого выходит на площадь, естественно, посвящен Святому Стефану. И это тоже творение Джорджо Вазари.
Мы любовались храмом уже вечером, когда возвращались с Кампо деи Мираколи. Декорация из цветных мраморов прекрасно смотрелась при мягком закатном освещении:
Вдруг, солнце вынырнуло из-под облаков и подарило нам еще один образ храма:
И позолотило на прощание фасад Палаццо деи Кавальери:
Почему-то после всего этого поставить точку в нашей первой прогулке по Пизе, мне хочется инициалом «Р» из той же прекрасной иллюминированной рукописи «Божественной комедии» XV века. Наверное, потому, что там изображено море. Пиза ведь была морской республикой, в XI-XIII веках ее мощный флот господствовал в западном Средиземноморье. Море отступило, но и сейчас в городе чувствуется его дыхание. Все три дня пребывания в Пизе мы с наслаждением вдыхали этот морской воздух.
http://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/ILLUMIN.ASP?Size=mid&IllID=8229