Booking.com

Неаполь. Палаццо Реале.

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

Как и обещал, сегодня покажу шедевры монументальной скульптуры, собранные вокруг Королевского дворца в Неаполе. После объединения Италии и окончательного изгнания Бурбонов из Неаполя перед новой властью встала маленькая проблемка: доказать населению свою легитимность и добиться народной поддержки. Конечно, на плебисците, организованном Гарибальди, подавляющее большинство населения высказалось за присоединение к Сардинскому королевству, но кому как не нам, бывшим свидетелями дивных декабрьских выборов 2011 и мартовских - 2012 года, не знать, как считаются голоса. Недовольные несомненно остались. Как-никак, до этого Неаполь был столицей отдельного большого государства, резиденцией королей, и вдруг в одночасье превратился в далекую провинцию. Чтобы смягчить боль утраты Неаполем былого королевского величия, Виктор Эммануил II пожаловал своему сыну Умберто, принцу Пьемонтскому, еще и титул принца Неаполитанского. Умберто и его жена Маргарита (она же одновременно его двоюродная сестра - королевский дом Италии оказался в ссоре со Святым престолом, и ни один уважающий себя католический монарх Европы не желал выдавать дочку за принца из отлученной папой династии) поселились в неаполитанском королевском дворце и здесь же родили своего единственного сына - будущего Виктора Эммануила III. А чтобы народ не сомневался, что с законностью у новой династии все в порядке, в 1888 году в нишах дворцового фасада, выходящего на пьяцца Плебишито, были установлены 8 статуй - по одной на каждую из правивших Неаполем династий, от норманнских Отвилей до Савойского дома. Вот их-то мы и посмотрим.
 


1. Рожер II (1095-1154), король Сицилии с 1130 года

Те, кто давно меня читают, несомненно помнят, как выглядел реальный Рожер. Его можно видеть на знаменитой мозаике в Марторане: http://sibeaster.livejournal.com/2415.html. Здесь же мы имеем дело с явной романтической идеализацией. Уж слишком строгим и воинственным выглядит этот любитель искусств и наук, но автор скульптуры хотел показать нам норманна, и у него это получилось.  Более того, Рожер был королем Сицилии и, если и бывал в Неаполе, то лишь проездом. А вот независимость Неаполитанского герцогства ликвидировал именно он.

Далее по логике должен был стоять основатель династии Гогенштауфенов в Южной Италии и зять Рожера Генрих VI (1165-1197). Но он оставил по себе здесь нелучшую память, да и именно на Неаполе он обломал зубы во время своей первой кампании в 1191 году, и поэтому пропагандисты Савойского дома благоразумно пропустили этого монарха. Его место на фасаде занял его сын Фридрих II (1194-1250), император, король Германии, Сицилии, Иерусалима, сначала любимый сын, а затем вечный противник папства, и, к тому же, основатель Неаполитанского университета.

Здесь тоже без романтизма не обошлось, но что уж поделаешь: Фридрих до сих пор любим и уважаем и в Неаполе, и Апулии, и на Сицилии. Кстати, он был еще и писателем: его книга о соколиной охоте, переписанная при его сыне - несчастном Манфреде, сохранилась.

Далее идет Карл I Анжуйский (1227-1285), король Сицилии с 1266 года, а после Сицилийской вечерни оставшийся королем только материковой части государства. Он перенес столицу в Неаполь, то есть именно его можно считать первым королем Неаполя; он основал Анжу-Сицилийскую династию, взлеты и падения которой я описывал ранее; но он же покрыл себя вечным позором, казнив юного Конрадина (тоже в Неаполе, кстати). В свеженаписанной итальняской истории Карлу была отведена роль монстра и душителя, а Сицилийская вечерня, в результате которой он был изгнан с острова, попала в нынешний гимн Италии. Скульптор явно не любил Карла: посмотрите на это жестокое и одновременно самовлюбленное лицо

Последних анжуйцев из Неаполя вытеснил Альфонс V Арагонский, он же Альфонс I (1394-1458). Мы с вами видели его гроб, его триумфальную арку, а вот теперь можем и в лицо ему поглядеть:

С потомками Альфонсу не повезло, и в результате Итальянских войн Неаполь попал под власть арагонского короля Фердинанда II (в Неаполе он был III-им) - племянника Альфонса. Поэтому формально Фердинанд для Неаполя - это тоже член Арагонской династии. А вот его внук и наследник Карл V (1500-1558), император в 1519-1556 годах, король Испании, Неаполя, Сицилии и Сардинии в 1516-1556 годах, во владениях которого никогда не заходило солнце, - это уже член новой династии Габсбургов.

Тут уже скульптор вдохновлялся парадными портретами, и за официозом трудно разглядеть усталого человека, всю жизнь мотавшегося по своим бескрайним владениям, разбитого подагрой и умершего в монастыре.

Испанские Габсбурги в Неаполе сменились их австрийскими кузенами, но император Карл VI в Неаполе даже ни разу не был. Поэтому когда в 1734 году в Неаполь вступил юный принц Карл Бурбонский (1716-1788), его встретили с ликованием. Я уже неоднократно вспоминал этого короля в своем журнале: и на неаполитанско-сицилийском (1734-1759), и на испанском (1759-1788) тронах он показал себя лучшим образцом просвещенного монарха. Его портреты и статуи у меня уже неоднократно мелькали, поэтому, думаю, вы его без труда узнаете.


Ну а дальше - неприлично. Потому что во время наполеоновских войн Неаполем в королевском чине правил Иоахим Мюрат (1767-1815).  Бурбоны никогда бы не догадались поместить статую этого выскочки на фасаде дворца, а Савойский дом в сущности был таким же сборищем узурпаторов, и им стыдиться своего предшественника было не к лицу. Итак свергнутый и казненный неаполитанский монарх дон Джоакино перед вами:

Ну и завершает эту череду правителей padre della patrie (так написано на его гробнице в Пантеоне) Виктор Эммануил II (единственная в этом разделе не моя фотка):

Вот так, путем маленьких подтасовок и подрисовок в былой истории Виктор Эммануил занял свое место среди основателй королевских династий, правивиших Неаполем. В законности его правления никто уже сомневаться не мог.
Но примирение Неаполя с Савойским домом  произошло не в результате выставления напоказ мраморных истуканов. Молодая принцесса Неаполитанская и Пьемонтская Маргарита узнала в Неаполе и полюбила местную пищу бедняков - пиццу с моццареллой и томатами. Взойдя на итальянский трон вместе со свом мужем Умберто I, она сделала пиццу модной. Так началось шествие неаполитанской пиццы "Маргариты" по Европе и миру. 


Во дворце находится музей, так что за вполне приемлемую мзду можно погулять по королевским апартаментам. Фотографировать помещения без спец. оборудования - дело бессмысленное, поэтому фотографий не будет.

А вот за следующим, тут уже без всякой иронии, шедевром, придется прогуляться вдоль фасада почти что до самого Кастель-Нуово. Ворота в дворцовый сад охраняют кони Клодта - "родные братья" тех, что стоят на Аничковом мосту в Петербурге:





Фотографии - не мои, а честно украдены из Вики. У меня они как-то темненькими получились.
Историю их поялвения в Неаполе можно найти у моей постоянной и любимой читательницы ir_cha Вкратце дело было так. Жена Николая I Александра Федоровна лечила какую-то свою хворь в Палермо, а Николай I ее туда отвез и оттуда забрал (как выяснилось, ехала она сама). По пути из Сицилии в Россию он заезжал в гости к своему коллеге Фердинанду II, королю Обеих Сицилий, и подарил последнему клодтовских коней.

Кстати, примерно напротив коней находится неплохая пиццерия, где много видов пиццы названы именами неаполитнаских монархов. Мне особенно понравился Don Joacchino, так что могу похвастаться: это именно я съел Иоахима Мюрата)))

На этом мы временно притормозим. Возможно до отпуска я еще успею Вам рассказать о неаполитанских фуникулерах и о музее Чертоза Сан-Мартино.

  sibeaster

http://sibeaster.livejournal.com/?skip=30&...

 

Наверх страницы

Отели в Италии