Booking.com

Палермо. Палаццо Стери

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Сегодня мы с вами побываем в Палаццо Стери (или Палаццо Кьярамонте) - здании на пьяцца Марина, ныне занимаемом Палермским университетом.  Еще лет пять назад вход постронним сюда был закрыт; максимум, на что у меня хватало смелости, - войти во внутренний двор и поспешно ретироваться. А между тем это здание, некогда принадлежавшее знатной семье Кьярамонте, представляет собой одно из немногих уцелевших памятников сицилийской готики, а точнее стиля кьярамонтано - смеси принесенной с континента готики и местных арабо-норманснких традиций. К тому же в течение нескольких веков в этом палаццо находилась штаб-квартира палермской инквизиции, и , по слухам, эта достойная контора оставила во дворце немало следов. И вот пару лет назад палаццо Стери открыли для посторонних. Естественно я туда ломанулся.

Палаццо Стери оказалось крепким орешком. Поскольку университет никуда отсюда не съехал, посещение комплекса возможно только с экскурсией. Год назад я пришел слишком поздно, и гид (честно предупредив об этом) ограничила поход только основным зданием - собственно палаццо Стери, а камеры Инквизиции были уже закрыты. В этом году я пришел слишком рано, и мне предложили или прийти на следующий день, или погулять часок в ожидании следующей (и последней в тот день) экскурсии, которая к тому же должны была быть итальянской. Это я рассказываю для того, чтобы вы не слишком-то доверяли объявленному расписанию (http://www.palermoviva.it/palazzo-steri), а действовали по обстановке.

Прежде всего покажу вам занменитые гигантские фикусы, растущие в саду, что разбит в центре пьяцца Марина:
003-Фикус на Пьяцца-Марина.jpg

За ними и находится палаццо Стери:
001-фасад.jpg
Палаццо было построено в XIV веке могущественной семьей Кьярамонте. Пользуясь слабостью сицилийских королей из Арагонского дома, Кьярамонте заполучили в свои руки Палермо (да-да, столица королевства фактически королями не контролировалась), Джирдженти (нынешний Агридженто), а благодаря удачному браку стали еще и графами Модики. После смерти Федериго III (IV), последнего мужчины в сицилийской ветви Арагонского дома, корону унаследовала его малолетняя дочка Мария, а Кьярамонти, совместно с еще тремя знатными семействами (Вентимилья, Алагона и Перальта) разделили между собой власть в качестве четырех викариев королевства. Я клятвенно обещаю, что когда-нибудь все же разберусь с запутанной историей Арагонского дома на Сицилии и внятно смогу ее изложить здесь, но пока что знаком с этой страницей истории лишь в общих чертах. Викарии не смогли договориться друг с другом, за кого выдать замуж Марию; её в итоге увезли с острова её дальние арагонские родственники. На Сицилию Мария вернулась с мужем Мартином Молодым - племянником арагонского короля Хуана I. Кьярамонте возглавили ту баронскую партию, что не пожелала подчиняться супружеской чете, и какое-то время успешно сопротивлялись монархам. Но судьба явно была против наших героев: Хуан I умер, не оставив сыновей; отец Мартина Молодого Мартин Старший занял арагонский трон, и теперь уже Кьярамонте воевали против обширной Арагонской империи. Силы были неравны, арагонцы взяли Палермо, и последний из Кьярамонте Андреа был казнен 1 июня 1392 года прямо у стен Палаццо Стери.

Внутри палаццо экскурсия оба раза шла очень быстро, итальянцы почему-то ничего не фотографировали (м.б., нельзя, хотя вроде бы нигде об этом не написано). Я же среди них был белой непонимающей вороной и, пользуясь своим положением "понаехавшего", все же иногда прикладывался к фотоаппарату.
Внутренний двор палаццо:
004-аркады двора.jpg

005-аркады двора.jpg

006-аркады двора.jpg

Как видите, готика здесь действительно своеобразная. Вот вам еще окошко и портал:
007-готическое окно.jpg

014-готический портал.jpg

Главный предмет гордости - это Большой зал, деревянные балки перекрытий которого были расписаны в 1377-1380 годах при графе Манфреди III Кьярамонти. Известны имена трех мастеров: Чекко ди Наро, Симоне да Корлеоне (Корлеоне, если кто вдруг не знает, это просто город в горах к югу от Палермо) и Дарену ди Палермо. В общих чертах гид сообщил, что темами для росписи послужили сюжеты из Ветхого завета, рыцарских романов, местных легенд и эпизоды из семейной хроники Кьярамонте. По-хорошему, в зале нужно провести часок с путеводителем, пытаясь все разглядеть и идентифицировать. Но никто этого часа не дает, а путеводителя еще не существует, так что я просто сделал несколько кадров для общего понимания.
008-росписи потолка XIV века.jpg

009-росписи потолка XIV века.jpg

010-росписи потолка XIV века.jpg

011-росписи потолка XIV века.jpg

012-росписи потолка XIV века.jpg

013-росписи потолка XIV века.jpg
Конечно, обидно, что ничего толком не понять, но с прославленным потолком Палатинской капеллы ситуация еще хуже: там еще ничего и не видно))) Впереди у палермитанских музейщиков непаханное поле работы.

Мы же с вами переходим в скромное зданьице во дворе, где на первом этаже показывают камеры узников Инквизиции. Святая инквизиция работала в палаццо Стери в XVII-XVIII веках, потом здесь все заново отремонтировали и приспособили под иные нужды. Но в начале XX века местный исследователь Джузеппе Питре обнаружил на стенах бывших камер многочисленные граффити узников. Я, признаться, очень многого ожидал от этих граффити, но, как оказалось, узники инквизиции страдали тем же недугом, что и их тюремщики. Те и другие были больны ПГМом в неоперабельной стадии, и в основном граффити - это живопись на религиозные темы.
015-граффити узников Инквизиции.jpg

016-граффити узников Инквизиции.jpg

017-граффити узников Инквизиции.jpg

018-граффити узников Инквизиции.jpg

019-граффити узников Инквизиции.jpg
Интересное лубочное Благовещение: Отец, из уст которого выходят слова "И Слово стало плотью", и вылетает голубок Св. Духа; чуть ниже - архангел Гавриил

020-граффити узников Инквизиции.jpg

021-граффити узников Инквизиции.jpg
Сошествие во ад (хотя фигура Христа не сохранилась: возглавляет процессию исходящих праведников Иоанн Креститель, имена всех остальных легко прочитываются.

022-граффити узников Инквизиции.jpg

023-граффити узников Инквизиции.jpg
Символ веры на нескольких языках

024-граффити узников Инквизиции.jpg

025-граффити узников Инквизиции.jpg

027-граффити узников Инквизиции.jpg

028-граффити узников Инквизиции.jpg

029-граффити узников Инквизиции.jpg
Святые Себастиан, Петр и Павел

030-граффити узников Инквизиции.jpg
Святой Рох (?)

026-граффити узников Инквизиции.jpg
Еще одно Сошествие во ад, а чуть выше св. Иосиф с отроком Иисусом

031-граффити узников Инквизиции.jpg
Даже и не знаю, что это

032-граффити узников Инквизиции.jpg

033-граффити узников Инквизиции.jpg

034-граффити узников Инквизиции.jpg

035-граффити узников Инквизиции.jpg

Наверно, стОило бы послушать английскую экскурсию; может быть, там бы и объяснили некоторые сюжеты. Но в целом, картина, думаю, ясна.

Этот рассказ я поместил в своем ЖЖ, исключительно повинуясь правилу прощать обидчиков. В музейной кассе меня спросили, не являюсь ли я архитектором или журналистом, поскольку таковым здесь полагается льготный входной билет. Я всю жизнь проработал в строительной фирме, а уж насколько хобби блогера превосходит работу схоже с работой журналиста, не мне вам объяснять))) И посему я твердо ответил: да, архитектор и журналист. И эти недочеловеки музейщики осмелились попросить у меня ...удостоверение. Даже интересно, если бы я случайно захватил с собой на Сицилию пропуск на работу, прокатило бы это или нет))) Пришлось мне, униженному и оскорбленному в лучших чувствах, оплачивать полный билет. Сами понимаете, что больше я сюда не пойду, ибо не стОит обижать автора, пишущего о Сицилии. Вы же, дорогие читатели, а особенно архитекторы и журналисты, сходите все же на английскую экскурсию - вдруг там что-нибудь интересное расскажут)))

http://sibeaster.livejournal.com/211961.html

Наверх страницы

Отели в Италии