Зная дорогу, этот город можно пройти пешком всего за час, но заблудиться в его улочках и каналах — лучшее, что может с вами произойти. В этом, да и не только, очарование безмятежной Венеции.
«Венеция, — писал Пётр Андреевич Толстой, — место великое и предивное... Дома все каменные, богатые, стройные, каких мало встречается на свете. В Венеции по всем улицам и по переулкам морская вода, и ездят во все дома на судах…»
Исторический центр итальянского города занимает 118 островов, разделённых 150 каналами и протоками. Местных жителей тут немного, в основном туристы и студенты, а коренное население постепенно перебирается в материковый пригород Венеции — Местрэ, где течёт размеренная жизнь итальянского городка.
Гранд-канал
Главная артерия Венеции — Гранд-канал, который перевёрнутой буквой S разрезает город на две части. Его протяженность 3,8 км, ширина от 30 до 70 метров. По привычке туристы пытаются ориентироваться в городе по этому каналу, но вскоре оказывается, что усилия тщетны: в Венеции практически отсутствуют набережные в нашем понимании — они постоянно обрываются, увиливают вглубь домов и, уже через несколько минут вы можете оказаться у другого протока. Тем не менее стоит хотя бы раз заблудиться в городе, чтобы проникнуться его атмосферой. В любом случае, блуждая по лабиринтам каналов, мостов и пешеходных дорог, вы рано или поздно всё равно окажетесь у какой-нибудь знакомой церкви, дворца или на знаменитой площади.
История величия
Своему рождению город обязан нашествию варваров. Спасаясь от их набегов, люди пришли на архипелаг и стали осваивать болотистые места: учиться жить на воде, строить дома на сваях, объединять острова.
По легенде, город возник в 421 году 25 марта в день Благовещения девы Марии и быстро развивался: пока варвары грабили материк, венецианцы создавали государство. Уже к VI веку у них был самый могучий флот на Адриатике и торговые привилегии, которые к XI веку привели город к торговой монополии. Через Венецию на материк шли специи, которые ценились на вес золота, пряности, шёлк, драгоценные камни, а с материка отправлялись мягкая шерсть, вино, пушнина и другие изделия. Бурное развитие торговли и мореплавания привело к расцвету города: появились первые банки, мощеные улицы, масляное освещение.
Практически всю свою историю Венеция сохраняла независимость, а управляли ею избираемые дожи, функции которых всё больше походили на обычный церемониал. Власть же оставалась в руках горожан. Средневековые войны сильно подорвали могущество Венеции, и в 1797 году она не устояла под натиском наполеоновских войск. Так закончилась 1376-летняя история независимости острова.
Русские представители, православные священники, впервые побывали в Венеции в XV веке, но долгое время отношения Москвоского княжества и итальянского центра торговли носили деловой характер. Просвещённая аристократия открыла для себя этот дивный город лишь четыре столетия спустя, познакомившись с трудами Дж. Байрона. Архипелаг посетили Тютчев Ф. И., Вяземский П., Чайковский П. И., Баратынский Е. и другие видные деятели России, а следом и прочие путешественники, оказавшись в Италии, считали непременным побывать в Венеции.
Венецианская загадка
Дворец дожей
Венеция — это музей под открытым небом. Почти все дома — памятники архитектуры, поэтому рассказывать о них можно долго. Конечно, нужно увидеть многое: и мосты Вздохов и Риальто, и Дворец дожей, и церковь Санта Мария делла Салюте, и несравненный собор Св. Марка. Обязательно стоит посетить остров Мурано — родину муранского стекла, а также посмотреть Часовую башню XV века. Лишь раз в год, в день празднования Вознесения и на протяжении всей торжественной недели, часы башни оживают: при каждом ударе часов боковые дверцы открываются и из них выходят ангелы, следом волхвы, которые кланяются Деве Марии, помещённой в полукруглой нише.
Мост Вздохов
Не отказывайте себе в удовольствии нанять хотя бы раз гида. Он поведает вам легенды, покажет знаменитые достопримечательности, расскажет о венецианском карнавале, известной куртизанке Веронике Франко и другие захватывающие истории.
И, конечно, нужно погулять по городу на заходе солнца. Русский поэт Пётр Петров так описывал эти минуты: «Никогда Венеция не бывает так хороша, как на закате… Тогда она утекает в ласковом сиянии… В воздухе фантастическое смешение красок — горят вызолоченные края облаков, бродит розовый дым... Все оттенки, все переливы радуги встретились в этом небе... »
Фотографии:
Maria Rosaria Sannino
timsackton
barnyz
mau_ry
rbhamjee