Утром мне совершенно не хотелось вставать - сказались вчерашние пробежки по садам. Но терять день было никак нельзя. Когда я планировал поездку в Италии, товарищ, бывавший там, спросил: зачем тебе 3 дня во Флоренции, что там смотреть? Я ответил, что пребывание там включит 10 день поездки, я, возможно, устану, и смогу спокойно передохнуть денек в этом небольшом городишке, чтобы отправиться дальше с новыми силами. Но тогда я не знал, что Флоренция окажется такой интересной.
Я отправился осматривать Флоренцию в противоположную от Арно сторону. Ноги шли неохотно. Я посмотрел всего несколько интересных мест, как вдруг, мой взгляд упал на случившийся рядом вокзал. И решение проблемы, как бы побольше пройти, и в то же время, подольше сидеть, стало вырисовываться передо мной. "А не махнуть ли мне в Пизу?" - спросил у себя я. И махнул.
Хотя, перед этим я немного и побродил по Флоренции. Посмотрел знаменитый фасад церкви Санта-Мария Новелла (за ней находится одноименный вокзал).
После церкви я пошел к интересно выглядящему на карте форту. Он на поверку оказался выставочным центром Fortezza da Basso. Для туристов он закрыт, зато его можно арендовать для проведения какого-нибудь конгресса.
Мой путеводитель крайне советовал посетить находящуюся неподалеку православную церковь - одну из самых известных в Италии. Я вошел внутрь, но полюбоваться знаменитым беломраморным алтарем, подаренным Николаем II, мне не удалось: внутри шла служба. Я решил ей не мешать, и ограничился осмотром церкви снаружи. Узнал, что батюшка ездит на крайслере.
Ну а затем я пошел на вокзал, купил в автомате билет на электричку, и уехал в Пизу. Пиза - городок небольшой, ехать туда недолго, и билет стоит недорого. Электрички ходят часто, я развалился на комфортном кресле, и незаметно преодолел разделяющие города 100 километров. От вокзала до главной достопримечательности - площади чудес лишь полтора километра (а от аэропорта - 2.5), так что, потребности в общественном транспорте при посещении Пизы не возникает. На площади недалеко от вокзала я заметил туристический офис, выпросил там карту с нанесенными на нее достопримечательностями, и дальше гулял по городу ориентируясь по ней.
Пиза имеет богатую историю, которая, правда, давно закончилась. Когда устье реки Арно, на которой она стоит, как и Флоренция, обмелело, она перестала быть торговой столицей региона. А к 16 веку она окончательно проиграла в долгоиграющем конфликте с Флоренцией, и полностью попала под влияние Медичи. Во вторую мировую войну почти весь город был разрушен бомбардировками, и от старой Пизы сейчас почти ничего не осталось. Хотя, главное ее сокровище, пьяцца де Мираколи - площадь Чудес, каким-то чудом уцелела. Дойти туда от вокзала можно по прямой и широкой (по итальянским стандартам) улице.
Когда я подходил к Арно, меня постигла досадная напасть: в центре объектива, изнутри его, образовался конденсат. Фотоаппарат так подвел меня впервые за все годы использования. И как раз в этот день я не стал брать с собой запасной объектив (так как устал, и хотел максимально облегчить рюкзак). Конечно, вернуться за ним во Флоренция я тоже уже не мог.
Я подошел к площади Кавалерии - сердцу средневековой Пизы, впоследствии реорганизованной Медичи. А мутное пятно в центре кадра, следствие конденсата, продолжало расти.
Выйдя на площадь Чудес, я был изрядно удивлен. Все путеводители, да и отзывы туристов, расхваливают Пизу как вместилище знаменитой башни. А когда я пришел к ней, то увидел, что рядом стоят здания куда более интересные. Баптистерий и собор, составляющие с башней (которая является колокольней) единый ансамбль, произвели на меня куда большее впечатление. и тем обиднее мне было наблюдать рядом с ними мутное пятно на экране видоискателя!
Конечно, я не мог уехать из Пизы, не поднявшись на башню. Вход туда стоит 20 евро (самый дорогой аттракцион в Италии, из посещенных мной!), и подъем осуществляется сеансами с ограниченным числом посетителей. Следующий сеанс со свободными местами был только через 2 часа. Комплексный билет, с посещением баптистерия и музея, который стоит еще дороже, я, огорченный неисправностью фотоаппарата, решил не брать.
Я попробовал делать снимки так, чтобы в центре кадра оказывалось небо, и размытия было бы не видно. Выходило плохо. и тогда у меня родился план: я запросил у GPS список ближайших ресторанов, чтобы найти в каком-нибудь туалет с сушилкой для рук. Просушка объектива должна была убрать конденсат. На мое счастье, всего в двух шагах от площади нашелся Макдональдс.
Я пробился в его туалет, растолкал толпящихся у раковины китайцев, снял объектив, и принялся сушить его под взглядами их округлившихся глаз. Сушилка мне попалась новейшей модели, турбореактивная. Поток раскаленного воздуха в ней бил из двух щелей, высушивая руки с обеих сторон. Я сушил объектив, пока мог вытерпеть жар горячего воздуха, то и дело меняя руки. Ну а потом покинул Макдональдс, и отправился искать место, где можно поесть :) .
Однако, для моего фотоаппарата площадь чудес оказалась заколдованной. Исчезнувшее было пятно конденсата, при возвращении к ней, проявлялось все сильнее. Ну, ничего не поделать. Возможно, проклятие следствие моего тайного желания: еще в Москве я думал, как здорово иметь фотографию поля перед башней, заполненного туристами, стоящими в дурацких позах. На их фотографиях они будут подпирать башню, а на моей - просто стоять в раскоряку.
Сдав рюкзак в бесплатную камеру хранения слева от башни, я приготовился ждать, когда туда начнут пускать уже собирающихся к очередному сеансу туристов.
Башня высокая, и подниматься на нее долго. Спиральная лестница очень узка, а видимое сквозь стрельчатые окна внутренне пространство башни закрыто для туристов: оно заполнено лесами и подпорками.
До колокольной площадки мы дошли довольно быстро. Так быстро, что меня это разочаровало. Там можно выйти на наружный коридор, опоясывающий колокольню. Он состоит из двух ярусов-ступеней. Нижний огорожен перилами, однако для стоящего на верхнем они оказываются на уровне щиколотки. Всего полметра скользкого мрамора отделяют от края!
Я сделал несколько фотографий и приготовился ждать сигнала на спуск, как вдруг служитель открыл неприметный лаз и пригласил туристов подняться на верхний ярус. Пока я поднимался, мне стала понятна вторая причина сеансового доступа на башню (помимо ограничения нагрузки): это узость коридора наверх. Он столь узок, что разойтись идущим навстречу там нет никакой возможности. Поэтому вся группа целиком поднимается наверх, потом целиком опускается вниз.
Сверху открывается хороший вид на площадь.
Да и на всю Пизу тоже.
Попробуйте потаскать мышкой фото ниже! К сожалению, из-за пятна в центре объектива в этот раз панорама вышла некачественная.
Время пребывания на башне подошло к концу. Спустившись вниз, я отправился назад, к вокзалу. По пути я прошел мимо пизанского ботанического сада, претендующего на звание старейшего в европе. Он был закрыт, но я сделал фото сквозь дыру в воротах.
Когда я переходил Арно, мне на глаза попалась маленькая церковь у самой воды. Эта оказалась Санта Мария делла Спина, самая знаменитая маленькая готическая церковь европы. Фотографируя ее, я вдруг осознал, что по мере отдаления от площади Чудес, конденсат на объективе уменьшался, и вот уже полностью исчез.
Я решил не испытывать судьбу и не возвращаться к башне. Я продолжил свой путь к вокзалу и купил билет на ближайшую электричку до Флоренции.
До отеля я еле добрел. На следующий день мне предстоял ранний переезд в Рим, так что, я заснул, не дожидаясь пока стемнеет.