17 октября я поглядел аж четыре города с романскими соборами (а также иногда с церквами и замками) - Джовинаццо, Мольфетту, Бишелье и Трани. Они расположены один за другим на морском побережье и, что для путешествия важнее, по железнодорожной линии Бари-Фоджа; между соседними городами от силы пять минут на электричке. Т.о., искусство путешественника сводится к тому, чтобы списать дневное расписание электричек, и в промежутки между ними уместить посещение каждого из этих городов, при этом учитывая неизбежное зло - дневную сиесту. Поколдовав с расписаниями и изучив имеющуюся информацию о соборах, я пришел к выводу, что Джовинаццо, хоть и ближайший к Бари город, оставлю на самый вечер (в крайнем случае, им можно было бы и пожертвовать); на Трани выделю середину дня (в сиесту можно сходить в замок и поглядеть снаружи те церкви, что все равно закрыты для туристов, а по окончании перерыва пойти в собор); пришлось в теории пожертвовать и осмотром интерьера собора Бишелье (на сайте сообщалось, что он открыт только после 17-00, а это уже наглость). Сразу же скажу, что программу дня удалось выполнить полностью, собор Бишелье оказался по провиденциальной случайности открыт во внеурочное время, и даже Джовинаццо успел поглядеть на закате. Правда, тот день вызвал некоторое утомление - слишком много всего в него уместилось, так что в последующие дни приходилось немного принуждать себя любоваться достопримечательностями)))
Итак, Мольфетта. Город впервые упоминается в 925 году, последовательно принадлежал византийцам, норманнам и т.д. вплоть до вхождения в единую Италию. Расцвет город приходится на XI - XIII века, когда Апулия была передним краем Европы как в торговле с Левантом, так и в Крестовых походах. Город то принадлежал различным феодалам, то отходил в королевский лен. С 1522 года и вплоть до упразднения феодализма Мольфетта была столицей герцогства, принадлежавшего последовательно семействам Капуя, Гонзага (их гуасталльской ветви) и Дориа. 18-19 июля 1529 года, во время Итальянских воин, город был разорен французами, что послужило началом долгого упадка (понятно, что в упадке Мольфетты, как и всего Средиземноморья, виноваты еще и Колумб с турками). С 1071 года в Мольфетте находится епископская кафедра (один из местных епископов Джованни Баттиста Чибо стал в 1472 году папой Иннокентием VIII), в 1837 году к ней была присоединена соседняя епархия Джовинаццо-Терлицци, а с 1986 года под омофор мольфеттского епископа перешел еще и Руво.
В Мольфетте аж два собора - нынешний Новый (Санта-Мария-Ассунта) и прежний Старый (Сан-Коррадо). По пути от вокзала к морю вы сначала наткнетесь на новый собор. Он был построен в 1610-1744 году иезуитами, а вскоре после изгнания их из королевства сюда в 1785 году была перенесена кафедра епископа Мольфетты. И снаружи, и изнутри собор - типичная иезуитская постройка (все же помнят, что почтенные отцы строили свои церкви по образцу римской Иль-Джезу?), так что при недостатке времени его можно и пропустить. У меня времени было в избытке, и я решил собор посмотреть. И каково же было мое удивление, когда оказалось, что в маленькой боковой капелле св. Таин, при стечении аж десятка старушек, в понедельник мессу служил...епископ. Без всякой помпы, без хора, в сослужении аж одного пресвитера...Воистину, наши западные собратья не устают меня удивлять))) Ну а любители макабра могут увидать в соборе в открытом виде мощи покровителя Мольфетты - святого Конрада Баварского, между прочим, сына баварского герцога, да еще и дяди императора Фридриха Барбароссы.
Наша же цель - не стандартный иезуитский новый собор, а прекрасный романский старый, стоящий на морском берегу. Понятно, что раньше город был огражден стеной, и такой красивой панорамы не было, но, благодаря объединению Италии и последующему "разоружению" городов от душивших их стен, теперь из бухты открывается изумительный вид на собор.
Это, повторюсь, вид с бухты, то есть с юго-запада. Левее собора, в бывшем форту, находится какое-то военное учреждение, которое снимать нельзя (есть объявление), так что поневоле собор на фотографиях оказался не в центре.
С севера, со стороны открытого моря, собор тоже прекрасно виден:
(Оцените погоду, кстати. Весь день было очень ветрено, но солнечно; это сыграло со мной злую шутку во вторник). Вот еще неплохой ракурс.
Старый собор построен около 1150 года, до 1785 года он был кафедральным и назывался Санта-Мария-Ассунта, и здесь хранились мощи святого Конрада. В 1785 году мощи и название "переехали" в новый собор, а старый, уже без мощей покровителя, стал зато называться Сан-Коррадо.
Собор прекрасен своей провинциальностью: простодушные горожане сначала облепили здание новыми капеллами еще "во время оно" , не думая о нарушении первоначального замысла, а азтем еще и домов вокруг настроили вплотную.
Поглядите на западный фасад:
"Сарайчики" слева и справа - это две капеллы: Санта-Мария-делла-Карита (слева) и Сант-Антонио (справа). Причем новые капеллы изначально построены не как забегаловки за занавесочками для особенно благочестивых (частое явление в барочных храмах), а как вполне себе самостоятельные церкви с апсидами:
При этом собственно у собора внешней апсиды, как это было принято в апуло-романских церквах, нет)))
Вот еще одна капелла, пристроенная к северо-западному углу собора:
Тоже с апсидой, как видите; это - часовня святой Екатерины.
К северному фасаду пристроена еще одна капелла с апсидой, называется Сан-Джулиано:
Свободная от капелл часть северного фасада украшена ложными арочками:
А какие тут метопы:
"Крокодил Гена"
"Морда кирпичом"
"Сейчас заплАчу"
Восточный фасад собора выходит на узкую улочку, так что ракурсы - какие получились))) Как видите, внешней апсиды нет, парадное восточное окно есть - все, как полагается в апуло-романских соборах.
И кто же это справа за зверь? Слева вроде бы лев...
Ну и мольфеттский вариант устен истины (правда, высоковато; рукой не достать):
Самые внимательные читатели уже, надеюсь, увидали главную особенность собора Сан-Коррадо. Это - не чистая базилика, а помесь ее с купольным храмом. Поглядите на самые первые фотографии: вы обязаны увидеть там два купола, а самые глазастые - даже три (третий - самый маленький, он запрятался между двумя башнями). Купола, как нарочно, выполнены грубо, но они есть! Вот вам еще картинка среднего купола, выхваченная из двора, примыккающего к южной стене собора:
Я даже план сфотографировал, чтобы стало понятнее:
Для тех, кто поедет по моим стопам. Я дал маху и практически не фотографировал планы церквей (они есть на инфостендах). А меж тем для специалистов (я-то жалкий любитель) архитектуры планы апулийских церквей были бы очень интересны.
Дорогие сицилийские друзья и любители Сицилии! В Палермо есть две церкви, Сан-Катальдо и Сан-Джованни-дельи-Эремити, в которых по оси главного нефа расположены в ряд три купола. Есть ненулевые основания полагать, что такая архитектурная особенность была подсмотрена палермскими строителями в Апулии; по крайней мере, министр Майо, заказчик одной из церквей, а именно Сан-Катальдо, был родом "с каблука". Впрочем, собор Мольфетты здесь тоже вторичен. Первичной, судя по всему, была церковь Всех святых ( Оньисанти ди Кути) близ Валенцано. У меня в планы она никак не попадала, от Валенцано там идти с полчаса (https://goo.gl/maps/6NTuZw4oFrx), да и открыта она для туристов только после обеда в субботу и воскресенье, но если кто-то вдруг дойдет и увидит вживую, с меня виртуальная шоколадка)))