Они ровесницы: Эйфелева башня в Париже, возведенная ко Всемирной выставке 1889 года, и Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) в Турине, после многих трудностей достроенная и открытая том же году. Они антиподы: парижское металлическое диво, которое одним современникам казалось прекрасным, другим – ужасающим, и туринская башня старой доброй кирпичной кладки, снизу – неоклассика, сверху – неоготика.
Торжество неоклассицизма
Строительство туринской башни (впрочем, тогда еще никто и не ведал, что это будет башня, да еще такая высокая) началось в 1863 году, когда маститый архитектор Алессандро Антонелли (1798 – 1888) получил от еврейской общины Турина заказ на строительство синагоги. Отношения Антонелли с заказчиками сложились несчастливо из-за того, что страстью архитектора были высокие башни. Он уже прославился тем, что достроил базилику Сан-Гауденцио в Новаре куполом и шпилем, и в туринском проекте твердо вознамерился превзойти самого себя. В результате из представительного, но вполне компактного здания, синагога должна была, по его замыслу, превратиться в "Mole" - громадину, исполинское сооружение. Антонелли внес в проект изменения, после чего высота здания с 66 метров увеличилась до 113-ти. Пропорционально высоте выросла смета и удлинились сроки строительства. Все это никак не устраивало еврейскую общину, и не только из-за удорожания проекта. Высокий острый шпиль, делавший здание похожим на готический собор, не соответствовал традициям строительства синагог. В результате в 1869 году работы были приостановлены, а будущая башня так и осталась стоять с временной крышей.
Первоначальный проект синагоги
Эволюция проекта
Макет башни
В 1873 году муниципалитет Турина выкупил недостроенное здание, предложив еврейской общине участок земли
в престижном районе города близ Корсо Витторио Эммануэле, где и была возведена красивая синагога в традиционном мавританском стиле.
Туринская синагога в мавританском стиле
Строительство гиганта-моле возобновилось, причем общая высота здания по окончательному проекту достигла 167,5 метра. Руководил строительством все тот же 90-летний Антонелли, который часто поднимался на лифте под купол, чтобы лично наблюдать за работами. Архитектор умер, меньше года не дожив до окончания строительства в 1889 году. Внутренняя отделка башни была завершена лишь в 1909 году, после чего в удивительно эффектном, но малофункциональном здании был открыт Музей Рисорджименто – итальянского освободительного движения, центром которого считается Турин. В 1938 году музей Рисорджименто переехал в более подходящее для экспозиции палаццо Кариньяно, а башня Моле Антонеллиана гордо продолжала нести звание самого высокого кирпичного здания в Европе, пока в 1953 году с ней не произошло несчастье. Ураганный ветер повалил 47-метровый шпиль. К 1961 году здание было восстановлено и приняло первоначальный облик, но оно утратило свою "каменную" идентичность: в ходе реставрации только внешняя часть купола была облицована кирпичом, а изнутри его укрепили стальными конструкциями и железобетоном.
Между куполом и шпилем, кака раз на середине высоты Моле,
маленький классический "храмик" - "темпьетто".
В 2000 году, наконец, нашлось достойное применение для огромного полого пространства Моле Антонеллиана: здесь разместился Национальный музей кинематографии (Museo Nazionale del Cinema). Основанный коллекционером и историком Марией Адрианой Проло, интерактивный музей насчитывает 7 200 кинолент,
300 000 афиш, 20 000 книг и многое другое. Он входит в двадцатку самых посещаемых музеев Италии.
Головокружительный подъем на лифте
Взгляд на музей кинематографии из кабинки лифта
Внутреннее пространство башни опоясывают галереи, экспозицию можно увидеть не только посещая музей, но и поднимаясь под купол Моле в лифте. Этот подъем требует некоторого мужества: в башне нет шахты, и лифт на тросе парит в пространстве, вознося пассажиров на смотровую площадку, с которой открываются (особенно в ясную погоду) виды на окруженный цепью снежных вершин Турин.
Виды на Турин со смотровой площадки Моле Антонеллиана
Так же как Эйфелева башня, ставшая символом Парижа, Моле Антонеллиана - самое знаменитое здание Турина, которое не минует ни один путешественник. Она изображена на итальянской двухцентовой монетке, ее очертания вдохновили создателей лого туринской зимней олимпиады 2006 года, и даже ликерные бутылки делают здесь в форме Моле.
Бутылки с ликером в форме Моле Антонеллиана
Лого Зимних олимпийских игр 2006 в Турине
по мотивам Моле Антонеллиана
http://ru-travel.livejournal.com/30076136....
marinagra