Как это часто бывает в Италии, очень интересные достопримечательности находятся где-то в глуши. Вот и в Умбрии такие места имеются, и первейшим из них можно смело назвать Монтефалько - крохотный городок, куда можно доехать только на редко ходящих автобусах из Фолиньо или Сполето (изучать нужно сайт Umbria Mobilita'). Во францисканской церкви на окраине Монтефалько по какой-то непостижимой прихоти судьбы поработали несколько звезд умбрийской живописи, в том числе Гоццоли и Перуджино.
Как водится, я заранее приготовился глазеть в автобусе по сторонам, чтобы не пропустить момент, когда мы из равнинных пригородов Фолиньо въедем на гору, на которой стоит Монтефалько. И опять-таки как водится, я все проспал))) Более того, на предыдущих выходных (т.е. на Пасху и Светлый понедельник) в Монтефалько был праздник местного вина, и я, разумеется, на него не попал. Впрочем, вино в Монтефалько дают дегустировать чуть ли не в каждой подворотне: все-таки туристов, любящих выпить, гораздо больше, чем чудаков, едущих сюда поглазеть на Гоццоли. Туземцы коварны: к билету в музей был приложен купон на бесплатную дегустацию в подвальчике, и я так надегустировался, что потерял бдительность и купил вино по астрономической для меня цене: 25 евро за бутылочку 0,3 л. Бесплатный сыр бывает в мышеловке, а купон - в Монтефалько, имейте это в виду.
Автобус кольцуется на автостанции, от которой по подземному переходу попадаешь прямо к воротам старого города:
Ворота называются по имени близлежайшей церкви Сант-Агостино XIII века. Там внутри есть фрески XIV - XV веков и несколько почитаемых мощей, но все это можно увидеть только в выходные (такая же ситуация ждала меня в Губбио).
От Сант-Агостино пара минут ходу до центральной площади города.
А отсюда еще минута ходьбы до церкви Сан-Франческо. Уже привычная ситуация: снаружи - сарайчик, а внутри - нет живого места от шедевров.
Изначально францисканцы жили за городом, но в 1335 году Монтефалько в течение трех месяцев находился в осаде, и бедным последователям святого Франциска некуда было ходить за подаянием. Поэтому, как только осада закончилась, францисканцы выпросили папского легата выделить им место для монастыря в городских стенах. Простенькая церковь была построена в 1335-1338 годах. Изначально это была однонефная церковь с боковыми капеллами, впоследствии стены между последними были разобраны, и храм стал трехнефным. По счастью, в последующие века у францисканцев не хватило средств для реконструкции, а в 1861 году монахов попросили на выход. Монастырские здания использовались под различные гражданские нужды, а церковь стала музеем.
В храм попадаешь через помещения бывшего монастыря и оказываешься в левом нефе. Далее путеводитель рекомендует обходить церковь по часовой стрелке, но я с вашего позволения сгруппирую капеллы по авторам фресок; мне кажется, так будет проще все изучить.
Итак, наш первый автор - Джованни ди Коррадуччо, чьи работы мы уже видели в Фолиньо. В монтефалькской Сан-Франческо этот мастер расписал четыре капеллы, из которых одна (капелла Страстей) у меня в памяти почему-то не отложилась - видимо, была на реставрации. Посему смотрим три оставшихся.
Капелла Вознесения Богородицы (для нас, идущих про билету, эта капелла будет первой - сразу при входе). Свод капеллы - это четыре пары святых (евангелист + отец Церкви):
Матфей и Амвросий Медиланский
Марк и блаженный Иероним
Лука и папа Григорий Великий
Иоанн Богослов и блаженный Августин
Капелла Благовещения. На сводах - юный Христос Пантократор и евангелисты
Матфей - ангел подставил спинку под книгу, чтобы апостолу было удобнее писАть
Марк - лев держит апостолу чернильницу
Лука - крылатый телец поддерживает книгу (невольно вспоминается детский анекдот: хорошо, что коровы не летают)
Иоанн Богослов
Еще одна капелла посвящена святому Антонию Великому. Путеводитель очень обтекаемо написал, что фрески Джованни ди Коррадцччо посвящены эпизодам из житий святого Антония и других святых - очень четко и понятно, не так ли?
Ну это понятно, что святой Антоний - вон сколько бесов его искушают)))
Чтобы не писАть отдельного поста, покажу еще расписное распятие из одноименной капеллы. Автор его так и называется - Мастер Распятия в Монтефалько.
Поразительная деталь: конечно же, святой Франциск просто целует раны Христа, но уж больно по-вампирски все это выглядит: