О существовании музея в оратории Бьянки (Белых) автор давно знал: на входе в палаццо Абателлис висит объявление с адресом, схемой прохода и режимом работы. Да все как-то не складывалось...Дело в том, что ораторий Бьянки открыт только по будням до обеда, а попасть до обеда ну никак не получалось...В этот раз я все же сделал над собой усилие.
Как оказалось, я 100500 раз ходил мимо оратория. Если идти сюда от палаццо Абателлис по схеме, то упираешься в фасад сооружения, которое я всегда считал закрытой церковью.
И в этот раз, хотя я шел за час до официального закрытия, двери были на запоре. Обманули, - догадался Штирлиц и решил обогнуть здание слева.
В последнюю войну Палермо сильно бомбили, поэтому в историческом центре попадаются обширные пустыри, которые в последние годы победившая мафию городская власть пытается благоустроить. Но речь не о мафии сейчас. Вот вы можете предположить, что набор разноликих домов на фотографии - это на самом деле много лиц одного-единственного здания? Нет? И напрасно.
Да, фасад с первой фотографии находится на фотографии второй "справа за углом". А сейчас я показываю фасад, что на второй фотографии слева. Как оказалось, это и есть нынешний вход в ораторий Бьянки.
Если уж говорить предельно корректно, зданий тут два: то, которое начинается с портика на фото № 3, - это много раз перестроенная историческая церковь Санта-Мария-делла-Виттория. А сзади к ней пристроен собственно ораторий Бьянки, имеющий и собственный фасад (фото № 1). Сейчас церковь и ораторий секуляризованы, и в них размещен интересный бесплатный (sic!) музей, унаследовавший имя от оратория. Музей имеет сложную структуру. Сначала входишь в бывшую церковь, от интерьера которой ничего не сохранилось; сюда перенесены работы Джакомо Серпотта из двух капелл снесенной церкви снесенного же монастыря Стиммате-ди-Сан-Франческо (на месте монастыря построили Театро Массимо). Затем по парадной лестнице оратория попадаешь в сам ораторий (интерьеры лестницы и оратория целехоньки), а в оратории поместилась вторая часть музея - резные деревянные работы из двух церквей иезуитского колледжа. Ну а на сладкое предлагается осмотреть салон оратория: члены братства Белых в оратории молились, а в салоне отдыхали.
Чтобы читатели окончательно не запутались, покажу сначала музейные экспонаты (из двух частей), а собственно ораторий с лестницей и салоном вынесу в отдельный рассказ. Итак, при сарацинах на месте церкви были городские ворота в крепостных стенах. 6 января 1072 года через эти ворота в Палермо ворвались воины Роберта Гвискара и Рожера I. В память этого события на месте была устроена часовня в честь Богородицы Победоносной. а фреска с изображением Мадонны получила славу чудотворной. С течением времени часовня пришла в упадок, и в 1477 году доминиканец Микеле Майали получил от арагонского (и сицилийского) короля Хуана II построить на месте часовни церковь, в которую должны были перенести кусок стены с чудотворной фреской. Церковь была построена в 1489 году по проекту некоего "магистра Маттеуса" (вероятно, Маттео Карналивари), но уже в 1572 году ее пришлось расширять - таков был доход от простаков поток паломников к Мадонне. В 1710 году церковь перестроили в последний раз по проекту иезуита Филиппо Джудиче - отныне это была однонефная церковь с боковыми капеллами. Ну а с задней стороны к церкви в 1542 году был пристроен ораторий Белых, но это уже другая история.
Итак, в бывшей церкви Богородицы Побед можно увидеть те самые городские врата, через которые в город вступили норманны.
Ну а далее получив бесплатный билет и 4-страничную распечатку, идешь изучать работы Джакомо Серпотта из разрушенной монастырской церкви Стигматов св. Франциска (1703-1704). По Серпотта у меня заведен тэг (все скажем спасибо kuba: она научила меня ценить этого мастера), так что все приглашаются освежить в памяти другие его работы. Ну а тем, кто ленится освежать память (Полезное дело, между прочим! Я после смерти отца и собственной операции чувствую, что какие-то пиксели в моем мозгу перегорели - многое стал забывать), сообщаю, что работы Серпотта - это не мрамор, как может показаться непосвященному, а лепнина!
Бог Отец на самом деле венчает большую сложную композицию, которая исторически должна была стоять, но ее на новом месте положили на пол - ее никак не сфотографировать.
Аллегория Милосердия
Святая Розалия
Аллегория Чистоты
Аллегория Победы
Ну а далее мы поднимаемся наверх по парадной лестнице, заходим в ораторий (все это будет в следующем рассказе), и там глядим на резные панели работы Марабитти и Безанья из бывшей иезуитской церкви Санта-Мария-делла-Гротте. Честной отец ursusanglicanus, половина панелей убрана под стекло, и из-за бликов сфотографировать их не удалось, а меж тем там были сцены из страстей Христовых - увы, мне грешному! Зато вторая половина была без стекла, и я их специально для вас отснял!
Ноев ковчег
Крещение
Переход через Красное море
Моисей высекает воду из скалы
Тайная вечеря
Падает, падает, падает манна...
Царь Давид переносит ковчег Завета
Сюжет не опознал, но судя по последующей сцене это м.б. чем-то из истории гостеприимства Авраама
Тут уж точно гостеприимство Авраама
Собственно ораторий будет в следующий раз.+https://sibeaster.livejournal.com/338722.html