В тот день, когда мы любовались самой красивой итальянской деревней по версии 2015 года, наш путь не закончился в долине мегалитов. Поскольку по провинциальным меркам дорога в Монтальбано была не близкой, то решено было сделать крюк и посмотреть еще один городок, включенный в список «I borghi più belli d’Italia».
Если ехать в Новару-ди-Сицилия целенаправленно, то трудностей не возникнет. Все-таки она расположена на одной из более-менее крупных дорог, жирно обозначенных по крайней мере на карте.
Но когда мы добирались туда из Монтальбано, пришлось изрядно поплутать.
Дороги в той местности, как я уже писала, совершенно безлюдные, но невероятно живописные. Пейзажи открываются захватывающие. Горы, с кое-где сохранившимися снежными шапками, зеленые долины,желтые заросли цветущего фенхеля и джинестры. И все это на фоне ярко-синего моря и неба, потянутого дымкой.
Автомобили здесь такая, по-видимому, редкость, что отара овец, которую мы повстречали по дороге, при виде нашего железного коня забилась в панике. Громко блеющие шерстяные шарики бросились врассыпную. Однако ввиду узости дороги рассыпаться было особо некуда.
Поэтому одна часть устроила спринтерский бег по ходу движения, другая – в противоположном направлении.В пропасть ни одна не сиганула. В некоторых, особо отчаявшихся особях, проснулись качества, присущие скорее кузенам – горным козлам. Надо было видеть, с какой прытью эти овечки заскакивали на отвесную скалу, ограничивающую дорогу, и как умудрялись сохранять равновесие, примостившись на каком-нибудь выступе у́же гимнастического бревна.
Как собирал разбежавшихся овец пастух и какие посылал в наш адрес теплые пожелания, боюсь представить.
Самый лучший панорамный вид на Новару открывался аккурат от зарешеченных ворот местного отделения карабинеров.
Под циканье мужа, делающего большие глаза и кивающего в сторону карабинерской резиденции, фотоаппарат был просунут сквозь решетку, и заветный кадр со знаменитыми двумя колокольнями был таки получен.
Деревня не зря включена в список самых красивых, хотя в ней и не сохранился древний замок, как в Монтальбано. От построенной в 9 веке сарацинской крепости остались только руины.
И сама застройка, дошедшая до сегодняшнего дня, по большей части относится к 17 веку, а не к глубокому средневековью.
Тем не менее, 17 век! Четыреста лет, возможно, меркнут на фоне древнеримских развалин, но эти дома были современниками Галилея и Бернини.
Кстати, было очень интересно сравнить два городка между собой. Новара не похожа на Монтальбано, хотя и в ней присутствуют так любимые мною лабиринты узких улиц, спуски и подъемы, игра света и теней, и царит атмосфера деревенского уюта и старины.
Монтальбано, возможно, чуть интереснее с точки зрения «что посмотреть и посетить», но по древности истории и настроению Новара ничуть не уступает.
Первые поселения здесь были еще в доисторические времена, а Плиний упоминал о Новаре в своих записях.
В 11 веке здесь властвовали лангобарды, оставившие наследие в виде дошедшего до наших дней галло-италийского диалекта. Мне не довелось, правда, узнать, как он звучит. Продавец мороженого общался с нами на чистом итальянском.
Посмотреть тут тоже, кстати, есть что. На маленькую деревню – несколько старинных церквей. Все они, правда, были закрыты. Сиеста.
Церковь Сан Николо
Дуомо и его колокольня
Стены и колокольня церкви Аннунциата
Пока я, задрав голову, наблюдала за воркующими голубями, примостившимися на колокольне церкви Аннунциата (Благовещения), один из них вспорхнул и сбросил с воздуха мне благую весть, которая обычно интерпретируется в народе как «к деньгам». Благая весть угодила на плечо. Ожидать, что оживятся другие голубиные собратья и добавят деньжат, я не стала. Мне хватит, у меня умеренные запросы.
В Новаре много пустующих зданий.
Видеть заброшенные дома немного грустно. Но даже они привносят своеобразные нюансы в общую картину настроения деревни. Чередование ухоженных разноцветных домиков и обветшалых стен покинутых жилищ создает какой-то особенный колорит. Здесь будто бы физически ощущается связь прошлого и настоящего.
Продается прошлое
Жизнь продолжается в Новаре.
Жители снуют по своим делам, сытые коты лениво прохаживаются по улицам. Сапожник, как и столетия назад, чинит башмаки.
Прощальный взгляд на Новару, и - здравствуй, Этна!