Booking.com

Палермо. Палатинская капелла - часть 1. Введение, мозаики купола и главной апсиды

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Палатинская капелла - это одна из (наряду с собором Монреале и Мартораной) ключевых арабо-норманнских церквей Палермо (Монреале - это отдельный город, но очень близко расположенный, так что да простят меня въедливые читатели), ныне включенных в охранный список ЮНЕСКО. Тем не менее, автор этого блога в течение 8 лет уклонялся от священной обязанности поведать миру о капелле. Дело в том, что мозаики и потолок капеллы по ряду причин очень трудно фотографируются, а самые интересные их фрагменты вообще посетителям не показывают. Нет фотоматериала - нет и рассказа, - злорадно подумал я и счел свою священную обязанность исполненной. Но ведь в руках автора есть не только фотоаппарат, но и две хорошо иллюстрированные книги о Палатинской капелле (немало, между прочим, стоившие). И вот терзаемый муками совести автор взял эти драгоценные книги в контору, отсканировал все имеющиеся иллюстрации и теперь готов рассказать читателям о нашей палермской гордости.

Итак, начнем сначала. Палатинская (т.е. дворцовая) капелла - это частная церковь сицилийских королей, находящаяся в Палаццо Реале - королевском дворце Палермо. Во дворце с 1947 года заседает региональный парламент острова (Сицилия, если кто не знает, обладает значительной автономией в составе Италии), так что доступ в капеллу связан с унизительной проверкой личности и содержимого сумочек. Зато в определенные дни, когда парламент не заседает, можно, кроме капеллы, посетить еще и парадные залы дворца (билет в эти дни дороже). Не могу сказать, что дворцовые залы прямо сногсшибательно интересны (то, что показывают, относится к XVIII-XIX столетиям), за единственным исключением - т.н. зала Рожера II с мозаиками XII века на светские темы. Но, поскольку дворец - правительственное здание, ничего, и даже зал Рожера II, фотографировать нельзя.

К капелле запрет на фотографирование не относится.

Но Палатинская капелла является еще и действующей приходской церковью. Помимо неизбежных перерывов на мессы (расписание их доступно, так что этот факт не должен оказаться нежданным) внезапно случаются перерывы на свадьбы vip-персон, о чем извещают обычно за день до события. Если вы случайно пришли к блок-посту и кассе во время богослужения, ничего страшного: подождите часок, и все наладится)))

Но неприятности связаны не с временем совершения месс...Увы, примерно половина площади капеллы недоступна для посещения. Во-первых, намертво выгорожен почти весь главный неф - там стоят стулья для молящихся, причем стоит эта мебель, даже когда никаких молящихся нет и в помине. Во-вторых, для посетителей наглухо закрыт пресвитерий, а именно там находятся старейшие и самые красивые византийские мозаики XII века. В результате мозаики правого трансепта приходится смотреть издалека и под очень неудобным углом, а купол практически не виден вообще (раньше было чуть лучше: "зеленая зона" простиралась вплоть до ограждения пресвитерия, и примерно половина купола была видна; сейчас "зеленую зону" сдвинули на пару шагов от ограждения вглубь нефа, и о наличии купола, боюсь, многие посетители и не догадываются).

Ну и еще одна неустранимая трудность: капелла маленькая, вся сияет золотом, и многочисленные софиты мешают нормально снимать.

Весь это плач Ярославны я вам выдал, чтобы набить себе цену, ну и оправдать пиратское использование сканов из книжек))) Так что с фанатами копирайта мы расстаемся недели на две, ну а все остальные - добро пожаловать в прекрасную Палатинскую капеллу!

Палатинская капелла была основана первым сицилийским королем Рожером II в 1130 году, это была его благодарность Богу за дарованный королевский титул. Капелла была освящена 28 апреля 1140 года (в тот год это было Пальмовое воскресение). Короткий срок строительства (10 лет) не должны смущать читателей: на самом деле, работы в капелле растянулись вплоть до XIX века. На сегодня хронология работ над местными мозаиками предствляется такой:

- 1130 - 1154 годы. Мозаики купола, трансептов (сохранились лишь в правом, мозаики левого относятся к XIX веку) и апсид выполнены при Рожере II приглашенными византийскими мастерами.
- 1154 - 1166 годы. При Вильгельме I Злом местные мастера исполнили мозаики главного нефа (книга Бытия)
- 1166 - 1189 годы. При Вильгельме II Добром опять-таки местные мастера украсили боковые нефы мозаиками на темы из жизни апостолов Петра и Павла.
Несомненно в норманнский период (т.е. между 1130 и 1189) арабские мастера из Египта или Магриба выполнили мукарнический потолок капеллы.

Если по предыдущему абзацу большинство специалистов (среди них "асы" - Демус и Китцингер) солидарны, то дальше начинаются сомнения и вопросы. Спорным является время исполнения мозаик западной стены: называют и 1160-1170 годы (т.е. еще при норманнах), и XIII век (т.е. при императоре Фридрихе II или его сыне Манфреде), и XIV столетие (т.е. вообще при арагонцах; я очень слабо в это верю, но спецам виднее). Далее мозаики капеллы неоднократно реставрировались. На стенах есть надписи, относящие рестврационные работы к правлению Иоанна Сицилийского (т.е. Хуана II Арагонского, 1458-1479) и Филиппа V (1700-1714, потом остров перешел сначала к савойцам, а затем к австрийцам). Далее часть мозаик северной стены главного нефа были уничтожены при устройстве королевского "балкона", а затем заново переложены, но уже с очевидной потерей качества и замысла; это варварство, скорее всего, произошло во время кратковременной пребывания на острове Фердинанда III (1799-1802, 1806-1814), сбежавшего сюда от французов.

Еще хуже дело обстоит с арабским потолком. Он неоднократно протекал, а последующие реставраторы, с недоумением взирающие на чуждые христианскому искусству арабские мотивы, перекрашивали танцовщиц и надимов (официальных собутыльников короля на пирах) в святых и ангелов.

Ну и нельзя забывать о периодически случающихся на Сицилии землетрясениях. В мой первый приезд в Палермо в 2007 году гиды меня отговорили от похода в капеллу - все было в лесах, в 2009 году все мозаики были отрестварированы. Сколько раз такое случалось в прошлом, страшно и подумать.

Надеюсь, вы поняли, насколько сложный и тонкий памятник искусства мы с вами посещаем.

Коли о куполе зашла речь, с него и начнем. Напомню, что из четырех арабо-норманнских церквей с мозаиками купол есть только в двух: в Палатинской капелле и Марторане. Мозаики этих двух куполов были выполнены в царствование Рожера II, возможно, даже одной и той же группой мастеров. В Марторане мастера явно промахнулись, вписывая шаблонных ангелов в маленький куполок, и получилось неважно (Отто Демус в сердцах обозвал марторанских архангелов "карликами и уродцами"). В Палатинской капелле мастера учли свои ошибки и выдали шедевр.
059-купол
Перед нами традиционная схема: Христос Вседержитель, благословляющий десницей и держащий в шуйнице Евангелие, окруженный ангелами. В Палатинской капелле ангелов восемь (бывает по-разному): четыре названных по именам архангела (Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил) и четыре безымянных "обычных" ангела. Мозаика сияет золотом и подсвечена восемью окнами, так что сияет она даже при выключенном освещении.

060-Христос в куполе
Вокруг идет греческая надпись: "Так говорит Господь Вседержитель: небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих" (Ис. 66:1)

Архангелы в книжке показаны мелко:
061-архангелы Уриил и Гавриил
Уриил и Гавриил

062-архангелы Михаил и Рафаил
Михаил и Рафаил

Опять-таки обычные для византийской мозаики одеяния архангелов, подражающие одеждам императорских царедворцев. Моя книжка, кстати, напомнила, что имя Уриил - единственное, не встречающееся в Писании (Михаил и Гавриил названы в Дан., Михаил - еще и в Откр., ну а красавчик Гавриил дважды появляется в Лк.1; Рафаил - герой второканонической книги Тов.). Оказывается, Уриил именуется лишь в апокрифической книге Еноха; считалось также, что именно с Уриилом боролся Иаков (Быт. 32). В западном христианстве Уриил появился благодаря папе Григорию Великому (590-604), а спустя полтора века папа Захария (741-752, он, кстати, узаконил переход франкской короны от ленивых Меровингов к Пипину Короткому) запретил почитание этого архангела, как не названного в Писании. Появление Уриила в Палатинской капелле свидетельствует, насколько свободны были приглашенные византийские мастера в выборе сюжета.

Переход купола к восьмигранному барабану осуществлен с помощью тромпов. В тромпах показаны восемь ветхозаветных пророков (отдельных картинок нет, но они будут мелькать в следующих снимках): Иезекииль, Иеремия, Иона, Даниил, Моисей, Илия, Елисей и Исайя. Следующий ряд - это чередующиеся четыре истинных ниши с евангелистами и четыре ложных с четырьмя пророками. В книжке их изображения приведены один под другим, но имейте в виду: на самом деле они образуют горизонтальный ряд.
063-Давид и Иоанн Богослов
Давид и Иоанн Богослов (нишу Иоанна опоясывает цитата из Ин.1:1)

064-Иоанн Креститель и Лука
Иоанн Креститель и Лука (надпись - цитата из Лк. 1:1 и Лк. 1:5)

065-Соломон и Марк
Соломон и Марк (вокруг Марка надпись из Мк. 1:1-2а)

066-Захария и Матфей
Захария и Матфей (вокруг него - цитата из Мф. 1:1). Любопытно, что мозаичисты спутали пророка Захарию, автора одноименной книги, и Захарию, отца Иоанн Крестителя, а посему мозаичный Захария изображен с кадилом.

Несомненно, и ветхозаветные пророки имеют в руках формуляры с цитатами, но сам я в греческом э-э-э не силен, а авторы моей книжки перевести цитаты забыли...

Напомню, что ныне туристы купола практически не видят из-за нелепых ограждений, перекрывающих доступ в пресвитерий, так что в данном рассказе узнают нечто новое для себя даже те читатели, что в капелле побывали.

Теперь спустимся с купола вниз - в пресвитерий. Подкупольное пространство ограничено четырьмя арками, из которых туристы видят лишь одну, обращенную "лицом" на запад - к зрителям. Но какую - с Благовещением! Норвич находится в экстазе от этого очень живого динамичного Благовещения.
056-Благовещение
Мозаика эта выполнена теми же византийскими мастерами, а уже позже местные мастера добавили своеобразный комментарий на латыни: "Свет, Жизнь и Путь наполнили Тебя, о Дева Мария. Благословенна Ты, поверившая слову (архангела) и не допустившая гордыню в сердце Твое"

Возможно, экстаз Норвича усилился бы, если б он увидел вторую арку, обращенную на восток, а потому видную только клирикам.
057-Сретение
Здесь мы. видим не менее динамичное Сретение. За спиной Марии можно увидать еще и Иосифа с голубями, а за спиной Симеона поместилась пророчина Анна, дочь Фануилова (на снимке видна только ее рука)
Напомню, что такую же комбинацию из Благовещения и Сретения можно увидать в Марторане (только там в средокрестие пускают, а потому зрителям там видны обе арки)

Ну а теперь пресвитерий целиком, таким его видят посетители:
053-пресвитерий

Главная апсида:
054-главная апсида

055-главная апсида

Здесь смешались подлинные мозаики XII столетия и маленькие подделки века XVIIго. Изображения Престола уготованного и двух архангелов на внутренней поверхности арки видите? Это - XII век, переложенный в XVIIом. А вот Христос Пантократор в конхе апсиды, хоть и тоже подвергался реставрации, сохранился, похоже, в виде, близком к оригинальному.
058-Христос в конхе главной апсиды
Это - развертка, как понимаете.

А вот ярусом ниже можно увидать, что получается, когда неумехи XVII столетия вторгаются в работу своих предшественников. Изначально в центре апсиды было окно, а по обе его стороны были изображены Мария Магдалина и апостол Петр (слева от зрителя), Иоанн Креститель и апостол Иаков Зеведеев (справа). Но в XVII веке Королевский дворец был расширен, теперь с востока капелла была закрыта новым крылом здания, и окно в апсиде заложили. Чтобы зря место не пропадало, на место окна втиснули сидящую на стульчике Богородицу, которая своим томным видом и вычурной позой резко контрастирует со своими византийскими соседями.

Первый рассказ о Палатинской капелле получился длинным, так как пришлось прояснять некоторые "общие места"; далее посты будут покомпактнее.

https://sibeaster.livejournal.com/299021.html

Наверх страницы

Отели в Италии