...или Неаполь со стороны моря и катакомбы Святого Януария.
По улицам Неаполя мы походили в первой части, и настало время взглянуть на этот древний город со стороны залива, потом спустится в сумрак катакомб Неаполя, общая длинна которых достигает 400км. Подземный Неаполь это вообще второй город, скрытый от глаз людей. Но всё по порядку. Начало октября выдалось теплое, и в этот солнечный день мы отправились в небольшое морское путешествие. Морской вокзал спрятался за Новым замком. Оттуда мы и начнем осмотр гавани. Отдать швартовы.
Кто-то из известных сказал, что Неаполь был бы раем, если бы не неаполитанцы. Но поверьте мне, если сюда переселить северян, то Наполи перестанет быть столь харизматичным. Согласно легенде, Неаполь основан еще до нашей эры. Назывался в ту пору он Партенопой. Позднее Неаполис- Новый город. Вообще столица Кампании может похвастаться бурной историей — когда-то она была крупнейшим городом Римской империи и Византии, частью Королевства Сицилия (в XVII веке Неаполь даже стал вторым по величине европейским городом после Парижа!). Но, как ни странно, в мировую историю Неаполь привели всего две вещи — мафия-каморра и пицца. Но помимо всего этого, Неаполь доставляет истинное эстетическое удовольствие при созерцании. Этим мы и займемся.
Что должен сделать всякий уважающий себя турист утром в Неаполе, так это позавтракать лучшей в мире пиццей в ресторанчике на набережной. Можно пить домашнее вино, но и местное пиво обходить стороной не стоит. Я набросился на пиццу, и лишь умяв почти половину, догадался сфотографировать этот простой завтрак для бедных. Ну по крайней мере так была придумана пицца.
Будучи в Неаполе, нельзя не замечать всем известный вулкан Везувий. Он является отличным фоном для этого города. У его подножия находятся пригороды Наполи.
Не могу не снимать порт. В портах есть какой-то особенный колорит, с детства меня цепляющий. Я вырос в порту, в порту же сейчас и работаю.
Корабли береговой охраны и церковь Сан-Франческо ди Паоло (San-Francesco di Paola), построенная в 1836 году, по велению короля Фердинанда I Бурбона.
Морской вокзал с фасадной части. На вершине холма замок Святого Эльма.
Больше, больше пароходов!
Маяк на входе в гавань порта.
То же самое с чуть иного ракурса. Мы вышли из порта и двинулись вдоль берега.
Западная часть города.
А это восточная, современная.
И совсем рядом с городом, в 15 км от центра, вулкан Везувий и пригороды Неаполя. Те самые Помпеи ещё чуть правее.
А мы уходим дальше на запад.
Замок Яйца со стороны воды. Снимки с берега были в предыдущей записи.
Неаполь очень красочный, чего в принципе не ждёшь от мегаполиса.
Нашу пасудину ощутимо кидает на волнах и ветер на палубе норовит вырвать камеру из рук. Не лучшие условия для съемки, должен заметить.
Шикарные виды из окон, надо полагать.
Оборачиваюсь назад. Остров Капри в морской дымке. До него прилично, но контур хорошо просматривается в южном направлении.
Но берег Неаполя все-таки красочнее.
Видите полузаброшенное здание в самой середине. Справа от него можно купаться, там есть городской пляж.
Ещё раз замок Святого Эльма, в который мы не попали. А почему, я расскажу чуть ниже.
Фаро Капо Мисено. Маяк на одноименном мысе. Слева от него монте ди Прочида и глубше Поццуоли - дальний городок спутник Неаполя. Кто-то считает Поцуолли пригородом, кто-то самостоятельной административной единицей. Не суть.
Собственно так выглядит Наполи с воды, мы вернулись город. Как я и говорил, морской вокзал расположен прямо за Кастело Нуово.
И настало время спустится в подземный Неаполь. Я выбрал катакомбы Святого Януария. Общая же протяженность тоннелей под городом достигает 400км. Что бы найти вход в катакомбы Януария, ориентируйтесь на музей Кападимонте, на севере города. Возможно придется воспользоваться автобусом.
Catacombe di San Gennaro), площадью около 5600 квадратных метров, высечены в толще туфа внутри холма Каподимонте и заключают в себе до 2000 ниш-локул и 500 аркосолиев, погребальных сооружений в виде низкой глухой арки. Попросту говоря могильные ячейки.
В гордом одиночестве побродить по древнему могильнику вам не удастся. Придется подождать гида. Хотя группа в моем случае была мизерная, всего 5 человек включая меня. Поэтому можно спокойно отстать и вдоволь посовать нос в самые укромные уголки залов. А полазать тут есть где. Поскольку город на этом месте существует уже без малого 2,5 тысяч лет (Неаполис был заложен греками в 470 году до н.э.), то за это время вырос огромный культурный слой, а под землей возникла разветвленная сеть многочисленных ходов самого разного предназначения. Это и подземные погребальные галереи, и тайные раннехристианские церкви, античные акведуки, цистерны и ходы между зданиями.
Катакомбы святого Януария, самые обширные в южной Италии, находятся под одним из самых густонаселенных и характерных кварталов Неаполя (Napoli), в районе Санитà (rione Sanità), и составляют важную часть истории города, тесно переплетенной с историей его святого покровителя Януария , останки которого были перенесены в эти катакомбы в V веке. С тех пор эти захоронения стали местом паломничества и оставались таковым до конца IX века. Они были забыты на века и заново открыты в наши дни.
Вообще под городом фактически есть второй город, где во время войны пряталось неапольское подполье, скрывались от бомбежек жители города, а уже позже тайные ходы облюбовала итальянская мафия. Еще 30 лет назад в тайных ходах подземного Неаполя, местная мафия каморра давала клятвы на кровы, а уже 21-м веке была расрушена последняя нарколаборатория преступного синдиката, так же находившаяся в глубине тоннелей. Правда это было в другом районе города.
Самыми древними захоронениями в Неаполе (Napoli) являются катакомбы догреческого периода в районе Матердей (Materdei), построенные в III тыс. до н. э. Ровесники мальтийских подземных храмов. Но в ту пору еще поклонялись матери Земле, а мы же ходим по христианскому кладбищу.
В некоторых нишах сохранились фрески, свидетельствующие о христианском характере захоронений. По словам экскурсовода, самая древняя группа фресок датируется учеными 14-м веком.
С 1620 до 1660 года мертвецов в неаполитанских катакомбах было принято хоронить так: тело усаживали, давали ему высохнуть, отделяли голову, обезглавленное тело хоронили в обычной могиле. Через некоторое время оставшийся от головы череп ставили в нишу, посвященную мертвецу, рядом с его портретом-фреской. Понятное дело, такие почести были не для всех, а только для избранных — святых, видных городских чиновников или просто богатых людей. Как хоронили низших я вам не скажу, потому что сам не знаю.
Катакомбы святого Януария имеют два уровня, которые, однако, не расположены непосредственно друг над другом. Самая старая часть образовалась в течение достаточно длительного периода между концом II и началом III веков. Из так называемого «нижнего зала» (vestibolo inferiore) постепенно в течение веков были прорыты галереи нижних катакомб, которые образовали обширную сеть коридоров, расположенных в одном уровне. В стенах коридоров и залов выбиты ниши, где собственно и находили свой последний приют усопшие.
Верхние катакомбы, начинающиеся от древней гробницы, называемой «верхним залом» (vestibolo superiore), известны расписанным фресками сводом конца II века и небольшой «епископской криптой» (cripta dei vescovi), расположенной при месте захоронения останков святого Януария, где были погребены некоторые из первых епископов Неаполя, а величественная «Большая базилика» (basilica maior) является результатом обширного преобразования находившихся здесь ранее галерей, после того как в V веке сюда были перенесены мощи святого. Кое где проходы перегораживают ленточки. Ходить туда не рекомендуется, можно заблудится, ведь многие ходы простираются на километры, а сделав несколько поворотов в темноте легко потерять ориентацию в пространстве.
Пойду догонять группу.
В целом экскурсия в катакомбы меня очень впечатлила. Есть ближе к центру и музейные спуски. Там инсталляции на тему второй мировой, и более поздние катакомбы под храмами, расписанные фресками как залы церкви, и у вас есть выбор. в какие из катакомб заглянуть.
Иду на голоса группы, петляя между нишами.
Вся экскурсия заняла часа полтора и вышли мы на свет далеко от входа.
Вот снова фрески, нарисованные 600-700 лет назад.
Нет, это не выход, хотя тут можно увидеть небо, это вход в церковь, вписанную в скалу. Но здесь самые глобальные галереи.
Высота проходов тут достигает пяти метров. Длина же тоннелей просто невероятная. Идем?
Следуем по центральному проходу.
На пути минуем несколько перекрестков. Боковые ходы столь же глобальные как и центральный. Грандиозно, волнующе, интересно.
Закончим с подземельем и выберемся на солнышко. А вышли мы в километре от старта, после чего пришлось созваниваться и встречаться где-то по дороге. Так я оказался в окраинной части Неаполя.
Ну да, никаких сомнений - это Неаполь!
Проходя по мосту делаю снимки через сетку.
Какой же он разный, этот Наполи.
Иногда это просто какая-то Одесса.
Не знаю, что там пишут про горы мусора. Его нет даже рядом с контейнерами.
А у меня в плане осталась одна локация- это форт Святого Эльма над городом, со смотровой площадки которого, открывается красивый вид на бухту и Везувий. Спустились в метро... Подозрительно тихо для 10 часов утра. Но табло обещает поезд через 4 минуты. Ждем. Громкоговоритель что-то вещает на итальянском. Подошёл поезд, замедлился и умчался в противоположный тоннель. Ну ладно, следующий через 10 минут. Подходит, останавливается. Тушит свет в вагонах и глушит двигатель. Финита ля комедия. Тут я уже соглашаюсь, что ждать дальше бесполезно и пора выяснить, что за фигня тут происходит. Наверху нас ждет охрана. Оказывается в 10:00 началась забастовка транспортников Неаполя и мы опоздали ровно на 1 поезд. Так мы к форту св.Эльма и не доехали. В этот день нам уже надо было уезжать в Рим на поезде. Пришлось тащиться до вокзала пешком. Славно погуляли. Попили пива по дороге, купили мне куртку и насладились неапольским колоритом в тенистых переулках по пути к вокзалу.
Последний взгляд на Наполи с привокзальной площади. Пора ехать дальше.
С итальянскими поездами нужно быть внимательными. Если поезд имеет 4 вагона, то не стоит ждать что 4-й вагон будет четвертым. В нашем случае в Таормине он оказался первым и мы бежали по ночному пустынному перрону к голове состава, ведь стоянка всего 2 минуты. Это Италия! А этот поезд Неаполь-Рим имел два третьих вагона, и нам указали какой их низ более третий. Ну и на том спасибо.
Аривидерчи Наполи, аривидерчи Везувий. Впереди Римские каникулы.