Флоренция в мае весьма многолюдна, потому в этот раз я старалась провести в ней минимум времени, а больше поездить по более или менее туристическим городам Тосканы. Начала с Пизы, как с самого многообещающего из городов, где я ранее не бывала. Как легко догадаться, место это тоже очень раскрученное, но почти вся туристическая толпа странным образом сконцентрирована на Кампо деи Мираколи - водит хороводы вокруг падающей башни. Так что первую половину дня, до прихода на Кампо, я провела в тишине и покое.
Надо сказать, что расцвет Пизанской морской республики пришелся на XI-XII вв, т.е. времена господства романской готики, чем и обусловлено обилие в городе шедевров именно этого стиля, что для Тосканы, в принципе, не характерно.
Начала осмотр Пизы с упомянутой во всех путеводителях восхитительной маленькой церкви Санта-Мария-дела-Спина, что стоит на берегу Арно рядом с мостом Сольферино. Это настоящее буйство готики - такого количества скульптурного декора не найти и на более крупных объектах. Церковь 1323г постройки ранее стояла гораздо ближе к воде, но в 1870г ее разобрали и перенесли на нынешнее место, дабы защитить от просачивавшейся из почвы влаги.
Следующей была церковь Сан-Мартино (1332г), где есть интересный каменный рельеф, изображающий св. Мартина и бедняка, фрески XIVв, а также отличное "Распятие" местного живописца XIIIв.
Еще один шедевр романской архитектуры - лаконичная многоугольная церковь Сан-Сеполькро (Св. Гроба Господня), выстроенная в XIIв как вместилище реликвий, принесенных рыцарями из первого Крестового похода - к сожалению, оказалась закрыта.
А в расположенной неподалеку Новой крепости (1440-1512гг) сейчас находится городской парк - отличное сочетание в меру живописных руин и богатой южной растительности.
Церковь Санта-Мария-делла-Спина
И ее детали:
Палаццо Гамбакорти (1370-1380гг) на набережной Арно.
Церковь Сан-Сеполькро (XIIв).
Ренессансный фасад церкви Сан-Мартино не слишком интересен, а вот ее апсида и кампанила выглядят довольно внушительно.
Какой-то герб с могильной плиты в Сан-Мартино.
Фреска "Благовещение" оттуда же.
"Распятие" XIIIв из Сан-Мартино.
Святой Мартин и бедняк - рельеф работы Андреа да Понтедера.
Новая крепость и городской сад Скотто.
Набережные Арно в Пизе чем-то напоминают Флоренцию, но здесь гораздо спокойней.
Перейдя через мост, попала в бывший монастырь Сан-Маттео, где нынче располагается главный художественный музей города. Музей, надо сказать, отличный - лучший из всех, что мне довелось повидать в этой поездке (не считая флорентийского Барджелло, наверное). Набор для Северной Италии вполне традиционный - целый зал с "Распятиями" XI-XIV вв, деревянная и мраморная скульптура (по преимуществу, готическая - и отменного качества), большая коллекция живописи, каменные рельефы и капители, не считая всякой мелкой пластики и предметов обихода - но качество экспонатов высочайшее (похоже, в свое время Пиза, на самом деле, была не последним городом Тосканы). Одним словом, развлечение минимум на пару часов.
После музея еще немного прошлась по церквям, которые, впрочем, к тому моменту уже закрылись на сиесту, так что пофотографировала лишь их более или менее типичные фасады в пизанско-луккансом стиле. Исключением стала только замечательная романская церковь Сан-Дзено, что стоит немного на отшибе у одноименных ворот - архитектура ее оказалась столь замечательна, что я не пожалела о проделанном пути.
Для посещения открыта была только базилика св. Екатерины, где помимо хоршей живописи и витражей можно увидеть очередную замечательно выполненную готическую гробницу работы Нино Пизано (из династии местных скульпторов, известной далеко за пределами Италии).
Дивная Мадонна дель Латте (Млекопитательница) работы Андреа и Нино Пизано - из музея Сан-Маттео.
А эта Мадонна с ангелами украшала фасад одной из пизанских церквей.
Портал XVIв с изображение музыкальных инструментов.
"Рождество Христово" тоже из музея.
"Распятие" нач. XIIIв работы пизанского мастера.
Ну и восхитительная резьба по камню XIII-XIV вв:
Эта с изображениями монахов - работа Джованни ди Бальдуччо (1325-1330гг).
Похоже, св. Христофор.
"Святое собеседование" (1542г) прекрасного сиенского художника-маньериста (ученика Рафаэля и большого оригинала в жизни) Джованни-Антонио Бацци по прозвищу Содома.
Аннунциата (Благовещенная Дева Мария) -деревянная скульптура Томмазо Пизано.
Фрагмент картины Беноццо Гоццоли (здесь изображен донатор - заказчик картины).
В кои-то веки удалось более-менее сносно сфотографировать витраж - в церкви св. Екатерины.
Фасад церкви Санта-Катарина (XIII-XIV вв).
Прекрасное надгробие архиепископа Сальтарелии (1342г, Нино Пизано)
И его детали:
Еще одно надгробие - тоже и Санта-Катарины.
Церковь Сан-Фредиано (XI-XII вв).
Фотогеничная площадь Сан-Франческо.
Дивная романская церковь Сан-Дзено построена в Хв - ее портик поддерживают античные колонны.
На этом с церквями пришлось закончить, поскольку без Кампо-деи-Мираколи обойтись было бы странно, а путеводитель обещал там массу интересного.
Знакомство с Кампо деи Мираколи начала с посещения мемориального кладбища Кампосанто, чудные фрески которого описывал еще Муратов. В начале XIIIв пизанские корбали привезли землю с Голгофы - на ней и было основано кладбище в 1277г, на котором стремились быть похоронены многие знатные пизанцы. За многие века его украшали лучшие художники Тосканы. Но мы, к сожалению, видим лишь бледную тень былого великолепия - во время американских бомбежек 1944г кладбище сильно пострадало: загорелась крыша, расплавившийся в пожаре свинец сильно повредил росписи. Их отреставрировали по мере возможноти, но это дает лишь слабое представление о том, как выглядели фрески до бомбежки. В музее Опера-дель-Дуомо есть гравюры с этих фресок, по которым можно представить, какими их видел Муратов.
Самая известная из фресок кладбища - это "Триумф смерти" потрясающего мастера Буонамико Буффалмакко - роскошная аллегорическая композиция, полная в то же время красноречивых бытовых подробностей XIVв. Представлена она наряду со "Страшным судом" и "Анахоретами Фиваиды" того же автора в отдельном зале, где также постоянно демонстрируется фильм о постигших этот памятник несчастьях.
Во время восстановительных работ на Кампосанто, реставраторы сняли копии с предварительных рисунков, обычно скрытых под росписью. Эти так называемые синопии нынче размещены в отдельном одноименном музее на противоположной стороне Кампо-деи-Мираколи. Зрелище крайне любопытное: можно своими глазами увидеть синопии XIII, XIV и XVвв и понять различия стилей и художественной манеры живописцев разных эпох. Ценность их еще и в том, что предварительный рисунок выполнялся обычно самим мастером, в то время как краски часто накладывали ученики и подмастерья.
Фрагмент фрески "Триумф смерти".
Этот же фрагмент с гравюры в Опера-дель-Дуомо позволяет понять как выглядели фрески до июля 1944г.
И он же из Музея синопий.
И еще фрагмент оттуда же - прожигатели жизни.
Они же до бомбежек.
И снова прожигатели - из музея синопий.
"Триумф смерти" целиком - тоже с гравюры.
Еще фрагмент "Триумфа смерти".
Фрагмент "Анахоретов Фиваиды" с гравюры.
"Анахореты" на синопиях.
Еще один птрясающий фрагмент "Триумфа смерти".
Этот же фрагмент до бомбежки.
"Страшный суд" Буонамико - тоже с гравюры.
Еще фрески Кампосанто - но уже Беноццо Гоццоли.
И снова Гоццоли.
Синопии Беноццо Гоццоли.
Синопия "Распятия" Франческо Траини.
Так выглядели фрески Гоццоли до июля 1944г.
Потрясающие галереи Кампосанто.
На Кампосанто были похоренны многие известные пизанцы - в том числе математик Леонардо Фибоначчи.
Саркофаги Кампосанто тоже потрясают воображение.
Средневековый саркофаг кладбища.
Классицистический саркофаг XIXв.
Глухая стена кладбища выходит на площадь Кампо.
Удивительный двор Кампосанто.
Еще один музей на Кампо (все три музея, а также Баптистерий и собор включены в единый билет, который можно купить в кассе) - упомянутый уже Опера-дель-Дуомо, полный настоящих сокровищ: все ценное (скульптура, каменная резьба, бронзовые рельефы дверей и т.п.), что в соборе и баптистерии представлено в копиях, здесь присутствует в оригинале. Плюс набор великолепных интарсий (инкрустаций из разных видов дерева), некоторые экземпляры из сокровищницы собора, роскошные рукописные книги и экзультеты (свитки с церковными гимнами), украшенные красочными миниатюрами XI-XIVвв, и многое другое. Удивительно, но по этому роскошному музею я расхаживала чуть ли не в полном одиночестве, в то время, как бессмысленную падающую башню штурмовали толпы народу.
Справедливости ради, стоит сказать, что пизанский Дуомо все-таки не пустовал - он заслуживает посещения уже ради одной замечательной кафедры работы Джованни Пизано, украшенной умопомрачительными рельефами. А здесь еще и пара хороших мозаик (одна - сиенской школы, к другой - что в апсиде - приложил руку великий Чимабуэ), надгробие Генриха Данте работы Тино ди Камаино, старый византийской школы образ Богоматери, бронзовая лампа Галилея, с помощью которой ученый изучал колебания света, и многое другое.
Быстрее всего удалось осмотреть Баптистерий, интерьер которого помимо античных колонн, увенчанных интересными резными капителями, состоит еще из одной кафедры работы Николо Пизано и крестильной чаши, украшенной хорошими геометрическими мозаиками.
Кампо-деи-Мираколи со стороны Баптистерия - у меня на фото падающим получился почему-то он, а не башня )
Мозаики апсиды Дуомо (нач. XIVв). Фигура Иоанна Богослова справа присывается Чимабуэ.
Отличная кафедра Джованни Пизано (1302-1310гг).
И ее фрагменты:
А это кафедра Николо Пизано из Баптистерия (1260г).
И ее фрагмент.
Крестильная чаша, украшенная рельефами из инкрустированного мрамора.
Митраитский рельеф из Баптистерия.
Бронзовые двери Св. Раньери (1180г) - оригинал в музее.
Фрагмент ворот св. Раньери - "Избиение младенцев".
"Распятие" II пол. XIIв.
Капитель колонны.
Мадонна дель Коллоквио работы Джованни Пизано (1280г).
Еще одна Мадонна Джованни Пизано.
Сатуи с гробницы Ариго VII работы Тино ди Камаино (1313-1315гг).
Интарсии из разных пород дерева кон. XVв:
Миниатюры из пизанского Экзультета I пол. XIVв.
Палаццо-деи-Кавальери - одно из самых красивых зданий Пизы, перестроенное Джорджо Вазари в 1562г.
Палаццо-делл-Оролоджо XVIIв.
Закончила прогулку по Пизе на площади деи Кавальери, окруженной несколькими дивными палаццо XVI-XVIIвв. Время было довольно позднее, на улице темнело, потому сделав несколько фото и выпив бокал шприц-апероля, отправилась на вокзал на поезд до Флоренции.
Итого только на осмотр всех красот Кампо-деи-Мираколи у меня ушло около 4 (!) часов, притом что подъем на башню я проигнорировала. А ведь организованные группы привозят в Пизу на 2 часа, за которые они лишь успевают слазить на башню и забежать в собор минут на 10. Вот поэтому я и перестала ездить с групповыми турами. По крайней мере, в случае с Италией это чистой воды профанация.