Ещё одна известная флорентийская церковь, которой я все предыдущие поездки почему-то пренебрегал. Ну стоит на улице Торнабуони прямоугольная коробка со статуями, открытая для туристов каждый день без обеда, ну и что такого? Во Флоренции так много церквей с причудливым временем для туристического посещения, бесплатных музеев с еще более сложным расписанием, а также платных музеев, в которые нужно бронировать билеты за пару месяцев вперед. И как с ними может равняться Орсанмикеле, - думал я и упорно ходил мимо.
А между тем Орсанмикеле - церковь с удивительной историей и не менее удивительным перечнем авторов. Некогда здесь была крытая лоджия, в которой торговали зерном; а построена та лоджия была на месте фруктового сада монастыря Сан-Микеле (от сада и пошло название: Orto Sam Michele). Времена были благочестивые, в каждом общественном месте, даже на зерновом рынке, была часовня, и вот от образа Богородицы, находившегося в рыночной часовне, были выявлены чудеса. Религия победила в итоге коммерцию, и в 1337 - 1350 годах лоджия превратилась в церковь. Впрочем, на втором этаже еще долгое время находилось городское зернохранилище, ныне превращенное в музей.
Славна же Орсанмикеле тем, что городские цеха, соревнуясь в святости, украсили церковный фасад статуями своих покровителей, а статуи эти изваяли лучшие мастера Кватроченто. Автор этого блога, как вы заметили наверно, немного помешан на феодальных монархиях, ну а о его религиозных пристрастиях просто кричит каждый его пост. И когда архитекторы, скульпторы и художники работают на светских или духовных князей, а также на монашеские ордена, тогда автору ситуация близка и понятна. Но вот когда все те же мастера исполняют заказы лавочников, вот тут мозг автора взрывается - уж очень непохожая получается картина на ту, что годами складывалась в его (автора) голове. Видать, судьба моя - в каждой поездке испытывать очередной взрыв мозга.
Итак, вот вам один из видов Орсанмикеле (по другому не снять: никакой площади перед церковью нет):
Виа Торнабуони в данном случае находится позади. Ох уж эти лавочники, они умудрились еще и повернуть "свою" церковь задом к главной улице)))
Ну а теперь пойдем от входа по часовой стрелке. Статуи, которые я буду вам показывать, - это, увы, копии; оригиналы для пущей сохранности унесены на второй этаж в музей, который, видимо, из вредности, открывают для туристов раз в неделю. Я остался без музея, не угадав правильный день, и поэтому смотрел сам и покажу вам уличные копии.
Апостол Матфей (автор - всего лишь! - прославленный Гиберти)
Георгий Победоносец (автор - опять-таки всего лишь! - Донателло)
Четверо увенчанных святых работы Нанни ди Банко (не слыхали? Я, признаться, тоже, но считается одним из корифеев Кватроченто). А вот если о Четырех святых не слыхали, то это плохо. Им в Риме посвящена базилика на холме Целий, каковую пропустить - в Риме не побывать. В русской Вики есть подробнейшая статья о той базилике, которую (шепотом) написал я, переведя от корки до корки купленный путеводитель. Самая известная честь компелкса базилики Санти-Куаттро-Коронати - это капелла Сан-Сильвестро с фресками XIII века (http://sibeaster.livejournal.com/18234.html и http://sibeaster.livejournal.com/40635.html)
Апостол Филипп (автор - тот же Нанни ди Банко)
Апостол Петр (авторство оспаривают, так пустяки, Брунеллески и Донателло)
Апостол Лука работы Джамболоньи (https://it.wikipedia.org/wiki/Giambologna ; там в статье внушительный перечень его скульптур, как во Флоренции, так и вне ее)
Уверование апостола Фомы (Вероккьо)
Иоанн Креститель (автор - Гиберти)
Иоанн Богослов резца Баччо да Монтелупо (неблагозвучно звучит, но уж такова была его малая родина; а с этим автором мы с вами вдруг встретимся в Болонье)
Мадонна с розой (и Младенцем, разумеется; приписывается Пьеро ди Джованни Тедеско)
Апостол Иаков Старший (тот, который Зеведеев; его же мощи в Сантьяго-де-Компостелла были объектом непрекращающегося паломничества в Средние века, да и позже). Приписывают Никколо ди Пьетро Ламберти
Апостол Марк (и снова Донателло!)
Святой Элигий работы Нанни ди Банко
Ну и, наконец.
Первомученик Стефан (опять Гиберти)
Вот все же насколько удивительный город - Флоренция. Здесь и только здесь воспринимаешь стоящие на улице статуи, изваянные известнейшими мастерами (ну ладно, пусть это и копии, не так уж и давно эту замену произвели), как совершенно нормальную и обыденную вещь.
Внутри Орсанмикеле, невзирая на все пронзительные "ш-ш-ш" смотрителей, царит шум и гам: далеко не во все флолренйтиские церкви можно зайти совершенно бесплатно, а посему ведомые гидами группы здесь следуют одна за другой. Хотя можно было бы здесь и помолчать, уж больно прекрасен резной табернакль Андреа Орканьи, устроенный для хранения того самого чудотворного образа Богородицы, с которого весь храм и начался. Фото - не мое, мой аппарат не переваривает ярко освещенный объект посреди темного пространства)))