Четкие линии улиц, дома, построенные согласно выверенным канонам, продуманное до мелочей городское пространство. Всё это не сокровенные мечты современных урбанистов, а проект тосканского города Пьенца, который должен был воплотить в камне ренессансную концепцию "идеального города".
Этим постом я начинаю серию записей про долину Вал-д’Орча. На её границе мы уже побывали в Монтепульчано, а теперь окажемся в самом центре этого роскошного места.
В отличие от других городов, о которых я рассказывал, Пьенца не может гордиться историей, берущей своё начало в римскую эпоху. Напротив, до середины XV века это была небольшая деревня под названием Корсиньяно.
Поворотным моментом для этого места стало то, что в 1405 года здесь родился Энеа Пикколомини, который спустя 53 года станет Папой Римским.
Во время одного из своих путешествий понтифик проезжал через родные края и был неприятно поражен тем, в каком запустении находится поселение, где он появился на свет. Это в 1459 году толкнуло его на мысль возвести на месте пустеющей деревни идеальный город на ренессансный манер.
Концепция идеального города – это во многом детище Ренессанса. После феодального застоя и темного Средневековья города вдруг стали центром притяжения, отсюда и потребность в четких правилах и золотых канонах, о которых так любили рассуждать гуманисты.
Согласно их концепции, город должен быть симметричен, гармоничен, а центром его притяжения должна стать центральная площадь вроде той, что изображена на полотне выше.
Задачу реализовать всё это на практике поручили архитектору Бернардо Росселлино. Спустя 3 года, в 1462 году, здесь был «открыт» новый город, получивший название Пьенца – в честь своего земного покровителя. Правда, ни идеологу проекта, ни его создателю не пришлось долго наслаждаться своим детищем: Папа Пий II и Бернардо Росселлино умерли спустя два года, один спустя 2 месяца после другого.
Площадь Пия II – сердце Пьенцы. По центру – собор, справа – палаццо Пикколомини, папская резиденция, а слева – епископский дворец. Согласно замыслу, площадь должна была стать места, где люди были не только вынуждены собираться, но и хотели бы это делать, поэтому, например, к стенам зданий прикреплены скамейки.
Вместо того, чтобы сделать площадь квадратной, ограничив её с трех сторон этими тремя постройками, а с четвертой – улицей, архитектор спроектировал её в форме трапеции. Зачем?
Чтобы можно было созерцать не только эти величественные здания, но и тосканские равнины, которые видны в проемах.
Разумеется, все должно было напоминать о том, кто здесь главный. Особенно сильно это прослеживается в соборе Санта-Мария-Ассунта, в который мы сейчас зайдем.
Понтифик жил некоторое время в Германии, где познакомился с таким явлением, как зальный храм. Представляете традиционный готический собор? Центральная часть, то есть неф, как правило, выше, чем боковые. В то же время для немецких храмов было традиционно делать потолки одинакового уровня, из-за чего создаётся впечатление, что ты действительно находишься в большом зале. Именно такой, нетрадиционной для Италии формы Пий II заказал храм для своего родного города.
Таков, кстати, собор в Больцано, городе на границе с Австрией, о котором я рассказывал в декабре.
Особенность церкви в том, что она стоит практически на обрыве и земля под неё недостаточно устойчива, поэтому храм «сползает» вниз. В глаза практически сразу же бросается, что здание наклонено в сторону алтаря.
Если подойти поближе к алтарю, то можно увидеть трещины на полу.
Главный дворец города – палаццо Пикколомини, резиденция понтифика.
Сегодня здесь музей всего этого семейства, которое успело накопить многие сокровища на протяжении веков. Неудивительно, что здесь были сняты отдельные сцены классической «Ромео и Джульетты» Дзефирелли. В билет входит аудиогид, но гулять можно только в сопровождении сотрудника хранилища.
Внутри достаточно симпатично, но особенно запоминается вид с террасы.
Кроме того, дворец может похвастаться очень симпатичным садом.
Настоящий старожил Пьенцы – это древний храм Пьеве ди Корсиньяно (Pieve di Corsignano), в названии которого еще сохранилось старое имя города. Он находится на подъезде к городу и датируется XII веком. Подобных храмов в Италии осталось не так много: суровое, массивное здание и внушительная колокольня рядом в духе тех, что строили в Равенне. Тут еще никаких мыслей о гармонии и равновесии, а лишь суровый камень.
Но если вы устали от всех музеев и истории, в Пьенце есть достопримечательность для вас – сыр Пекорино ди Пьенца (Pecorino di Pienza). Разновидности этого овечьего сыра встречаются во многих городах, но здешний – один из самых известных. Честно говоря, я нередко беру его в Болонье.
По всему городу (если так можно выразиться о нескольких улицах) расположены магазинчики, где местный пекорино во всех его вариантах. Найти их можно по стойкому сырному запаху, вы его ни с чем не перепутаете.
В целом городок очень камерный и приятный. Не уверен, что есть смысл ехать в эту часть страны только ради него, но в комплекте с другими классными местами в округе получается неплохо.
Немного итальянского колорита.
Нагулявшись по дворцу и наевшись сыра, можно пройтись по городской стене и насладиться видами.