Да, я сделал это! Я проехал по перевалу Стельвио с третьего раза!
Знаю, звучит так, как будто я взошел, по крайней мере, на Эльбрус :) А я всего-то проехал за рулем один из самых высоких перевалов в Альпах. Но мне можно, я просто очень люблю горные автомобильные перевалы. Сейчас эмоции поутихли, но в июле, когда я проезжал по Стельвио, испытывал прямо таки детский восторг, как от давно желанной игрушки.
Почему с третьего раза? Потому, что так и есть. Мы предпринимали попытки проехать по Стельвио в двух разных поездках до этого. Оба раза помешала природа. В первый раз прогноз погоды, обещавший обильные дожди в Альпах, заставил нас радикально сменить маршрут. Тогда мы, вместо Швейцарии с Австрией, поехали во Францию, бороздить дороги Прованса. Второй раз мы были совсем рядом, и даже перевал был открыт. Но за день до планируемого проезда по Стельвио там произошел сход лавины. В мае, на минуточку. И Стельвио закрыли. Вместе с другим перевалом - Гавиа, по которому мы тоже проехали в этом июле. Про Гавиа расскажу отдельно, это очень красивый перевал.
Перевал Стельвио находится на самом севере Италии, соединяет городки Прато алло Стельвио (Prato allo Stelvio) и Бормио (Bormio). Это значит, что если хотите проехаться по Стельвио, то ставьте в навигаторах один из этих городов, смотря с какой стороны вы подъезжаете. Дальше не промахнетесь, в сторону перевала везде есть дорожные знаки. Мы подъезжали со стороны Австрии и озера Резиа (то самое озеро, из вод которой торчит затопленная колокольня церкви).
По традиции останавливаюсь и фотографирую знак начала перевала. На знаке красуется надпись "ОТКРЫТО" на зеленом фоне. Ну наконец-то, подумал я :) А вообще, Стельвио обычно закрыт с ноября до конца мая.
Максимальная высота перевала Стельвио - 2758 метров. Это самая высокая асфальтированная дорога в Италии и вторая по высоте во всей Европе. Первая по высоте во французских Альпах - Коль де Лизеран (Col de l'Iseran) - 2770 метров (были рядом, но не проехали, не по пути был). Пиковая точка перевала расположена всего в 200 метрах от границы Италии и Швейцарии. Я это увидел сам, когда рано утром проехался по соседнему перевалу Умбраиль в Швейцарию. Впервые увидел, чтобы один перевал в пике переходил в половинку другого :) Но об этом расскажу отдельно. Вот первые километры подъема на Стельвио:
Потом проехали через небольшой лесной массив:
Когда лес закончился, перевал заметно изменился. По левую руку открылся вид на соседние вершины. Казалось, что они совсем рядом! Ощущения были невероятные. Ты едешь по дороге, а рядом нависает такое:
Дальнейшее восхождение по Стельвио показало, что это один из самых крутых перевалов. Не только в переносном, но и в самом прямом. Тут узкие дороги, резкие повороты и довольно большой угол подъема. Причем чем выше - тем угол подьема увеличивался.
Ближе к вершине перевала дорога такая, что неопытным автомобилистам и мотоциклистам нужно быть очень осторожным. Особенно если у вашего транспорта малая мощность двигателя. Я был за рулем Nissan Micra. Малолитражкой ее не назвать, но все же мощности для крутого подъема наверх хочется побольше. Приходилось подниматься на очень низких передачах и с ревущим от высоких оборотов двигателем.
В какой-то момент один из мотоциклов на крутом повороте вдруг замедлился и завалился на бок. За рулем мотоцикла оказалась девушка, ее мужчина ехал впереди нее (они на фотке ниже). К девушке подбежали другие мужчигы, помогли подняться и подтолкнули ее на подъеме. Она неуклюже повиляв мотоциклом медленно продолжила подъем. Это было опасно :) Я бы не стал с малым опытом вождения карабкаться на горный перевал. Хм... ага, а сам в первый день за скутером проехал 150 километров по городам и узким горным перевалам :)))
Виды вокруг потрясающие! Во время подъема на перевал я сожалел, что не везде можно остановиться, чтобы выйти и пофоткать виды, дорога слишком узкая и я мог помешать другим автомобилистам. А на Стельвио в хорошую погоду трафик немаленький, все же один из самых популярных альпийских перевалов.
У Стельвио, как и у всех популярных перевалов, отмечена самая высокая точка. На большой площади построили парковки, кафешки, рестораны и гостевой дом.
От вершины перевала отходят несколько пешеходных дорожек, можно прогуляться часик-другой, если время позволяет. Я успел немного пройтись по одному из маршрутов, подняться на скалу и сделать несколько кадров сверху.
Молодцы, что сделали много парковочных мест:
Самый популярный вид на перевал Стельвио. На сайте байкеров увидел фотку перевала, сделанного, судя по всему, с горы напротив перевала, там вид на дорогу гораздо круче!
На верхушке горы стоит маленький каменный дом, похожий на замок. Почему-то с заколоченными окнами:
На фотографии уже Швейцария, граница проходит совсем рядом:
Я любовался видами вокруг и чувствовал себя очень счастливым:
Спуск со Стельвио в сторону Бормио по-своему красив, особенно первые километры после самой высокой точки.
Водопад нашли на спуске:
Дальше дорога была не такой интересной. Ехали медленно за велосипедистом, но это как раз тот случай, когда торопиться не хотелось. Чем меньше была скорость, тем больше увидишь красоты вокруг.
Доехали до Бормио, заселились в отель, а после обеда я решил еще покататься и поднялся по горной дороге к горнолыжному курорту Bormio-2000. Делать там было откровенно нечего, все уже было закрыто, солнце садилось, поэтому не стал задерживаться.
На следующее утро я снова поднялся по Стельвио почти до верхней точки, но дальше поехал в сторону границы со Швейцарией, чтобы прокатиться по перевалам Умбраиль и Офенпасс. А еще проехался по тоннелю Munt la Schera, который строили для объезда Стельвио, когда он закрыт. Об этом в отдельном посте.