Booking.com

Падуя (Cappella degli Scrovegni)

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Вряд ли среди посещающих Падую туристов есть те, кто не знает или сознательно игнорирует капеллу Скровеньи (сайтwiki). Это самое известное религиозное здание, целиком покрытое росписями изнутри, и фрагменты этих росписей известны любому мало-мальски знакомому с итальянским искусством человеку. Они сфотографированы миллионами фотоаппаратов, приведены на тысячах репродукций. Есть даже специальные сайты, где можно рассмотреть каждый отдельный сюжет (например, вот). Так зачем делать еще один пост? Честно скажу: чтобы привлечь ваше внимание к деталям, которые на общих планах могут ускользнуть, а заодно поделиться некоторыми мыслями (надеюсь, вы меня простите).
Но сперва минутка истории. Энрико Скровеньи был одним из богатейших (если не самым богатым) банкиром Падуи. Состояние свое он унаследовал от отца, Ринальдо (или Реджинальдо), которого Данте упоминает в своей "Божественной комедии": "Один, чей белый кошелек являл / Свинью, чреватую и голубую" (Ад, 17:64-65). В Ад Ринальдо попал не случайно, а за грех ростовщичества вместе с другими своими коллегами-банкирами.
Занятно, что дочь Ринальдо, Пьетра, через 600 лет стала музой другого Данте - Данте Габриэля Россетти. Ошибочно решив, что героиней стихотворения "На склоне дня в великом круге тени" (Сонеты, CI), которое он перевел на английский, была именно Пьетра (petra - каменная, отсюда русское название "Стихи о каменной даме"), Россетти задумал картину "Мадонна Пьетра", для которой сделал эскиз пастелью. Замысел был доведен до логического завершения уже его натурщицей, художницей-прерафаэлиткой Марией Спартали Стиллман - картина так и называется: "Мадонна Пьетра Скровеньи" (в хрустальном шаре, символизирующем сердце героини, отражаются Данте и аллегория любви).
Но нас больше интересует другой ребенок Ринальдо Скровеньи - сын Энрико. Унаследовав бизнес отца, он выкупил землю на окраине города, в районе бывшей римской арены, перестроил находившийся там дворец и надумал жениться второй раз (первая жена, сестра тогдашнего правителя города Убертино да Каррары, умерла вскоре после свадьбы), причем не на ком-нибудь, а на Якобине д'Эсте (из тех самых феррарско-мантуанских д'Эсте) - правителей одного города оказалось мало. Только вот родословная подкачала: папашу-то на всю Италию ославили, да и самого рыльце в пушку. И тогда Энрико решил сделать хитрый ход конем: он попросил отпущения у папы Бенедикта XI (и по случаю юбилейного года его получил), а чтобы замолить грех отца, вступил в орден Пресвятой Девы Марии (Frati della Beata Gloriosa Vergine Maria), в обязанности которого, среди прочего, входило искупление грехов ростовщиков, и приказал пристроить к дворцу личную капеллу, которую посвятил Деве Марии, сложным образом передав ее ордену. Вся процедура в аллегорической форме изображена в нижней части "Страшного суда": справа, в Аду, повесившийся Иуда, считающийся первым ростовщиком, а слева, симметрично ему, Энрико Скровеньи в лиловых одеждах кающегося протягивает Деве Марии, Св. Иоанну и Св. Екатерине модель капеллы, которую поддерживает монах ордена.
Впрочем, дальнейшую жизнь Энрико трудно назвать праведной: через 10 лет после строительства капеллы, в 1318 г., по его предложению и при активном содействии Падуя заключила мир с правителем Вероны Кангранде делла Скала (по прозвищу Большой Пес, не перепутайте с Бешеным Псом - его внучатым племянником Кангранде II). Ради этого мира пришлось собрать гигантский выкуп, причем, как и в Англии ради выкупа за Ричарда Львиное Сердце, для этого подняли налоги. Но в 1320-м Кангранде снова выступил против Падуи, и Энрико Скровеньи пришлось бежать в Венецию. Он смог вернуться только через 8 лет, когда веронцы Падую взяли (собственность, отобранная в казну, была ему тут же возвращена). Но вскоре Марсилио да Каррара (женатым, между прочим, на племяннице Энрико) отвоевал город, и наш герой был вынужден снова бежать, на это раз без гроша в кармане, все в ту же Венецию, где и умер. Печальный конец печальной истории.
Вернемся к капелле. Электронные билеты необходимо обменять в кассе музея. Сеансы - раз в 15 минут, из которых около 5 - уравнивание кондиций внутри и снаружи специального шлюза, поддерживающего постоянную температуру и давление внутри Капеллы, чтобы не повредить фрески (в это время показывают полезное кино про то, что и как смотреть). Нам повезло - мы вошли вместе с группой школьников (вообще, в этот раз было очень много групп школьников), поэтому они стояли своей кучкой вокруг экскурсовода, мы - своей "броуновской" кучкой, мигрируя туда-сюда и фотографируя то, что хотелось. Практически идеальные условия.



Но, знаете, Джотто я вам покажу чуть позже. А начну с другого гиганта Треченто - Джованни Пизано: алтарный образ Мадонны с двумя ангелами. На заднем плане - могила Энрико Скровеньи. 



(Сцена в купе: пока студенты предлагают молодой женщине с ребенком выпить, старичок на верхней полке уже похрапывает.) 



Боковой алтарный образ (кто-то из учеников Джотто).



Одна из первый в истории "обманок" - перспективная композиция, как будто продолжающая помещение за аркой окна.



Мадонна, венчающая свод.



Давайте попробуем поразглядывать Джотто. И начнем снизу - с цепочки противостоящих друг другу "добродетелей" и "пороков". Они изображены в монохромной гамме, имитирующей пыльный мрамор - сколько таких композиций мы видели в более позднее время (хотя бы в том же самом палаццо Те)?
"Глупость". Казалось бы, все очевидно: шутовская корона, толстое пузо, бубенчики на поясе - типичный придворный "дурак". Но, оказывается, все не так просто: юбка с волнообразным подолом (символический килт) и дубина, оружие древнее и примитивное, выдают, что перед нами дикарь, иначе говоря "язычник", "идолопоклонник". А именно глупцами называл язычников Св. Павел.



"Гнев". Женщина по имени Ира, вон же написано в припадке ярости раздирает на себе одежду. Тот же жест повторяет первосвященник в сцене "Христос перед Каиафой".



Удивительно, но "Справедливость" и "Несправедливость" сопровождаются другими, более мелкими фигурами, представляющими как бы прообраз "Плодов доброго и дурного правления" в Сиене.
"Несправедливость" сидит на развалинах замка, в одной руке держа превратившийся в дерево меч, в другой багор, символ стяжательства.



У ног ее (его?) растет дремучий лес, пристанище разбойников. Они грабят и убивают путников, насилуют и пытают женщин.



"Справедливость" в характерной позе "Маэста"...



...напротив, держит в руках ангелов, один из которых карает преступников, а другой вознаграждает праведников.



У ног ее люди радуются, танцуют, ездят в гости, а с оружием только охотятся.



В орнамент на стене вплетены квадрифолии с портретами пророков и евангелистов.





Как написано в любом путеводителе, фрески капеллы представляют собой три основных цикла: Иоакима (отца Марии), самой Марии и Иисуса. 



Первые два, идущие верхним (а не нижним, как обычно, ярусом, т.е. повествование читается ярусами сверху вниз) заканчиваются, естественно, "Благовещением", традиционно представленным на триумфальной арке. Вообще, мало кто вспоминает, что изначально капелла и была названа "Благовещенской" (dell'Annunciata), так что здесь у нас титульный сюжет. Так, да не так: Бог-отец, обычно помещаемый в левый верхний угол, откуда он шлет благодатные лучи и Духа Святого, здесь предстает во всей своей славе (взгляните на центральную часть - помните доску из музея?). Он делает призывает архангела Гавриила и направляет его к Марии.







Когда Мария навещает Елизавету, та смотрит ей в глаза, уже заранее все понимая.



А после с таким же потерянным, как у Марии, выражением лица предстает перед Каиафой Иисус.



И уже Мария смотрит на него с сочувствием и болью, провожая на Голгофу.



Здесь все имеет свою пару: первый в истории живописи поцелуй, поцелуй любви между двумя отчаявшимися людьми...





...который через предательство Иуды (видите беса у него за левым плечом?)...



...приводит ко второму поцелую, вовсе не любовному.



Избиение младенцев... 



...продолжается осмеянием Христа.





Воскрешение Лазаря... 

 

...через Распятие и Оплакивание...



приходит к Воскресению, а затем и Вознесению.





А после Страшный суд...



...и Христос, Верховный судия, не знает пощады.



Гробы открываются, праведники стройными рядами направляются в Рай.



А в Ад попадают грешники - все, невзирая на чины и регалии...



...монахи и епископы...



...купцы и короли...



...мужчины и женщины...



И далеко не всем там удается порассуждать о вечном.





Так что пользуйтесь всем временем, что у вас есть, - пусть даже 10 минутами, отпущенными строгими музейными служителями. Рассматривайте Джотто не вскользь, а по два, по три, по восемь раз - уверен, вы найдете новое даже в хорошо знакомых сюжетах. И да пребудет с вами ангельская сила.



продолжение следует

https://j-j-j.livejournal.com/364839.html

Наверх страницы

Отели в Италии